Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления его к социальной среде. Общая физическая подготовка создает определенные предпосылки для успешной профессиональной деятельности и опосредованно проявляется в ней главным образом за таких факторов, как состояние здоровья, общая выносливость, концентрация, воля и другие качества. В настоящее время остро встал вопрос интенсификации производства с высокими требованиями к повышению качества подготовки специалистов в вузах, к конкретным видам профессиональной деятельности. Соответственно возникает необходимость в профилирования физического воспитания с учетом требований выбранной профессии. В процессе производственной деятельности у студентов будут развиваться и совершенствоваться те качества, навыки, умения, характеризующие уровень профессионального мастерства. Будущий пианист или скрипач, оттачивая игру на соответствующих инструментах, культивирует развитие руки, в частности пальцев, таким образом, что они принципиально отличаются от развития руки и пальцев будущего штангиста или каратиста. При этом развитие пальцев пианиста определяется идеологией будущей профессии, точнее внутренним духом личности, стремящейся реализовать себя именно в этой области. "Все люди сотканы из одного материала", - писал М. Монтень. Однако их развитие, обусловленное направлением человека на определенную профессию, происходит не одинаково. Через недостаточность специфической психофизиологической подготовленности нужны годы для того, чтобы в процессе профессиональной деятельности эти качества достигли необходимого уровня развития.
Идея профессионального профилирования физического воспитания, выдвинутая В.В. Гориневским, в дальнейшем нашла свое научное обоснование и практическое применения в системе физического воспитания в 20-30 гг. ХХ в. В СССР было опубликован ряд работ, в которых рассматривался вопрос целенаправленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики заболеваний, сделаны первые шаги в разработке системы физических упражнений, направленных на подготовку молодежи к труду. В последующие годы этот опыт использовался при разработке основ научной организации труда и частично при формировании самостоятельного направления - специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Профессионально-прикладная физическая подготовка как составная часть процесса физического воспитания входит в цикл необходимых дисциплин, изучение которых гарантирует качественную подготовку будущего специалиста. Ее содержание зависит от специфики выбранной профессии и от тех требований, которые относятся к уровню развития психофизических качеств, профессионально-прикладных знаний, двигательных умений и навыков.
Проблема профессионально-прикладной физической подготовки находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Поиск путей повышения эффективности формирования психофизических способностей, является приоритетным направлением физического воспитания. Такое внимание обусловлено тем, что ППФП является одной из форм подготовки студентов к будущей трудовой деятельности.
Изучению целенаправленного воздействия физических упражнений, прикладных видов спорта, их элементов на формирование профессиональных качеств и свойств личности посвящены работы В.А. Волкова, Н.В. Решетникова, Ю.А. Кислицина, В.М. Выдрина, Б.К. Зыкова, А.В. Лотоненко.
Отмечая значительный интерес ученых и практиков к ППФП, вместе с тем приходится констатировать, что это направление в системе физического воспитания требует дальнейшего развития и совершенствования.
Цель исследования - раскрыть и научно обосновать основные организационно-методические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки в средних специальных учебных заведениях.
Объект исследования - профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних специальных учебных заведений.
Предмет исследования - организационные и методические основы и формы реализации профессионально-прикладной физической подготовки студентов в средних специальных учебных заведениях.
Задачи исследования:
- определить сущность понятия, средства и задачи профессионально-прикладной физической подготовки;
- рассмотреть факторы, определяющие общую направленность профессионально-прикладной физической подготовки;
- изучить построение методики профессионально-прикладной физической подготовки.
- охарактеризовать профессионально-прикладную физическую подготовку в системе среднего профессионального образования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Система профессионально-прикладной физической подготовки
1.1 Сущность понятия, средства и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка как составная часть физического воспитания и самовоспитания, обеспечивает лучшее формирование и совершенствование физических и психофизических качеств, умений и навыков, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки возможно при условии решения четырех главных задач: создание профессиограммы специальности с помощью исследования содержания и структуры профессиональной деятельности; разработка критериев и тестов контроля психофизического состояния для определения исходного уровня; установление содержания и структуры профессионально-прикладной физической подготовки соответствующего профиля.
О. Е. Коломийцева утверждает, что профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет сократить термин «адаптации» к профессии, повысить качество обучения, уровень физической и умственной работоспособности и может служить профилактическим средством профессиональных заболеваний .
По результатам научных исследований, В. И. Филинков определил внешние и внутренние причины неэффективного функционирования системы профессионально-прикладной физической подготовки студентов. К внешним причинам ученым отнесены следующие: отсутствие модернизированных учебных планов, программ гуманизации, индивидуализации, демократизации системы профессионально-прикладной физической подготовки, использование компьютерных технологий, дезинтеграция всей системы физического воспитания, недостаточная материальная база учебного процесса, авторитарное влияние преподавателей. Внутренние причины связаны с состоянием здоровья, мотивационной сферой, а также напряжением учебного процесса, который вызывает негативные реакции организма и формирует неприятные ощущения. Неучет вышеуказанного, приводит к истощению адаптационной энергии студентов.
С. В. Остроушко, исследуя содержание профессиональной деятельности специалистов финансово-экономического профиля, отметил основные факторы, негативно влияющие на организм этих специалистов: низкая двигательная активность (гиподинамия), длительное статическое напряжение ограниченных мышц, длительное механическое сжатие сосудов задней поверхности бедер, преобладание мелких локальных движений мышц предплечья и кисти, высокое нервно-эмоциональное напряжение и вследствие этого – проявление усталости от умственного и, частично, физического труда .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Билокур В. Е. Теоретико-методическое обеспечение физического воспитания / В. Е. Билокур. - Ровно, 2017. - 180 с.
2. Волков В. А. Основы профессионально-прикладной физической подготовки студенческой молодежи: учебный пособие / В. А. Волков. – К.: Знание, 2014. – 81 с.
3. Жидких В. П. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов-строителей / В.П.Жидких. – Омск, 2016. – 47 с.
4. Заречанский О. А. Педагогические условия профессионально-прикладной физической подготовки / О. А.Заречанский. – М.: Высь, 2012. – 180 с.
5. Ильинич В. И. О некоторых проблемных вопросах ППФП (вопросы теории) / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 3. – С. 13–15.
6. Костюков В. Е. Теоретический анализ оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки / В. Е. Костюков, А. И. Каранкевич // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту. – Минск, 2014. – С. 375-376.
7. Кудрицкий В. Н. Профессионально-прикладная подготовка как средство направленности на повышение эффективности физического воспитания студентов / В. Н. Кудрицкий, В. П. Артемьева. – Донецк, 2014. – 404 с.
8. Мудрик В.И. Воспитание интереса к профессионально-прикладной и физической подготовки студентов / В. Мудрик // Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: Сборник научных трудов. – М.: Образование, 2015. – 343 с.
9. Наскалов В.М. Научные основы составления программы ППФП студентов вузов. / В.М. Наскалов // Теория и практика физической культуры. – 2017. - № 6. – С.25-27.
10. Осипцов А. Анализ современного состояния и перспективы оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях / А. Осипцов, Т.Пристленская, А.Трададюк // Молодая спортивная наука. - 2016. - Вып. 10. - С. 313-318.
11. Остапенко Е. А. Формирование профессионально-прикладной физической культуры / Е.А.Остапенко. – Хабаровськ, 2016. – 24 с.
12. Подлесный О. И. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузе / О. И. Подлесный // Научные записки. - 2015. - т. 9, ч. 2. – С. 282-284.
13. Полиевский С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 160 с.
14. Пилипей Л. П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов / Л. П. Пилипей. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 312 с.
15. Раевский Р. Т. Профессионально-подготовительная физкультура студентов: учеб. пособие / Р. Т. Раевский. – М.: Высшая школа, 2015. – 136 с.
16. Тонков Н. И. Профессионально-прикладная физическая культура подготовки специалистов / Н.И.Тонков. – М.: РМАТ, 2018. – 136 с.
17. Церковная А. Особенности методики профессионально-прикладной подготовки студентов / А.Церковная, В.Слюсарев // Теоретико-методические основы организации физического воспитания молодежи: материалы I-го регион. науч. практич. семинара. - 2019. - С. 158-162
18. Черми К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы / К. Д. Черми // Учебное пособие. – М.: Спорт, 2015. – 272 с