Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Женщины всегда вдохновляли творческих людей на создание произведений искусства, будь то живопись, музыка и даже архитектура. Образ женщины в литературе был особенно вдохновляющим: поэты и писатели посвящали любимым целые циклы своих произведений, воспевая их и как музу, и как объект любовных интриг. Так или иначе, к образу женщины в своих произведениях обращались писатели разных веков.
Мировую литературу вообще невозможно представить без образа женщины. Даже если она не является главным героем произведения, все равно привносит особый характер в повествование.
В произведениях русских классиков женщине всегда отводилась особая роль. Например, И.С. Тургенев вкладывал в образ женщины стойкую, честную, способную ради любви на любые жертвы, Н.А. Некрасов – ту, которая «коня на скаку остановит», А.С. Пушкин – супружескую верность и т.д.
ГЛАВА 1. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Эволюция образа женщины в культуре
Эволюция положения женщины на разных этапах развития литературы не была однозначной. Женский образ в разных культурах был разным: в одной культуре это мог быть образ добропорядочной, чистой женщины (например, Маша Мироновой в «Капитанской дочке»), в другой — женщины падшей (например, Сонечка из «Преступления и наказания»).
Для того, чтобы говорить об эволюции образа женщины в литературе, необходимо понимать, что под этим подразумевается. Литературоведческий словарь определяет образ, как икону, то есть то, чему будут подражать. Несмотря на это, в литературоведении у понятия «образ» существует не только это значение. Во-первых, образ – это действительность, которая создана писателем; во-вторых, образ – это средство выразительности. Таким образом, можно сделать вывод, что образ в литературе – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в конкретном облике героя. А женский образ – это, соответственно, обобщение женских свойств в конкретном облике женского персонажа.
Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до современных проявлений культуры. С.Н. Булгаков считал, что «всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы». В русском фольклоре образ женщины совершенно разный: в форме древнеязыческого божества, воительницы, мстительницы и т.д. Именно фольклор оказал влияние на образ женщины в художественной литературе.
Многие авторы художественных текстов пишут о противоборстве злых и добрых сил в женщине. В целом для большинства русских поэтов характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о том, что женщина сочетает в себе «идеал мадоннский» и «идеал содомский». Такой образ женщины, безусловно, сильно отличается от образа, воспетого А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, - образа идеального, высокого, угодного Богу и избранного для поддержания человеческого рода.
1.2 Прототипы женских образов в литературе
Одной из героинь литературных произведений, у которой был свой прототип, и даже не один, была мечтательница Ассоль из произведения «Алые паруса». Среди ее прототипов можно выделить Марию Сергеевну Алонкину (приложение 1), секретаря Дома искусств, в которую были влюблены почти все, кто жил и бывал в этом доме. Считается, что однажды, когда Грин поднимался по лестнице к себе на службу, он увидел смуглую девушку, которая вела беседу с Корнеем Чуковским. Писатель увидел в ее облике легкость и лучистость. В то время Грин работал над своей повестью, и образ семнадцатилетней Марии Алонкиной отразился в повести-феерии.
В 1921 году произошла встреча Грина и второго прототипа Ассоль – Нины Николаевны Мироновой (приложение 2), которая на тот момент работала в газете «Петроградское эхо». Писатель был одинок, а знакомство с Ниной Мироновой вдохнуло в него энергию и жизненные силы. Впрочем, вскоре они поженились, и «Алые паруса» Грин посвятил своей жене.
Еще одна женщина – княгиня Наталья Голицына (приложение 3) – стала прототипом «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Именно ей приписывали знание тайны трех карт, которые приносили выигрыш.
Елена Сергеевна Шиловская (приложение 4), третья жена Булгакова, стала прототипом Маргариты из романа «Мастер и Маргарита». Булгакова она встретила, когда находилась в Большом Гнездниковском переулке, что рядом с Тверской, так же, как и Мастер и Маргарита встретились в первый раз.
Татьяна Берс (приложение 5) - большая любовь брата Льва Толстого – Сергея, которая стала прототипом образа Наташи Ростовой. Естественность манер, ошибки при употреблении французских выражений действительно были присуще Татьяне.
Мария Гартунг (приложение 6), одна из дочерей А.С. Пушкина, стала прототипом Анны Карениной.
Безусловно, прототипами становились не только русские женщины. Так, в Одессе, в семье австрийского эмигранта Густава Суок родились три девочки, одну из которых звали Ольга (приложение 6). На ней женился Юрий Олеша, и именно ей посвящена его сказка «Три толстяка».
Или, например, возлюбленная писателя Дюмы – Мари Дюплесси (приложение 7), умершая в 23 года от туберкулеза. Она стала прототипом героини оперы «Травиата» Маргариты.
Салли Хорнер (приложение 8), двенадцатилетняя девочка, стала прототипом для произведения В. Набокова «Лолита».
Прототипом Белоснежки из всем известной сказки Братьев Гримм стала девушка по имени Маргарет (приложение 9).
Прототипом главной героини «Триумфальной арки» Э.М. Ремарк стала Марлен Дитрих (приложение 10), с которой Ремарк проводил время в Париже перед началом Второй мировой войны.
Жена Толкина Эдит (приложение 11) стала прототипом для Лютиэнь Тинувиэль.
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРТАУРЕ 19-20 ВЕКОВ
2.1 Маша Миронова и Сонечка Мармеладова
Маша Миронова
А. С. Пушкин дает своей героине следующую портретную характеристику: круглолицая, румяная девушка, у которой были светло-русые волосы, зачесанные за уши. Внешность Маши непримечательна, однако деталь «уши, которые у ней так и горели» указывает на то, что девушка сразу влюбилась в Петра Гринева, который приехал в Белогорскую крепость. Одета Маша Миронова была «просто и мило». Петр Гринев не сразу обратил внимание на девушку. Это говорит о том, что его привлекла не внешность Маши, а ее внутренние качества.
Маша Миронова росла в любящей семье. Отец девушки Иван Кузьмич – комендант Белогорской крепости. Он отличается смелостью и храбростью. Эти качества Маша взяла именно у своего отца. Мать героини Василиса Егоровна была настоящей хозяйкой, она привила дочери любовь к труду.
Воспитание Маши Мироновой происходило так, что всю свою жизнь девушка жила в крепости, почти ни с кем не общаясь. Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, крепостная Палашка, попадья и солдаты – единственные, с кем общалась Маша Миронова.
Героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – добрая, нежная и в то же время сильная девушка. В тяжелых ситуациях она показывает свое истинное лицо. Мать Маши называет девушку трусихой, однако когда Миронова сталкивается с жизненными трудностями, она преодолевает их с высоко поднятой головой. Маша Миронова отказывается выйти замуж за предателя и изменника Швабрина. Несмотря на то, что Маша является бесприданницей, она знает себе цену, понимая, что Швабрин ей не пара. Она отказывается от брака, который помог бы ей улучшить материальное положение. Героиня говорит о том, что лучше она встретит смерть, чем выйдет замуж за такого безнравственного человека, как Швабрин. Настоящие чувства – вот что ценит Маша Миронова. Она по-настоящему умеет любить, ценить близкого человека, ждать его и бороться за счастье с ним. Девушка искренне влюбляется в Петра Гринева и готова ради него пойти на все. Однако, чтобы быть вместе, она ждет благословения родителей Гринева. Это говорит о том, что семейные традиции и законы морали имеют огромное значение для Маши. Она не хочет нарушать волю отца Петра, а главное – не хочет нарушать Божью волю.
В ходе общения Петр Гринев влюбляется в Машу Миронову, понимая, что она является доброй, милой, нежной и великодушной девушкой. Его привлекает то, что Маша всегда честна с ним, она искренна в своих словах и поступках.
Героиня является скромной девушкой. Она очень трудолюбива и хозяйственна. Это ценится родителями Петра Гринева, у которых Маша оказалась после своего спасения от Швабрина. Но больше родителей Петра удивило то, что такая скромная девушка оказалась сильной духом. Узнав о том, что ее возлюбленный оказался под арестом, она сразу же отправляется к императрице, даже не зная, как она выглядит. Машей управляло желание добиться справедливости. Боязливая и трусливая девушка не боится пожертвовать всем, что у нее есть, ради спасения своего любимого и обретения с ним счастья. Это действительно оценилось Екатериной II, которая поспособствовала освобождению Гринева. Благодаря силе духа, твердости своего характера Маша Миронова смогла обрести счастье рядом с Петром.
Такой финал повести «Капитанская дочка» говорит об авторском отношении к образу Маши Мироновой. Писатель дарит своей героине счастье, подчеркивая ее положительные черты характера. Маша Миронова – идеальный женский образ.
Сонечка Мармеладова
Ф. М. Достоевский знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.
В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование было посвящено образам женщин в русской литературе 19-20 веков. Целью курсовой работы являлся анализ этих образов.
Для того, чтобы прийти к достижению цели, был проанализирован теоретический материал по теме, исходя из которого мы выяснили, что представляет собой понятие образа, были изучены наиболее известные женские образы и их прототипы.