Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема восприятия пространства является актуальной для дошкольной педагогики, потому что именно этот возрастной период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств ребенка.
С самого рождения дети сталкиваются с восприятием пространства. С помощью взрослого они знакомятся с простыми видами пространственной ориентировки: наверху - внизу, впереди - сзади и т.д
Восприятие, наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением, входит в совокупность психических процессов человека. От развития восприятия дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Умение ребенка представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь ориентироваться на себе, в окружающей действительности. Формирование пространственных представлений у дошкольников осуществляется через различные средства обучения.
Развитость пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня развитости пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Поэтому развитие пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Одним из средств формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста является использование дидактических игр в различных видах деятельности.
Проблема исследования - какова значимость дидактических игр в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста?
Цель исследования – изучить особенности формирования восприятия пространства у детей и обосновать теоретически влияние дидактических игр на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают особенности формирование пространственных представлений у детей.
Предметом исследования являются конкретные условия формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста будет успешней, если изучить особенности формирования пространства, а так же подобрать и использовать в практике дидактические игры, направленные на развитие представлений и умение ориентироваться в пространстве.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и раскрыть теоретические аспекты понятия восприятие пространства.
2. Выявить особенности развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте.
3. Найти и изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей в дошкольном возрасте.
4. Проанализировать насколько эффективно применение дидактических игр в развитии восприятия пространства.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация изученного материала.
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и упражнений.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы в детском саду; при осуществлении планирования педагогического процесса по теме «ориентация в пространстве».
Новизна исследования: состоит в выявлении эффективности дидактических игр на более совершенное развитие пространственной ориентации в дошкольном возрасте.
Глава 1 Теоретические основы исследования развития восприятия пространства у детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятия пространственные представления
Одной из главнейших задач благоприятного изучения в школе считается формирование у детей дошкольного возраста представлений о пространстве.
Пространство– это изменение существования материи, не зависящая от нашего сознания действительность.[3,c 5]
Восприятие пространства— способность человека понимать пространственные свойства находящегося вокруг мира: значение и форму предметов, а еще их месторасположение.
Восприятие места включает расстояния, или же отдаления в котором предметы находятся от нас и к друг другу, направленности, в котором он присутствуют, величины и формы предметов.
Сформированные представления о месте считается почвой практической, изобразительно-художественной, двигательной и множества иных видов работы.
Дети должны уметь ориентироваться в пространстве, ставить пространственные отношения между предметами и явлениями находящейся вокруг жизни.
Дошкольники должны благополучно овладеть различными видами деятельности: игровой, предметной и трудовой.
Успех овладения детьми разными видами работы: предметной, игровой, трудовой, учебной – находится в зависимости от высочайшего значения становления наглядно-образного и пространственного мышления, умений ориентировки на месте, слабое развитие которых считается ведущей предпосылкой затруднений при обучении детей чтению, письму, счету, рисованию и иным действиям.[4,c 12]
Восприятие места на этапе минувшего и истинного века в педагогике и психологии было основной задачей. Почти все научные работники предыдущего поколения уделяли её исследованию особенное внимание.
«Основу ориентировки составляют чувства и восприятия. В восприятии пространственных качеств вещей важную роль играют всевозможные чувства, в частности осязательные и двигательные.
И. М. Сеченов и И. П. Павлов показывали на смысл двигательного анализатора в претворении в жизнь пространственной ориентировки. Двигательный навык связан с анализом находящегося вокруг места.
Он считается итогом трудного взаимодействия внешних и внутренних анализаторов. У детей развитие пространственных представлений связано с ролью кинестезии в трудной системе условно-рефлекторных связей.
Но человек — существо по превосходству оптическое — определяется в месте ключевым образом на базе зрительных данных; восприятие места считается у него по превосходству функцией зрения.[5,c 32]
Впрочем, восприятие места, т. е. положения предметов в пространстве, его величины, контура, рельефа, так же как его спокойствия и перемещения, совершается как правило передвигающимся глазом, и мышечное ощущение в сочетании с собственно-зрительными чувствами играет значительную роль.
Благодаря этому глаз имеет возможность наподобие руки «ощупывать» вещь. Он действует в качестве измерительного устройства.
И. М. Сеченов писал, что пространственное видение есть видение измерительное с самого начала собственного становления.
«Измерителями» работают чувства, образующиеся на базе перемещения.[6,c 66]
Чувство человеком места, представление о нем позволяет ему ориентироваться в находящейся вокруг природе. Человек не имел возможность бы на биологическом уровне приспособиться, в случае если бы его чувства не выделяли ему беспристрастно верного представления о ней.
Т.А. Муссейибова в собственных исследовательских работах выложила генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста.
Она подчеркнула ряд этапов формирования представлений о пространстве.
В согласовании с приобретенными данными, она подчеркнула 4 шага восприятия детьми пространства.
На первом этапе ребенок выделяет лишь только предметы, которые вблизи к нему находятся, пространство детьми ещё не отличается. Они обучаются ориентироваться «на себе»: предопределять
Фрагмент для ознакомления
3
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М.: Просвещение, 1964, 8--10 c.
2. Арапова Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. -- М.: Мозаика -- Синтез, 2006, 11--23 c.
3. Афанасьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей- М.: Педагогика, 1964, 261 с.
4. Говорова, Р.К. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников / Р.К. Говорова // Дошкольное воспитание. - 1974, №3, 12--20 c.
5. Годинай Г. Н. Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” -- Москва : Просвещение, 1998, 44-49 c.
6. Данилова В.В “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” --Москва: Просвещение 1997, 11 c.]
7. Дьяченко О.М, Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” --Москва “Просвещение” 2001, 20-22 c.
8. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. -- М.: Просвещение, 1992, 116-122 c/
9. Журнал “Дошкольное воспитание" №8, 1998.--6--7 c.
10. Леушина Л.А. ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” --Москва “Просвещение” 2002, 56--59 c.
11. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста// Формирование восприятия пространства и пространственных представлений/ А.А. Люблинская СПб, ст. под ред. Афанасьева Б.Г. - М.: Известия АПИ РСФСР, 1956, 223 с.
12. Маливанова Е. А. Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости / Е. Маливанова. // Дошкольное воспитание. - 2008, №11, 67-73 c.
13. Метлина А. С. “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994, 230-297 c.
14. Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников” --Москва: Просвещение, 1995, 14-18 c.
15. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентировки у детей с дошкольного возраста Мусейибова Т. Дошкольное воспитание. - 1970 № 3, с. 36--41.
16. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова - М.: Баласс, 2004, 120-123 с.
17. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Поддьяков Н.Н. - М.: Просвещение, 1996, 264 с.
18. Сай К.С., Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” --Минск : Народная Асвета, 2000, 18-21 c.
19. Сербина Е.В. “Математика для малышей” -- Москва: Просвещение 2000, 36-38 c.
20. Смоленцева А.А. “Сюжетно--дидактические игры с математическим содержанием” --Москва: Просвещение 2001, 40-57 c.
21. Столяр А.А. ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” -- Москва: Просвещение, 2000, 53-55 c.