Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Физическое воспитание учащихся школ является одно из важных составляющих общеобразовательного процесса. Современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Поэтому в настоящее время забота о здоровье детей стала занимать в нашей стране приоритетные позиции.
Здоровье, приобретенное в ранний младший период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призванной заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников. Оно является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Поэтому для полноценного работы в области физического воспитания школьников необходимо рассмотреть средства физического воспитания, чем и обусловлена тема курсовой работы.
Цель курсовой работы – охарактеризовать средства физического воспитания обучающихся в образовательной организации.
Объект исследования – физическое воспитание детей школьного возраста.
Предмет исследования – средства, применяемые в физическом воспитании обучающихся в образовательной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность системы физического воспитания школьников;
2. Описать анатомо-физиологические особенности учащихся младшего и старшего школьного возраста;
3. Изучить физические упражнения как основное средство физического воспитания школьников;
4. Рассмотреть средства физического воспитания, применяемые при обучении младших школьников;
5. Рассмотреть средства физического воспитания, применяемые при обучении старших школьников.
Теоретическая значимость данного исследования основана на анализе научно-педагогической, периодической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе приведены средства физического воспитания учащихся, которые необходимо применять педагогам физической культуры в учебном процессе.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, синтез, реферирование.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (в количестве 26 источников).
Глава 1. Научно-теоретические подходы к использованию системы физической воспитания на уроках физической культуры у детей школьного возраста
1.1. Понятие о системе физического воспитания: сущность, цель
Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет со бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований [26].
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений [26].
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).
6. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведённое для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность, обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р. А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2015. – 206 c.
2. Авраменко, В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников / В. А. Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч.-пр. конф. М., 2013. С. 3-7.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – М. : Просвещение, 2014. – 288 с.
4. Барбашов, С. В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С. В. Барбашов // Науч. тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21-30.
5. Беляев, А. Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис….канд.пед.наук / А. Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.
6. Васильков, Г. А. От игры к спорту / Г. А. Васильков, В. Г. Васильков. М. : Физкультура и спорт, 2015. 100 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. № 8. С. 21-28.
8. Войнар, Ю. Теория спорта методология программирования. / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ. Минск : Харвест, 2013. 312 с.
9. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53, 461.
10. Гендин, А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. / А. М. Гендин. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 2013. - 216 с.
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
12. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей. / О. Е. Громова – М.: ТЦ сфера, 2013. – 128с.;
13. Гусев, A. A. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы / A. A. Гусев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С. 165-167;
14. Дорохов, Р. Н. Силовая подготовка школьников: монография / Р. Н. Дорохов, А. Н. Хорунжий, Н. Р. Дорохов; под ред. Р. Н. Дорохова. – Смоленск, 2009. – 186 с.;
15. Железняк, Ю. Д. Программа по физической культуре с повышенным объемом двигательной активности для учащихся 1-4 классов / Ю. Д. Железняк, Л. Е. Савиных. - М.: ФИС, 2014. 44 с.
16. Жижин, П. М. Какой быть физкультуре / П. М. Жижин // Физкультура в школе. 2016. № 3. С. 8.
17. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольскна-Амуре : АмГПГУ, 2012. - 131с.
18. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва : ЕАОИ, 2017. - 144 с.
19. Кряж, В. Н. Перенос тренированности в физическом воспитании / В. Н. Кряж, В. Староста // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 5. — Минск: АФВиС РБ, 2013. - С. 252-258.
20. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий : Методическое пособие. - М.: Издательство НЦЭНАС, 2016. - 272с.;
21. Куприянов, А. Л. Скоростно-силовая подготовка юношей старшего школьного возраста / А. Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23;
22. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 73-74;
23. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996 №7. – С. 54-61;
24. Никитушкин, В. Г. Формирование координационных способностей детей 4–12 лет / В. Г. Никитушкин, Ю. И. Разинов, С. В. Малиновский, А. В. Аулова // Вестник спортивной науки - 2013, №- С. 55-29.
25. Ратов, И. П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов. - Минск, 2014. - 190 с.;
26. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. для ин-тов физич. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 480 с.