Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Красота неразрывно связана с человеческой душой, ее работой, поведением, языком, внешностью. Творческая душа человечества, в том числе и русского народа, создала настоящие шедевры воспитания в детском чувстве красоты: от маминой колыбельной до сложных искусств, которые могут овладеть человеком в течение его жизни, если их основа заложена в дошкольном детстве.
Будучи нацеленным на формирование творческой личности, способной воспринимать прекрасное и безобразное, наделенной чувством меры в создании художественных ценностей, эстетическое воспитание предполагает развитие чувственной сферы личности, тесно связанной с ее нравственным миром.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Состояние проблемы в научной литературе по теме исследования
Предметом эстетического воспитания является эстетическое отношение к окружающей действительности: труду, природе, искусству, поведению и т. д.
Невозможно представить себе мир, в котором люди не понимают красоты, не замечают проявлений красоты в повседневной ржи и не реагируют на них искренне, поэтому очень важно, как ребенок начинает воспринимать окружающий мир, открывать для себя все многообразие проявлений красоты, учиться видеть, чувствовать и понимать красоту.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве, можно создавать [27, с.40].
Эстетическое воспитание включает эстетическое развитие, организованный процесс формирования эстетического восприятия, эмоционального опыта, творческого мышления, эстетических потребностей.
Развитие личности обусловлено двумя основными достижениями человечества - наследственностью и культурой (материальной и духовной).
Исходя из того, что животные и люди способны эмоционально реагировать с рождения на элементарные зрительные и слуховые раздражители, некоторые ученые считают эти реакции элементарным эстетическим отношением, а роль воспитания видят в пробуждении и развитии способности детей воспринимать и переживать прекрасное, героическое, трагическое в жизни и искусстве.
С возрастом у детей улучшается не столько естественная абсолютная и дифференцированная чувствительность, сколько способность использовать воспринимаемое разнообразие цветов и звуков для понимания содержания предметов, образов в произведениях и передачи своих художественных идей.
В результате многолетних исследований динамики эстетического развития детей выявлено появление эстетических оценок различных сфер жизни, а также отсутствие четких возрастных ограничений по уровню эстетического отношения ко всему. Это подтверждает мнение психологов о том, что уровень и характер деятельности детей вносит коррективы в возрастную периодизацию. Именно ведущие виды деятельности, определенные самими детьми и предлагаемые в образовательном процессе, являются факторами, определяющими различия в уровнях, как общего, так и специального развития [21, с.52].
Есть основания полагать, что эстетическая установка как способ человеческой деятельности во всем ее объеме является предметом образования. В процессе воспитания (во всех его смыслах) проявляются природные способности человека, создаются условия для их развития и на основе этого формируется система способностей к эстетической деятельности. Воспитатели стараются развить его до уровня, обеспечивающего необходимое эстетическое отношение к миру. Таким образом, сущность эстетического воспитания заключается в целенаправленном формировании и развитии человеческого подхода к миру с необходимостью его совершенствования, привлечения к потреблению и созданию ценностей эстетической культуры общества.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на эффективность.
1.2 Виды, формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников в детском саду
Содержание эстетики детей, ориентированное на формирование эстетической культуры, предполагает: развитие у детей способности воспринимать в природе, в творчестве, в произведениях искусства, окружающую действительность, поведение людей, которые хотят наслаждаться этим прекрасным [8, с.61].
Структурными компонентами эстетического воспитания являются эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетическое чувство, эстетическое суждение, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическая деятельность. Они определяются умственной, нравственной, эмоциональной, духовной деятельностью человека и предопределяют существенные изменения его отношения, убеждений, поведения, способствуют эстетической деятельности человека, развитию его творческих сил и способностей в соответствии с объективными законами красоты.
Эстетическое восприятие является начальным моментом в формировании эстетического отношения к действительности, то есть, первоначальные знания о явлениях. Это выражается в общем наблюдении, умении замечать прекрасное и обращать на него внимание. То, что воспринимается и как определяется личностными особенностями ребенка. Тонкая поэтическая природа видит мир особым образом.
Хотя эстетические впечатления возникают только в результате непосредственного контакта человека со значимыми объектами, опыт показывает, что этого недостаточно: просто видеть и видеть окружающую красоту – вещи разные.
Природа восприятия зависит от того, что мы вкладываем в воспринимаемое и как, в каком направлении мы его интерпретируем. Поэтому важно установить выявление и регистрацию эстетических особенностей, восприятие, оценить эстетически.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с эстетическими чувствами, которые возникают в процессе восприятия красоты и отражают отношение человека к красоте.
1.3 Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Формирование художественно-эстетической компетентности детей происходит в разных видах художественно-эстетической деятельности: на занятиях по изобразительному, музыки, хореографии; при ознакомлении с произведениями художественной литературы; при посещении театра, музея; в течение общения с природой и тому подобное. Дошкольник способен передавать свое отношение к различным видам искусства; ориентируется в названиях его основных видов (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное) в одном-двух жанрах, например, изобразительного искусства (пейзаж, портрет) и названиях предметов, связанных с изобразительной деятельностью; называет некоторые виды изобразительной деятельности (вышивка, резьба, ковроткачество и т.д.); употребляет слова для обозначения соответствующих действий (дорисовать, раскрасить, вырезать, склеить и т.д.); называет оттенки цветов. Дошкольник берет на себя роли «художника», «скульптора», «мастера», «конструктора», мотивирует выбор деятельности и материалов, передает характерные признаки предметов (форму, пропорции, цвет, фактуру, размер) [24, с.38].
По мере развития воспитанников все более усложняются композиции детских рисунков, аппликаций, лепка, конструирование предметов и окружающей действительности. Ребенок активно и творчески выражает эмоциональное отношение к ним, причем его творчество привлекает искренностью чувств и яркостью красок. Дошкольнику становится все интереснее творить вместе со сверстниками, определять участие каждого в общей композиции, создавать художественный образ, благодаря чему рисунок как продукт творческих усилий приобретает оригинальности и неповторимости. Ребенок отражает в рисунке характерные особенности персонажей (добрый, веселый, злой) выделяет в лепке, аппликации и конструировании реальное и сказочное, типичное и особенное; замечает недостатки в своих работах; может эстетически оценить конечный результат своих художественных стараний.
Дошкольник восторженно и эмоционально слушает музыку; определяет общий характер и настроение музыкального произведения; ассоциирует определенный музыкальный образ с собственным мировоззрением. В значительного большинства детей в этот период возрастает способность индивидуально интерпретировать, развиваются музыкальные способности, возникает желание научиться игры на музыкальных инструментах [19, с.52].
Родителям и педагогам необходимо взвешенно относиться к выбору ребенком желательных для прослушивания музыкальных произведений, предлагать его виду не только легкую, ритмичную взрослую музыку, но и классическую и детскую. Взрослым следует упражнять дошкольника в определении жанра музыкального произведения, названии инструмента, на котором он выполняется; отгадывании пьес, включенных в музыкальную викторину.
Важно учить ребенка различать «музыку природы» - пение птиц, звуки различных насекомых, шелест листьев деревьев и волн воды и т.д., сравнивать естественную музыку с созданными людьми мелодиями, находить в них общее и различное.
В различных сферах жизнедеятельности взрослые используют высоко художественную музыку с яркими образами, разными настроениями, под которую можно по-разному воспроизводить ходьбу, бег, прыжки, движения рук и тому подобное.
Ребенок дошкольного возраста ориентируется в вариативности театров (пальчиковый, настольный, театр игрушек, теневой театр, кукольный театр, театр картинок), понимает особенности и различия между ними; театральную терминологию (три блока: актеры - актер, труппа, режиссер, костюмер, гример, художник, зрители, успех, аплодисменты; представление - сюжет, сценарий, премьера, часть, антракт, финал; театр - афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, декорации) [9, с.46]. Воспитанники сознательно относятся к усвоению знаний о театре как выражение жизненных ситуаций в актерской игре; получают представление о различных видах театра, их особенности, назначение.
Влияние на формирование художественно-эстетической компетентности дошкольников имеют эстетические факторы окружающей среды: дизайн здания детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда (дизайн комнаты , мебель, игрушки). Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют выработке эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
ГЛАВА 2. Описание практического опыта работы по теме исследования
2.1 Изучить опыт педагогов-практиков по теме исследования
Характерной особенностью исследуемой проблемы можно определить вариативность и разнообразие программ (государственные «Малютка», «Ребенок», региональные, авторские «Ребенок в дошкольные годы», «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» и другие), по которым осуществлялась учебно-воспитательная работа в дошкольных учебных заведениях России, что привело к разрыву на практике единства требований по реализации содержания эстетического воспитания. Программами обеспечивался интегрированный и комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания детей в дошкольных учебных заведениях.
Важным было то, что на практике воспитатели имели возможность конкретизировать все разделы программы в соответствии с историей, традициями, особенностями своего региона, выбирать те темы и произведения, которые наиболее соответствуют запросам, интересам и потребностям дошкольников, поскольку тематика занятий по предметам эстетического цикла (музыкального, изобразительного, литературного), а также репертуар к музыкальным занятиям определялись как ориентировочные.
Вышеупомянутое внесло существенные коррективы и к обогащению содержания эстетического воспитания дошкольников. Анализ деятельности дошкольных учебных заведений свидетельствует, что в процессе эстетического воспитания воспитатели привлекали детей к красоте и гармонии, к национальному и мировому искусству, пробуждали их творческие силы, стремление заниматься различными видами художественной деятельности. Содержание эстетического воспитания, реализовывалось в процессе специально организованной учебной деятельности (на занятиях), совместной деятельности детей и воспитателей (игровой, изобразительной, конструктивной) и самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, самостоятельной художественного творчества). Следует отметить, что художественная творческая деятельность детей сочетала все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), языковое, словесное творчество, музыкальную деятельность, конструирование, художественный труд, то есть обобщала весь интеллектуальный и эстетический опыт ребенка.
Следует отметить, что особое внимание в содержании дошкольного воспитания, в частности его эстетического аспекта, акцентировалось на воспитании средствами народного искусства. В соответствии с этим в учебно-воспитательном процессе дошкольных учебных заведений воспитатели оказывали дошкольникам основательные знания о народном искусстве родного края, о народных мастерах, национальной культуре, воспитывали у детей любовь и уважение к традициям своего народа, прививали интерес к изучению истории края, а также формировали в них практические умения и навыки декоративной аппликации, вышивки, изготовления изделий.
Главная цель изобразительной деятельности в дошкольных учебных заведениях заключалась в содействии воспитанию творческой личности. Содержание занятий предусматривало ознакомления детей разных возрастных групп с произведениями народного и профессионального искусства, овладение ими соответствующими приемами и навыками изображения. Тематика занятий была тесно связана с сезонными явлениями природы, любимыми детскими произведениями художественной литературы, традиционными праздниками, знаменательными событиями [3, с.100].
2.2 Использование опыта педагогов-практиков в ДОО
Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения г. Оренбурга №8 «Семицветик» и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического развития является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально-театрализованная и изобразительная деятельность. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
С 2012 года коллектив дошкольного учреждения д/с №8 «Семицветик» работает над совершенствованием художественно-эстетического развития детей. При выборе приоритета в развитии воспитанников была проанализирована организация образовательной деятельности в учреждении. Работа предполагала тесное сотрудничество воспитателей, специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник взял на себя определенные функциональные обязанности в области художественно–эстетического образования.
Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигалась благодаря совместному планированию образовательного процесса. Особое значение придается развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.
Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
- создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей;
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с воспитанниками детского сада;
- дополнительные услуги;
- взаимодействие с родителями (законными представителями);
- координации работы с другими учреждениями
В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Для приобщения детей к миру музыки, детский сад располагает помещениями для музыкального развития дошкольников – двумя музыкальными залами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в детском возрасте эстетическая способность сосуществует с эстетической потребностью, а особое формирование эстетической потребности, духовной потребности в эстетических переживаниях являются неотъемлемой частью формирования способности к эстетической деятельности.
Такая «эстетическая встреча» способностей с потребностями создает предпосылки для развития творчества и формирования художественно-эстетического вкуса ребенка.
Важнейшая задача нравственного воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в себе.
Одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому целью эстетического воспитания является приобщение ребенка к культурным ценностям человечества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богданова, И. М.Педагогика: Учебное пособие / И.М.Богданова, И.В.Бужина, Н.А.Ковалерова и др. – Х.: ООО Одиссей, 2012. – 352 с.
2. Бочкарева, О.А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия / О.А. Бочкарева. - М.: Гардарики, 2017. - 96 с.
3. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию / О.А. Бочкарева. - М.: Высь, 2012. - 155 с.
4. Буров, А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания / А.И. Буров. – М.: Просвещение, 2015 . – 134 с.
5. Блудова, Ю. О. Становление художественно-эстетического воспитания в философской и педагогической литературе / Ю. О. Блудова. –Екатеринбург: РГППУ, 2015. – 113 с.
6. Ветлугина, Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – 48 с.
7. Ветлугина, Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 2014. – 200 с.
8. Волынкин, В.Н. Классные часы по этическому и эстетическому / В.Н. Волынкин. - М.: Образование, 2017. - 208 с.
9. Галанов, А.С. Занятия с дошкольникам и по изобразительной деятельности / А.С. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова С.Л. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 190 с
10. Джола, Д. М. Теория и методика эстетического воспитания школьников: учебно-методическое пособие / Д. М. Джола, А. Б. Щербо. – К.: ЗМН, 2015. – 392 с.
11. Дронова, О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте / О. Дронова //Дошкольное воспитание. – 2016. - №6. – С.97.
12. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2018. – 189 с.
13. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2019. – 237 с.
14. Эстетическое воспитание в семье / Сост. В.А. Разумный. – М.: Искусство, 2013. – 159 с.
15. Эстетическое воспитание в начальной школе / Под ред В.Н.Шацкой. – М.: Издательство АПН, 2015. – 246 с.
16. Иванцова, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцова // Воспитание школьников. – 2017. - № 5. – С. 16-18.
17. Казмерчук, И. Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы / И. Казмерчук, М. Федорова // Инновационный опыт педагогов дошкольного и начального образования: сб. науч.метод. пр. / Под. ред. В.Е. Литнева, Н.Е. Колесник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 110 с.
18. Клокова, Ю. Формирование художественно-эстетического вкуса у дошкольников / Ю. Клокова // Вестник Института развития ребенка (приложение): методические и практические материалы. - Вып. 2. - 2015. - С. 265 - 268.
19. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 144 с.
20. Комарова, Т.С. Занятие по изобразительной деятельности / Т.С. Комарова. - М.: Мозайка-синтез, 2011. - 16-20с.
21. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания дошкольников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
22. Матвиенко, С.И. Художественный труд и основы дизайна: учеб. пособие. / С.И. Матвиенко. - Нежин: НГУ им. Гоголя, 2016. - 201 с.
23. Москвичева, Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал / Л. Н. Москвичева. – М.: Высь, 2011. – 264 с.
24. Николенко, Д. Ф. Формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста / Д.Ф. Николенко. – К.: Сов. шк., 2014. – 95 с.
25. Одерий, Л. Развитие художественных и эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. Одерий // Актуальные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка на ранних этапах социализации. Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - Спецвыпуск 4. - Часть. 1. - 2016. - С. 217 – 222.
26. Уфимцева, Т.И. Воспитания ребенка / Т. И. Уфимцева. – М.: Наука. 2015. – 230 с.
27. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. – М.: Просвещение, 2013. – 215 с.
28. Халезова, Н. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах / Н.Халезова, Р. Чумичева // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С.52-54.
29. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Высь, 2014. – 167 с.
30. Шевчук, А. Ребенок в мире культуры / А. Шевчук // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9. - С. 15 - 21.