Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество Н.С. Лескова вызывает углубленный интерес у литературоведов с начала ХХ века. Особо актуальным является вопрос об особенностях изображения иностранцев в рамках художественного мира Лескова. Сложности в определении особенностей изображения Лесковым иностранцев обуславливается противоречивостью подходов исследователей к «национальному вопросу» в творчестве писателя. На данный момент не определено, как именно писатель оценивал представителей различных национальностей.
В частности, многими исследователями отмечается, что писатель проявлял предвзятое отношение к еврейским и немецким нациям (Ф.Ф. Фидлер, Г.И. Богров, В.В. Водовозов, С.Г. Левин и др.). Такие критики, как А.И. Введенский, Л.А. Аннинский, Ю.И. Гессен, напротив, отмечали беспристрастность, толерантность и справедливость писателя по отношению к другим нациям. Также выделяется период «антисемитских предубеждений» и период гуманистический в творчестве Лескова. Вопрос об особенностях изображения немцев и других национальностей, остается, таким образом, противоречивым и открытым.
Актуальность исследования обуславливается малоизученностью проблемы изображения образов иностранцев в творчестве Лескова, а также необходимостью анализа повести «Островитяне» на идеолого-проблематическом, образном и историко-культурном уровне.
Целью исследования является рассмотрение образов иностранцев в повести Н.С. Лескова «Островитяне».
Объект исследования – повесть Н.С. Лескова «Островитяне».
Предмет исследования – особенности образов иностранцев в повести Н.С. Лескова «Островитяне».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) на основе анализа теоретической литературы выявить взаимосвязь творчества Николая Лескова и немецкой культуры;
2) определить особенности поэтики портрета героев-немцев в повести «Островитяне»;
3) рассмотреть воплощение «немецкого пространства» в художественном тексте повести «Островитяне»;
4) обосновать особенности принципа диалогической дополнительности в творчестве Н.С. Лескова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) обзор и анализ теоретической литературы;
2) анализ творчества зарубежных авторов;
3) системно-целостный метод;
4) описательный метод.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды:
- об особенностях исторической обстановки и отношения русского общества XIX века к немецкой культуре (Л.Н. Афонин, С.С. Жданов, С.В. Оболенская, Ю.В. Стенник и др.);
- об особенностях изображения мира немцев и их образов в творчестве Н.С. Лескова (Д.Б. Гудков, Н.Ю. Данилова, С.И. Зенкевич, А.В. Келлер, А.П. Кашкарева, А.В. Кузьмин, А.А. Малиновский, А. Цинк);
- об особенностях различных произведений Н.С. Лескова на идейном, сюжетном и образном уровнях Н.С. Лескова «Островитяне» (Н.Ю. Данилова, А.А. Малиновский, З.Р. Саитова, Н.Н. Старыгина и др.)
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении уникальности воплощения образов и пространства представителей немецкой культуры в малоизученном произведении Н.С. Лескова «Островитяне», а также влиянии творчества Лескова на развитие национального характера и изображении этностереотипов в художественном произведении.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов литературоведения, а также при изучении курса литературы в школе.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Николай Лесков и немецкая культура
Интерес Н.С. Лескова к изображению «немецкой культуры» противоречило общему веянию в литературе XIX века. Особенностью изображения Лесковым немецкой культуры является неполитизированное и гуманистическое обращение к читателю, в то время как все иностранное воспринималось русской культурой и литературой как инородное и маргинальное [9, с. 197].
Видение Лесковым «немецкой» темы сильно контрастировало с интеллектуальным мейнстримом второй половины XIX в. Если у писателя преобладает опосредованное его героями не политизированное и гуманистическое обращение к читателю, то у В.О. Ключевского в образе «исторического» врага, вслед за темой «истоков» и «самобытности», со всей определенностью выступает «племя германское», потерявшее «со времени вступления России в общую жизнь» [цит. по 10].
Говоря о «немецкой натуре», Лесков находится в контексте гердеровских идей, но он, кроме «русского европейца», еще и христианин [11, с. 78]. Писатель не ослеплен идолом национальной идеи, напротив, лейтмотивом всего его творчества служат высокие идеи гуманизма и национальной терпимости. Балансируя на межкультурном зазоре, он недвусмысленно пишет в письме к К.А. Греве (5 декабря 1888 г.) о своем главном намерении – «единстве рода человеческого» [7, с. 331]. Несмотря на противоречивое отношение к другим культурам, Лесков пишет не только о русских праведниках и русском духе, но и о «нетипичных» иностранных, немецких и английских, праведниках, обладающих религиозной чувствительностью. В этом плане Лесков являлся представителем идей гуманизма и национальной толерантности.
При этом Лесков остается непреклонен в отстаивании своего отношения к различным национальностям без отдельного выделения той или иной нации. Он призывает к толерантности, признавая, что «все эти люди добрые верноподданные, но только разной культуры и разной натуры», что не снимает многих расхождений «в понимании вопросов нравственного порядка между русскими и “людьми западной культуры”» [11, с. 79].
Основной идеей творчества Лескова становится изображение представлений русских об иностранцах. Неприязнь к иностранцам, восприятие их через призму различных стереотипов и стало объектом художественного изображения в произведениях писателя. Целью творчества Лескова является не изображение непосредственно национального характера немцев, а именно представление русского о «чужом» в соответствии с русской ментальностью [21].
В связи с этим стоит отметить, что восприятие немецких представителей в России делилось на три типа в соответствии с социальными стратами: низшие и средние слои (крестьянство и городское население), космополитные элиты и «национальная» интеллигенция. Для крестьянства и средних слоев городского населения в восприятии немца преобладают положительные или нейтральные характеристики: «образ немца в русской народной культуре XVIII–XIX вв. – это отнюдь не образ врага, каким он станет позднее, еще до 1914 г., когда немцы оказались реальными врагами» [15, с. 182]. Однако к более высоким статусам в народе наблюдалось более негативное отношение. В XIX веке, особенно в середине века, происходит выработка негативного отношения к немецкому началу [20, с. 183].
В основном немецкая и иностранная культура воплощена в рамках произведений Лескова путем создания ситуаций столкновения (поединка, соперничества, подавления). При этом столкновению подлежат различные стороны характера и таланта иностранцев и русских. Однако трактовка особенностей черт характера немцев отличается у Лескова от общественного мнения. При этом писатель довольно точно описывает признаки «чужого», отмечая определенные черты характера в представлении русских и передавая его через особое отношение рассказчиков и персонажей к «чужим».
Передачу не достоверного портрета немца, а именно представления о нем в русской ментальности отметил Д.Б. Гудков, говоря о том, что в произведениях Лескова изображается не типичный немец, а «стереотип немца, существующий у русских» [2, с. 67], однако характеры, описываемые Лесковым, не являются статичными, в них присутствует особая динамика и развитие характеров, что не совпадает со стереотипными представлениями.
Как отмечают историки, неприятие немцев в русском обществе стало особенно заметным после Франко-прусской войны (1866) и совершившегося объединения Германии (1871) [15, с. 177]. П.П. Пекарский так выразил это отношение: «Никто из немцев не любим русскими: немца легко обольстить, когда им хотят воспользоваться, но потом его так же скоро попирают ногами, а внутренне всегда ненавидят и презирают» [цит. по 19, с. 90]. Негативное отношение к немцам было психологически близким читателю Лескова, эта особенность современных Лескову общественных настроений отразилась в повестях Лескова.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин Л.Н. Книги из библиотеки Лескова в Государственном музее И.С. Тургенева // Лит. наследство. Т. 87: Из истории рус. литературы и обществ. мысли, 1860–1890 гг. - М., 1977. - С. 150–151.
2. Гудков Д.Б. К вопросу об этнических стереотипах и межкультурных конфликтах (на примере рассказа Н.С. Лескова «Железная воля») // Функционал. исслед.: Сб. ст. по лингвистике / Ред. А.И. Изотов, В.А. Татаринов. - М., 1997. - Вып. 4. – С. 67-77.
3. Данилова Н.Ю. Диалог «своего» и «чужого» в художественном мире Н. С. Лескова (на материале произведений 1860 - 1880-х гг. об иностранцах и инородцах): автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.Ю. Данилова. – Санкт-Петербург, 2011. – 31 с.
4. Данилова Н.Ю. Немецкие образы в творчестве Н. С. Лескова // Ежегодник МАИИКРН. – 2016. – № 2. – С. 221–233.
5. Данилова Н.Ю. Диалог культур и диалог книг в повести Лескова «Островитяне» // Лесков Н.С. Островитяне: Повесть. - СПб. : Издательский дом "Азбука-классика", 2009. - С. 5-28.
6. Жданов С.С. Пространство Германии в русской словесности конца XVIII – начала XX века: автореф. дис. … канд. филол. наук / С.С. Жданов. – Томск, 2019. – 35 с.
7. Зенкевич С.И. Немцы в изображении Н.С. Лескова: повесть «Островитяне» // Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. - СПб.: Росток, 2005. - С. 331-338.
8. Кашкарева А.П. «Я не питаю никаких особливых чувств к детям»: о феномене материнства в творческом наследии Н.С. Лескова 1860-х годов// Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-ne-pitayu-nikakih-osoblivyh-chuvstv-k-detyam-o-fenomene-materinstva-v-tvorcheskom-nasledii-n-s-leskova-1860-h-godov (дата обращения: 12.05.2021).
9. Келлер А. В. 475 шагов в другой мир, или Изображение иностранного предпринимателя в произведениях Н.С. Лескова // Диалог со временем. - 2017. - Вып. 60. - С. 183-204.
10. Келлер А. В. Петербургский немец. Из истории токарного ремесла на примере повести Н. С. Лескова «Островитяне» // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2020. - №451. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peterburgskiy-nemets-iz-istorii-tokarnogo-remesla-na-primere-povesti-n-s-leskova-ostrovityane (дата обращения: 12.05.2021).
11. Кузьмин А.В. Инородец в творчестве Н.С. Лескова: проблема изображения и оценки / А.В. Кузьмин. - СПб.: Филол. факультет СПбГУ, 2003. - 124 с.
12. Лесков Н.С. Островитяне: повесть [Электронный ресурс] / Н.С. Лесков // Собрание сочинений в 11 тт. Т.3. – М.: ГИХЛ, 1957. – Режим доступа: https://rvb.ru/leskov/01text/vol_03/010.htm
13. Лесков Н.С. Переписка Н.С. Лескова с Л.Н. Толстым // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - М.: АО «Экран», 1993. - С. 334–415.
14. Малиновский А.А. Немецкая нить в ткани русской словесности: повесть Н.С. Лескова «Островитяне» // Русский язык в школе. - № 5. - 2013.
15. Оболенская С.В. Образ немца в русской народной культуре XVIII–XIX вв. // Культур.-антропол. история сегодня: [Сб. ст.] / Отв. ред. А.Я Гуревич. - М., 1991. - С. 177–179.
16. Саитова З.Р. Проблема национального характера в прозе Н.С. Лескова: Автореф. дис. … канд. филол. наук / З.Р. Саитова. - Магнитогорск: Магнитогор. гос. ун-т, 2007. - 19 с.
17. Серман И.З. Примечания // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. - Т. 3. - М., 1957. - С. 583–584.
18. Старыгина Н.Н. Мотив «русалочки» в «Островитянах» // Новое о Лескове: Научно-методический сборник. - М., Йошкар-Ола, 1998. - С. 38-52.
19. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века: (К постановке проблемы) // Рус. литература. - 1995. - № 1. - С. 76–92.
20. Суслов М.Д. «...Обезличил нас и властвовал над нами»: Понятие «немец» в российских позднеимперских политических дебатах // Вестник Пермского университета. - 2014. - История. Вып. 4 (27). - С. 180-193.
21. Цинк А. Деконструкция национального дискурса в творчестве Н. C. Лескова // Вестник ТГГПУ. - 2017. - №4 (50). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekonstruktsiya-natsionalnogo-diskursa-v-tvorchestve-n-c-leskova (дата обращения: 12.05.2021).