Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. Согласно нормами закона каждому гарантируется пенсионное обеспечение по до-стижению определенного возраста, но в отношении определенных катего-рий граждан по причине нюансов их занятости предусматривается отдель-ный порядок, а также условия, при которых назначается пенсия. К тако-вым, в частности можно отнести работников государственной службы, ко-торые выполняют свои обязанности в особенных условиях, сопряженных со специфической нагрузкой в виду особенностей их трудовых функций. Государственным служащим пенсионное обеспечение гарантируется в осо-бом порядке как мера гарантии и социальной поддержки за исполнение обязанностей, которые призваны сохранять целостность государственной системы и обеспечение соблюдения прав граждан/
Глава1. Размер пенсии госслужащих
1.1 Закон о пенсии госслужащих
Начисление ежемесячных выплат для каждой группы граждан РФ производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В нем определен перечень должностей, которым положены выплаты за выслугу лет.
Для каждой отрасли устанавливается индивидуальный перечень специальностей, которые могут получать пенсионные выплаты. В феде-ральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, подразумевающие с 1 января 2017 года поэтапное увеличение минимального стажа гражданской службы, которая дает право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсион-ного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
Как предполагалось изначально, данные изменения станут приме-няться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет, как для муж-чин, так и для женщин. В законопроект во втором чтении были внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, который дает права на получение пенсии государственной служ-бы для женщин - с 63 лет. В данной редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим Государственная Дума приняла РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.
Таким образом, в 2019 году минимальный стаж для назначения пенсии должен составлять 16,5 лет, в 2020 году - 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет).
Аналогично производится и повышение возрастного порога. В данном случае установлено время, в котором госслужащий смог бы выйти на пенсию ранее. Далее к нему прибавляют полугодие начиная с 2018 го-да, за каждый год. Важно учитывать, что у государственных служащих права на получение пенсии за выслугу лет возникают при установлении страховой пенсии по старости или при назначении страховой пенсии по инвалидности.
В 2019 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет, а в 2020 году для женщин - 57 лет, для мужчин 62 года.
Размер пенсии госслужащим с 2017 года рассчитывают в зависимо-сти от стажа гражданской государственной службы. Стаж гражданской государственной службы является суммарной продолжительностью пери-одов осуществления государственной службы и иной деятельности, кото-рая учитывается при определении прав на пенсию государственных феде-ральных гражданских служащих и при исчислении размеров данной пен-сии.
В данное время составляет от 45 % до 75 % среднемесячного зара-ботка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), по-вышений фиксированной выплаты к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа гражданской государственной службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсию за выслугу лет уве-личивают на 3 % от среднемесячного заработка. Общая сумма пенсии при этом не может быть выше 75 % среднемесячного заработка.
Для назначения пенсии в стаж гражданской государственной служ-бы за выслугу лет включают:
-периоды службы (работы) в должностях федеральной государ-ственной гражданской службы;
-периоды службы (работы) в должностях государственных должно-стях федеральной государственной службы;
-периоды службы (работы) в должностях государственных должно-стях федеральных государственных служащих и других должностях.
По причине возникшей экономической ситуации в стране и в связи с ро-стом количества людей пенсионного возраста, было создано законодатель-ство, на основании которого совершены некоторые изменения в отноше-нии выхода на пенсию государственных служащих.
Помимо повышения минимального стажа и возраста, согласно ст. 25 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ проводится индексация выплат после осуществления надбавок на текущей работе государственных служащих.
1.2 Расчет стажа госслужащих
Стаж госслужащих рассчитывают методом суммирования всех пе-риодов работы на должностях, указанных в УП. Они все суммируются для достижения минимального размера работы в государственных органах. На базе полученных данных далее рассчитывают размер пенсии госслу-жащих.
С1 января 2020 года минимальный стаж госслужащих будет равен семнадцати годам. Это значит, что суммарный рассчитанный стаж госслу-жащего- пенсионера должен быть не менее, чем 17 лет. До момента выхода соответствующего закона он был 15 лет. С 2017 года стаж поступательно увеличивается и к 2020 году он достигнет 17 лет.
Запланировано к 2026 году, что минимальный стаж госслужащих достигнет 20 лет.
Размер пенсии госслужащих находится в прямой зависимости от их заработной платы и ежемесячных выплат, которые они получали на своем месте работы. Размер пенсии рассчитывается в процентном соотношении к доходам государственных служащих. Минимальный размер его достиг 45% от ежемесячных средних заработков.
За каждые последующие 12 месяцев стажа государственной службы сверх минимального размера рассчитывают дополнительную надбавку в размере, равном 3 % от среднемесячного заработка. Закон установил мак-симальный размер пенсий государственных служащих: он не может быть выше 75 % среднемесячного дохода государственного служащего.
Государственным федеральным служащим пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % от среднемесячных заработков государственного федераль-ного служащего за вычетом страховой и базовой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), которая установлена согласно с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый пол-ный год стажа гос службы свыше 15 лет пенсия за выслугу лет увеличена на 3 % среднего ежемесячного заработка. Общая сумма пенсии за выслугу лет при этом и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может быть более чем 75 % среднемесячного заработка государственного федерального служащего.
Глава 2. Пенсия госслужащих в 2020 году
2.1 Прибавка к пенсиям бюджетных специалистов
С 2021 года пенсия госслужащих будет начисляться по новому пра-вилу. Это означает, что время окончания карьеры будет изменяться посте-пенно в сторону увеличения количества лет.
Возрастной предел каждый год растёт на полгода. Кроме этого, из-менённые правовые стандарты говорят о поднятии минимального стажа для выхода на пенсию.
Ниже будет рассмотрен стаж работы и пенсионный возраст госслу-жащих.
Сейчас выслуга составляет 16,5 лет – с Нового года это будет уже 17 лет. А в дальнейшем программа-максимум выглядит так:
2021 – 17,5 лет;
2022 – 18 лет;
2023 – 18,5 лет;
2024 – 19 лет;
2025 – 19,5 лет;
2026 – 20 лет.
Как было сказано выше, что начиналось в 2017 году с действия ми-нимального стажа в размере 15,5 лет. Таким образом, можно наглядно убедиться в поступательном методе проведения изменений.
В 2021 году лица, которые принадлежат к бюджетному сегменту и женскому полу, уходят на пенсию в 57 лет. Закон о пенсиях госслужащих в России для мужской части устанавливает возрастной предел в 62 года.
Теперь, когда ориентиры для трудящихся масс расставлены, важно разобрать, кого из них можно считать госслужащими со всеми вытекаю-щими последствиями.
В постановлении Президента 9-летней давности предписывается, что к государственным служащим можно отнести работников следующих инстанций:
федеральные службы;
Государственная дума;
вооружённые силы РФ;
таможня;
налоговая полиция;
прокуратура;
муниципалитеты и так далее.
Полный список должностей находится в Указе Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 (ред. от 31.12.2019). Любой желающий сможет с ним ознакомиться. В постановлении содержатся в общей сложности 18 пунктов с дополнительными перечнями.
Госслужащие, при изучении последних новостей о пенсиях, также должны быть осведомлены о методике установления выслуги лет. Стаж вычисляют при помощи сложения сроков трудовых соглашений со всеми работодателями, которые фигурируют в постановлении президента. Далее происходит расчёт выплат.
Важно сказать о прямо пропорциональной зависимости между пен-сиями и доходами государственных служащих. По легитимным нормам имеет действие процентное соотношение прибыли и пенсионных выплат.
Выше уже было упомянуто о 45% минимальной выплате, но в дан-ный момент важно сделать акцент на доплате к пенсии. Последняя является актуальной при наличии превышения срока в 17 лет на 1 год и составляет 3%. Но коэффициент не может быть выше, чем 75 %.
2.2 Кому полагается муниципальная пенсия и как ее посчитать
По российским законам, работники определенных профессий наде-ляются правом получения пенсии за выслугу лет. Рассчитывать на данную льготу могут следующие работники:
госслужащие;
шахтеры, пожарные;
медицинские работники, преподаватели;
космонавты, летчики-испытатели;
военнослужащие;
прочие граждане, чьи условия труда признаны особо опасными.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона Российской Федера-ции «О государственной гражданской службе», определено включение в стаж муниципальной службы и иных периодов трудовой деятельности гражданина.
Муниципальным служащим назначается пенсия при исполнении определенных условий. Во-первых, стаж муниципальной службы человека должен быть равен минимум 15 лет. Во-вторых, при увольнении сотруд-ника должно быть соблюдено одно из следующих требований:
возраст сотрудника достиг максимума, соответствующего данной должности;
орган власти перестал существовать или действовать;
при расторжении трудового договора работник достиг пенсионного возраста;
здоровье служащего перестало соответствовать условиям труда в данной должности;
госслужащий вошел в список лиц, подлежащих сокращению;
срок выполнения возложенных полномочий закончился;
здоровье служащего перестало соответствовать условиям труда в данной должности.
Ниже будут указаны условия, при которых назначается муници-пальная пенсия и каковы ее размеры.
Основные условия, на которых в данное гражданину будет назна-чена муниципальная пенсия, определяются соответствующим Федераль-ным законом. В нем перечисляются все особенности и характеристики формирования пенсионного обеспечения разных категорий муниципаль-ных служащих.
Человек вправе претендовать на данную льготу за выслугу лет, если в его трудовой деятельности были соблюдены следующие условия:
он получил право на пособие в строгом соответствии с российским законодательством;
у него есть соответствующий стаж муниципальной службы;
он уволился из муниципального учреждения по причинам, которые допускаются законом о пенсионном обеспечении.
В отдельных регионах России также введены и действуют дополни-тельные условия, опираясь на которые формируется пенсионное обеспече-ние муниципальных служащих.
Данные основания не противоречат установленному законодатель-ству, а лишь расширяют перечень граждан, имеющих право на льготы.
В том числе, сюда входит и пенсионное обеспечение лиц, замещав-ших муниципальные должности во время службы в том или ином учре-ждении.
Отдельным интересующим вопросом остается размер самого посо-бия при выходе на заслуженный отдых с должности государственного служащего. Каков порядок исчисления общего стажа муниципальной службы и как он влияет на формирование пенсии на цифрах – это те во-просы, которые волнуют современных пенсионеров в первую очередь.
2.3 Совершенствование пенсионного обеспечения
государственных и муниципальных служащих
Российская Федерация является социальным государством, в кото-ром во главе угла стоят права и интересы граждан. Одним из таких прав выступает право на пенсионное обеспечение. Законодательство гарантиру-ет назначение пенсий каждому гражданину по достижению им определен-ного возрастного предела. Однако существуют некоторые категории граждан, которые в силу специфических особенностей их деятельности, ко-торым пенсия назначается в особом порядке. К данной категории относят-ся государственные и муниципальные служащие.
Правовые основания пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих регламентируется нормами Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 N 166- ФЗ [1], Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ [2], Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ [3], а также Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ [4]. Так, в соответ-ствии со статьей 7 ФЗ №166-ФЗ госслужащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет при наличии следующих оснований:
• стаж государственной службы, продолжительность которого в 2017, 2018, 2019, 2020 годах составляет 15 лет и 6 месяцев, 16 лет, 16 лет и 6 месяцев, 17 лет соответственно (до 2026 года названный цифры увели-чиваются каждый год на 6 месяцев и доходит до 20 лет, после 2026 года стаж составляет 20 лет и не изменяется);
• работа на должности госслужащего не менее 12 полных меся-цев;
• увольнение со службы по основаниям, прямо указанным в за-коне, в частности в связи с достижением соглашения между сторонами до-говора, истечения срока его действия, его расторжения по инициативе, проявленной служащим, его отказа от предложений, непосредственно свя-занных с замещением иной должности в связи с изменением условий дого-вора, его отказом от перевода на другую должность по причине несоот-ветствия показателей здоровья, от перевода в другую местность и т.д.
Кроме этого, статья 7 содержит дополнительно основания назначе-ния пенсии за выслугу лет для отдельных категорий госслужащих. Напри-мер, если госслужащий имеет стаж более 25 лет, увольняется по собствен-ной инициативе до получения права на получение страховой пенсии по старости либо инвалидности и при этом непосредственно перед увольнени-ем замещал должность в течение 7 лет и более, то он имеет право на полу-чение пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, в законе прямо прописаны случаи, когда пенсия за выслугу лет не подлежит выплате. Это, прежде всего, касается случаев, ко-гда служащий продолжает свою трудовую деятельность на государствен-ной или муниципальной службе, а также в межгосударственных либо меж-правительственных органах. В этом случае он временно утрачивает право на получение пенсии за выслугу лет. Выплата возобновляется после ухода с данных должностей. Для этого понадобится подать заявление вместе с документами, подтверждающими трудовой стаж.
Следует подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости либо инвалидности и выплачивается наряду с ней. Это порождает определенные вопросы, то есть государственные и муниципальные служащие находятся в ситуации, которую можно охарак-теризовать как двойственную [5]. Проявляется это в следующем:
• с одной стороны, каждый государственный и муниципальный служащий застрахован и на них распространяются основные положения обязательного пенсионного страхования, которое предоставляет право на получение страховой пенсии;
• с другой стороны, государственные и муниципальные служа-щие в своей деятельности представляют государство, что предопределяет специфический характер деятельности. Это, в свою очередь, предполагает предоставление компенсации за социальный риск утраты трудоспособно-сти.
В действующем законодательстве зафиксирован процентный размер пенсии. Он рассчитывается как 45% от среднего заработка государствен-ного и муниципального служащего за месячный период с учетом вычета страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии. Помимо этого, рассматриваемая категория служащих могут рассчитывать на увеличение пенсии за выслугу лет на 3 % за каж-дый полный год стажа в данной области. Однако, следует учитывать, что общая сумма, которую получает пенсионер, не может быть выше 75% от среднемесячного заработка.
Учитывая вышеизложенное, пенсия за выслугу лет рассчитывается по следующей формуле:
(45% СЗ - СП) + СЗ*3%*СТ = ПВЛ,
где ПВЛ - общая сумма пенсии за выслугу лет;
СЗ - среднемесячная заработная плата;
СП - страховая пенсия по старости;
СТ - трудовой стаж.
В конечном итоге, возникает проблема исчисления пенсии за выслу-гу лет. Решить данную проблему можно посредством внесения изменений в ФЗ № 166-ФЗ в части установления минимального размера пенсии за вы-слугу лет как обязательной доплаты к страховой пенсии по старости либо инвалидности. Это позволит реализовать на практике компенсационную и стимулирующую функции, что способствует сохранению заинтересованно-сти работников к службе в государственных и муниципальных органах.
Заключение
Подводя итог выполненной работы, важно отметить, что пенсия для госслужащих в 2020 году, как и многие другие виды денежного обеспече-ния от государства, претерпит некоторые изменения. Изменения по пенси-ям госслужащих за выслугу лет с 2020 года последние новости связывают с новой индексацией и повышением пенсионного возраста. Чтобы более точно прогнозировать свои доходы в будущем, нужно знать, как новые законы отразятся на них.
Также важно подчеркнуть важные моменты, от которых зависит возможность получения довольствия по выслуге лет:
Стаж минимум шестнадцать лет в 2020 году, в 2021 году – шестна-дцать с половиной лет;
Отношение к лицам, имеющим право на пенсионное довольствие по старости на момент завершения работы по основной должности;