Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование правового государства, укрепление правопорядка и законности требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел (сокращенно ОВД).
Органы внутренних дел – это централизованная система, во главе которой стоит МВД РФ. В качестве правовой основы, которой руководствуются они, выступает ряд постановлений и законов, в том числе органы МВД обязаны вести свою деятельность в соответствии с Конституцией государства, Законом о полиции, иными федеральными законами, постановлениями Правительства, указами Президента РФ, приказами и распоряжениями МВД России.
Органы внутренних дел (ОВД) занимают в системе правоохранительных органов Российской Федерации одно из центральных мест. Будучи частью исполнительной ветви государственной власти, они исполняют наибольший объем работы в области охраны правопорядка, защиты прав и свобод гражданина и человека, обеспечения общественной безопасности, связанной с пресечением, выявлением и предупреждением правонарушений.
ОВД - многофункциональные правоохранительные органы, на которые возлагается реализация следующих важнейших видов правоохранительной деятельности:
- административная, которая связана с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;
- оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, которые совершили преступления и скрылись от органов предварительного расследования и суда, сбежали из мест лишения свободы, пропали без вести.
Устанавливаемые принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности имеют назначение направлять деятельность органов внутренних дел по обеспечению защиты здоровья, жизни, свобод и прав граждан, собственности, интересов государства и общества от преступных и иных противоправных посягательств.
Современный институт органов внутренних дел должен отвечать общепринятым международным стандартам.
Основным критерием оценки деятельности органов внутренних дел является общественное мнение граждан и степень доверия к ним.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что деятельность сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день находится под пристальным вниманием общественности, необходимо повышение эффективности и совершенствование задач и принципов деятельности органов внутренних дел, чтобы в дальнейшем избежать порицания общественности, атмосферы страха и неуверенности граждан, усиления беспокойства, роста отчуждения и недоверия к власти, культивирования вседозволенности, правового нигилизма и пренебрежения к закону.
В настоящее время общество столкнулось с криминализацией многих сфер социально-экономических отношений. Появились новые виды преступлений и механизмы их совершения, не виданные прежде угрозы, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, этнической организованной преступностью, современными способами совершения преступлений.
Оперативные подразделения правоохранительных органов, несмотря на активное стремление перестроить свою работу в новых условиях, не в состоянии пока в полной мере контролировать складывающуюся обстановку. Несмотря на то, что за последнее время они претерпели многочисленные организационно-штатные изменения, переподчинения, переименования, результативность их деятельности, к сожалению, еще не удовлетворяет предъявляемым требованиям. Так, опрос сотрудников оперативных подразделений показал, что эффективность их деятельности составляет около 30 % [3]. Довольно часто она подменяется обычным бумаготворчеством. Причем содержание многочисленных планов, ориентировок, указаний, отчетов, зачастую дублирующих друг друга, иногда весьма далеко от реального положения дел.
Вышеперечисленное подтверждает актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам преступности посвящено множество фундаментальных работ таких исследователей как Ю.М. Антонян, М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, М.М. Бабаев, В.Н. Бурлаков, P.M. Булатов, С.Е. Вицин, Н.И. Ветров, В.Д. Ермаков, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, E.Г. Жигарев, А.Н. Ильяшенко, В.И. Игнатенко, Н.И. Крюкова, И.И. Карпец, Н.Ф. Кузнецова, В.Н. Кудрявцев; Н.П. Мелешко, В.А. Лелеков, В.В. Панкратов, Г.М. Миньковский, С.Л. Сибиряков, А.Б. Сахаров, Е.Г. Тарло, О.Д. Ситковская, Н.Г. Яковлева, Д.А. Шестаков и других. В работах данных исследователей осуществлен криминологический анализ преступников, выявлены черты их личности, определены криминологические детерминанты преступных действий преступных лиц, изучены пути предупреждения преступности.
Целью курсовой работы является изучение информационных технологий оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд исследовательских задач, таких как:
рассмотреть применение информационных технологий в правоохранительной деятельности;
охарактеризовать информационные технологии как современный фактор развития оперативно-розыскной деятельности;
дать оценку угроз информационной безопасности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и основные пути их отражения;
проанализировать перспективы информационного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Объектом исследования являются субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением преступлений между субъектами и объектами оперативно-розыскной деятельности.
Методология и методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Нормативно-правовая база исследования представлена преимущественно уголовным законодательством РФ, а именно: Конституция РФ, отечественное административное, уголовное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты и федеральные законы, законы субъектов Федерации, уголовное законодательство зарубежных государств, международно-правовые акты по вопросам охраны законных интересов и прав преступных лиц.
1. Теоретические основы использования информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Применение информационных технологий в правоохранительной деятельности
Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) составляют важнейшую часть оперативно-розыскной деятельности. Законодатель понятие «оперативно-розыскное мероприятие» не раскрывает, но на основании действующего российского законодательства и главы 1 Закона, а также используемого субъектами оперативно-розыскной деятельности понятийного аппарата можно дать следующее определение: оперативно-розыскное мероприятие – это действия или совокупность действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, которые осуществляются гласно и негласно с использованием информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
В результате развития технологического прогресса и информационных систем и технологий, которые используются во всех сферах жизнедеятельности человека, правоохранительные органы начали широко использовать информационные системы для своих целей и задач, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина.
Для начала дадим определение понятию информационная технология.
Можно найти несколько десятков понятий, и так, что же такое информационные технологии. В переводе с греческого технология означает «мастерство», «умение», и это не что иное, как процессы, поэтому информационная технология — это процесс, который использует средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения новой качественной информации о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). [1]
Результаты этой работы напрямую зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации.
Но, как вы знаете, во всех отделах органов внутренних дел есть лишь некоторые из перечисленных ниже информационных технологий, что значительно снижает эффективность реализации права и раскрытие преступлений.
Основополагающую роль в информационном обеспечении правоохранительных органов занимают учеты, используемые для регистрации первичной информации о преступлениях, а также о лицах, которые их совершили.
Учеты предназначены для получения информации, которая помогает в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества, розыске преступников. Они формируются в ГУВД, ИЦ МВД, УВД по территориальному принципу и образуют федеральные учеты МВД России. [2]
В органах внутренних дел внедрение новых информационных технологий продолжается посредством построения на основе современных компьютеров локальных, региональных и общегосударственных отраслевых информационно-вычислительных сетей, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения органов внутренних дел.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит информацию о состоянии преступности и общественного порядка на территории юрисдикции, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных служащих, участковых уполномоченных полиции, следователей, служащих экспертно-криминалистических отрядов, других подразделениях, на документах изначального учета, в учетных журналах и на иных носителях скапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного предназначения.