Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Освоение основ культуры гигиены приобретает важное значение в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста создает предпосылки для охраны их здоровья в целом.
Проблеме гигиенического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов-гигиенистов уделялось достаточное внимание. С позиций ценностного подхода данный вопрос рассматривался в психолого-педагогической литературе в работах Т.А. Берсеневой, В.Г. Воронцовой, В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, А.Г. Саенко и других авторов.
Гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения человека, так как гигиеническое воспитание является частью общего воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
1.1. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Навык – это доведенное до автоматизма действие, формируемое в следствии неоднократных упражнений и воспроизведений. Навыки фиксируются в результате многократного воспроизведения действий, в итоге упражнений и в точном его выполнении [1, с.12].
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по поддержанию чистоты и аккуратности тела, культурного приема пищи, соблюдения порядка в окружающей ситуации и культурных отношений дошкольников с ровесниками и взрослыми.
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его во взрослый мир. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый начинает вводить ребенка в социальный мир.
С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого самостоятельно его не освоит.
Любое действие ребенку младшего возраста дается с трудом, т.к. он делает это впервые, учится всему. Поэтому ему не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Чаще всего малыш не доводит начатое дело до конца и ждет помощи от взрослого, а взрослые, в свою очередь, спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия.
Из-за этого очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте». Воспитатели и родители, участвуя в развитии навыков у ребенка, должны придерживаться принципа: для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мере овладения культурно-гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Особое внимание в это время уделяют формированию новых навыков, обусловленных изменением обстановки, вида деятельности или с появлением у ребенка новых обязанностей. Важнейшим фактором для успешной работы в этом направлении являются приемы, позволяющие вызвать у детей положительные эмоции, в частности, словесное поощрение и одобрение. В дальнейшем дошкольникам приходится выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо. Здесь у ребенка возникают определенные трудности, которые необходимо помочь ему преодолеть.
Культурно-гигиенические навыки и привычки явление общественное, поэтому дошкольники должны в детском учреждении знакомиться и усваивать правила и нормы поведения.
Практически все программы воспитания и развития детей дошкольного возраста предусматривают формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, потому что это является одним их средств физического развития. Культурно-гигиеническое воспитание повышает культуру поведения ребенка, организует его, приучает к порядку, следовательно, с раннего возраста у детей необходимо воспитывать умение выполнять элементарные требования гигиены.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Педагогам в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
1.2. Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков
Для привития и лучшего усвоения детьми культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте широкое используют фольклор, который помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию интереса и самостоятельности в самообслуживании.
Главным средством в ознакомлении с окружающим миром являются народные произведения.
Важно помнить, что фольклор, в первую очередь – это устное, словесное творчество, наиболее близкое детям дошкольного возраста. В виду того, что в наши дни существует опасение того, что речь детей, по ряду факторов влияния, становится пассивной и ограниченной, определенное число обучающихся неспособно построить развернутое высказывание, то перед родителями и работниками ДОУ встает задача через устное народное творчество, раскрепостить и разговорить детей, увеличив их словарный запас [12].
Значение фольклора в развитии личности дошкольника изучали многие отечественные ученые, такие как: З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, А.П. Усова и др.
В науке нет общепринятого мнения по поводу содержания понятия «детский фольклор». Так, например, В.П. Аникин под детским фольклором понимает «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее с течением времени детским, и собственно детское творчество». Так же трактуют фольклор Э.В. Померанцева, В.А. Василенко, М.Н. Мельников и др. Данные ученные характеризуя детский фольклор, обычно, начинают с описания текстов, созданных взрослыми и исполнения ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки). Первым, кто наиболее полно раскрыл суть понятия «детский фольклор», назвав его «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С. Виноградов.
Одномоментно с Г.С. Виноградовым О.И. Капица высказала свой подход к пониманию понятия детский фольклор. По ее мнению термин «детский фольклор» используется для обозначения всех текстов устного народного творчества, предназначенных для детей. Носителями и авторами детского фольклора выступают взрослые и дети».
Пока нет общепризнанной классификации жанров детского фольклора. Так Г.С. Виноградов определил пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный. В фундаменте данной классификации лежит бытовое назначение.
Любовь к народному творчеству надо пробуждать с самого раннего детства. Это способствует созданию положительного эмоционального настроения, ведь на ранних этапах складывания личности, фольклор разнообразно формирует мировосприятие и поведение ребёнка. Помимо того, с помощью фольклора, взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
В подавляющей своей части потешки диалогичны: вопрос - ответ. Эти забавные тексты русского фольклора передают хорошее настроение. Детям нравится разыгрывать потешки - песенки, полные движения и шутки, воплощать образы героев, подражать звукам животных, копировать их движения. Например, потешки-песенки «Сорока-Белобока», «Ладушки-ладушки», произносящийся в ритме и одновременно сопровождаются движениями рук, способствуют развитию мелкой моторики, снижают напряжение, придают речи выразительность. Такие потешки можно применять в качестве физминуток во время организованной образовательной деятельности.
В течение дня чтение песенок-пестушек и прибауток, способствует установлению доверительных контактов между детьми в младшей группе. Под звуки песенок – пестушек: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Чистая водичка умоет Саше личико, «Анечке ладошки, пальчики Антошке» дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам. На прогулках можно активизировать внимание детей игровыми небылицами, поговорками, прибаутками, закличками, приносящие радость детям, способствующие расширению представления об окружающем мире.
Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому уместно использование фольклорных потешек, которые должны соответствовать уровню развития детей, а следовательно интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
2.1. Разработка комплекс занятий для формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами малых форм фольклора
Целью занятий (таблица 1) является культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников средствами малых форм фольклора у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
• Совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
• Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т. д., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).
• Приучать детей к опрятности, аккуратности. Воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
При утреннем приеме детей, для поднятия настроения помогут потешки – «Что за гости у нас, дорогие у нас?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? – Мишенька хороший, Мишенька пригожий», «К нам гости пришли, дорогие пришли!».
«Ножки, ножки, где вы были? По дорожке в сад ходили».
Во время утренней гимнастики помогут стихи и поговорки:
«Наша Даша маленька, Дашенька удаленька.
Пойдет по дорожке, топнет Даша ножкой».
«Все ребятки и зверятки начинают день с зарядки».
«Большие ноги шли по дороге – топ, топ, топ! Топ-топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке – топ, топ, топ, топ, топ!»
На утренней зарядке дети с удовольствием играют пальчиками. И здесь на помощь снова приходят потешки: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик дедушка», «Пальчик мой, поиграй, дружок со мной!» и др. Занятия пальчиковой гимнастикой на зарядке, физкультминутках развивают речь детей.
-Вы здоровы, глазки? -Да!
-Вы здоровы, ушки? -Да!
-Вы здоровы, ручки? -Да!
-Вы здоровы, ножки? -Да!
-А вы здоровы, дети? -Да!
Перед каждым приемом пищи детям обязательно нужно мыть руки:
«Ай, лады, ай, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, всем улыбаемся».
На втором году жизни, особенно во втором полугодии, воспитатель добивается активного участия детей в умывании:
«Теплая водичка умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке, Гришеньке — ладошки».
Детей первой младшей группы приучаем умываться самостоятельно:
«Ты журчи, журчи, водица.
Наши дети сами любят мыться».
Надо приучать ребенка пользоваться своим полотенцем. Учим детей вытираться полотенцем насухо. К двум годам малыш должен самостоятельно находить его:
«Воду ты не разливай, сухо ручки вытирай!»
«Полотенцем утирались, на себя мы любовались!»
На музыкальном занятии часто используется песню-игру «Зайка идет в гости»:
«Серый зайка умывается, видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо».
Во время кормления детей учим правильно сидеть за столом во время еды, пользоваться столовыми приборами. Читаем детям во время завтрака потешки:
2.2. Анализ работы
Малые формы фольклора – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, используются при формировании навыков самообслуживания, личной гигиены.
Талантом нашей народной педагогики созданы уникальные и мудрые русские народные песенки: «Ладушки», «Баю-баю», «Сорока», «Коза рогатая», «Водичка», «Машенька-Маша», «Дождик», «Зайка», «Петушок», «Кошечка», «Совушка», «Улитка», «Капустка», «Чики-чики-чикалочки», «Наша каша хороша!» и др. Эти песни, которые до сих пор забавляют и радуют малышей, мы по сей день применяем на практике.
Вся работа по развитию культурно-гигиенических навыков средствами фольклора проходит в тесном контакте воспитателя с музыкальным руководителем ДОУ. К педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете. Важно, чтобы воспитатели овладевали ритмом и певучестью фольклорной ткани, которая так близка детям.
В первой младшей группе воспитатель пытается преодолеть робость и застенчивость малышей, старается вовлекать малоактивных детей. Со временем такие дети станут более раскрепощенными, почувствуют себя более уверенными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по поддержанию чистоты и аккуратности тела, культурного приема пищи, соблюдения порядка в окружающей ситуации и культурных отношений дошкольников с ровесниками и взрослыми.
Ключевое значение в младшем дошкольном возрасте имеет включение в процесс формирования культурно-гигиенических навыков народных потешек, пословиц, поговорок. Они сопровождают многие гигиенические процессы: умывание, кормление, купание, укладывание спать ребенка. Небольшие четверостишия помогают алгоритмизировать процесс: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели...». Текст помогает запомнить не только то, что необходимо всем умываться, но и саму последовательность умывания –вначале глазки, потом щечки и т.д.