Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На западе поведение потребителей остается одним из наиболее исследованных направлений в сфере маркетинга и туризма, с терминами «поведение в путешествии» или «поведение туриста», обычно используются для описания поведения в этой области. Поэтому, в данной работе рассмотрены концептуальные модели на основе западных авторов, что и является в какой-то степени ограничением данного исследования.
Поведение потребителей (далее ПП) предполагает определенные решения, действия, идеи или опыт, которые удовлетворяют потребности и желания потребителей [1]. Это связано со всеми видами деятельности – от процесса принятия решений о покупке [2], сам процесс потребления, до процесса утилизации товаров и услуг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Поведение потребителей: сущность понятия
Современный рынок – рынок конкуренции. Перед предприятиями стоит задача сохранения и упрочения рыночной позиции, это возможно только при удовлетворении потребностей индивидов.
Проблема взаимоотношений потребителя и продавца имеет значение не только для конкретных предприятий, но и общества в целом. Зная и понимая поведение выбора потребителями продукта, возможно сохранить их лояльность по отношению к предприятию и его товарам и услугам, а также привлечь новых клиентов. В условиях жесткой конкуренции между рыночными субъектами за потенциальных покупателей исследование их поведения становится актуальным. Покупательское поведение в условиях динамично изменяющегося и усложняющего рынка представляет сложный процесс, который обусловлен множеством взаимозависимых факторов. Полученная информация позволяет определить направления влияния на поведение потребителей. В связи с чем анализ содержания понятия «потребительское поведение» дает понимание вышеназванной проблемы.
Для понимания проблемы необходимо определиться с экономическим содержанием понятия «потребительское поведение». Потребительское поведение рассматривает человека, действующего на рынке, в качестве потребителя.
Согласно словарю Т. Ф. Ефремовой поведение представляет собой совокупность поступков и действий по отношению к окружающим [1]. Социологический словарь определяет потребление как использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей [2].
В настоящее время понятие «потребительское поведение» используется для определения:
– действий людей по приобретению, потреблению товаров и услуг и избавлению от них;
– деятельности, непосредственно вовлеченной в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней;
– единства процесса принятия потребителем решения о покупке и факторов, определяющих его характер и направленность;
– процесса формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен;
– совокупности признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.
На протяжении времени изменялись подходы к определению понятия «поведение потребителей». Представители теории предельной полезности и эластичности спроса оценивали потребительское поведение с точки зрения экономического подхода. У. Джеванс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Беварк и другие рассматривали потребительское поведение как поиск наибольшей полезности в приобретении материальных благ [8]. Цена покупаемого блага на рынке зависела от оценки полезности товара и для потребителя, и для покупателя. А. Маршалл и П. Самуэльсон поведение потребителей ставили в зависимость от влияния экономических факторов, а именно от дохода и цены [8; 9].
1.2 Подходы к оценке факторов потребительского поведения
Проведенный анализ понятия «Потребительское поведение» в предыдущем пункте позволил сделать вывод, что во многих работах не отражены факторы, влияющие на потребительское поведение, и соответственно, не применяется комплексный подход к их исследованию. Можно отметить, что по – прежнему данной проблемой занимаются маркетологи, социологи, психологи, которые в своих исследованиях затрагивают лишь аспекты в области изучаемого направления. По нашему мнению, комплексная методика к изучению различных подходов поможет более детально подойти к содержанию данных понятий.
В таком случае потребительское поведение будет включать два фактора:
- субъективный;
- объективный.
Субъективный фактор будет основан на определении стратегии потребительского поведения отдельных индивидов или групп в экономической системе отношений, а объективный – как обобщающий результат социальных действий в конкретной системе.
Стоит сказать, что более детальное изучение потребительского поведения основано на выделении компонентов, которые могут характеризовать действия потребителей в выборе тех или иных продуктов и услуг. Поведение потребителя может быть основано на действии двух групп факторов (см. таблицу 1).
В настоящее время большое значение имеет подход, основанный на оценке домохозяйством реального состояния экономики страны, а также своего положения в данной среде. Данный подход может быть эффективным способом формирования социально-экономической политики со стороны государства. В центре анализируемого подхода находятся методы расчета некоторых индексов, позволяющих оценить текущие настроения и ожидания населения, которые помогут сформировать экономическую политику государства [6].
Таким образом, поведение потребителей может быть своего рода сигналом для формирования набора показателей с целью выработки и реализации социально-ориентированной политики, т.е. политики, нацеленной на конечного потребителя. Так, например, исследование мнения населения относительно ситуации в стране, их личного положения или других вопросов, от которых зависит настроение общества – является актуальной задачей. Проблема количественной оценки мнения потребителей по каким – либо вопросам, прежде всего, связаны с зависимостью оценки от ситуации или психологических параметров, что возможно повлияет на искажение информации. В целом, решение проблем такого характера возможно, например, использовав индексы потребительских настроений и уверенности потребителей.
1.3 Теоретические концепции поведения потребителей в туризме
В данном пункте рассмотрим девять ключевых концепций поведения потребителей (далее ПП) в туризме и три актуальных внешних воздействия, которые были определены зарубежными авторами в качестве важных современных факторов, влияющих на туристический бизнес.
Таким образом, в работе, с помощью литературного обзора ПП в туризме, изучены и установлены два направления:
1) ключевые концептуальные подходы, используемые для понимания ПП в области туризма;
2) будущая программа исследований в сфере туризма, основанная на анализе различных исследований.
Концепция - 1. Принятие решений о поездке. Понимание принятия решений потребителем является краеугольным камнем маркетинговой стратегии. ПП в туризме опирается на общие предположения о том, как принимаются решения.
Однако данные предположения продолжают подвергаться критике со стороны некоторых исследователей, один из главных аргументов против таких моделей заключается в том, что они не способны уловить сложность принятия решений в туризме, что обусловлено уникальным контекстом, в котором принимаются решения о поездках [5].
Поскольку поездки становятся частой покупкой, для некоторых, и все чаще становятся частью повседневной жизни, требуется дальнейшее изучение рутинных аспектов решений о поездках, когда речь идет как о новых, так и о ранее посещенных пунктах назначения (или об использовании туристических продуктов). Поскольку большинство существующих исследований ПП в сфере туризма предполагают тщательно спланированные решения [6], привычные аспекты принятия туристических решений и их значение для туристического маркетинга остро нуждаются в исследованиях.
Концепция - 2. Ценности. Ценности потребителей играют важную роль в процессе принятия решений о покупке.
Кроме того, в существующих исследованиях не признается, что некоторые ценности, как личные, так и социальные, со временем трансформируются и что по мере модернизации общества, например, на развивающихся рынках происходят изменения ценностей. Было предпринято мало попыток понять эти изменения, как для западных, так и для развивающихся рынков и их влияние на поведение туристов.
ЛАВА 2 Особенности въездных туров в России. Разработка въездного туристического продукта
2.1 Анализ въездных туров в России
Как показывают исследования, прошлое столетие означалось феноменальным продвижением международного туризма. Это проявилось не только в повсеместном распространении и глобализации мировой туристской индустрии, но и включением России в международные туристические потоки. Современному туристскому рынку чуть более 20 лет, но за этот небольшой период практически полностью оформлена нормативно-правовая база отечественного туризма, сформировались крупные туристские операторы и агентские сети, расширены формы поставщиков туристских услуг.
Доля России в мировом въездном туризме стабильна и составляет 2–3% от ежегодного общемирового потока туристов. По данным Всемирного экономического форума. Организованный туристический поток по темпам роста обогнал рост в целом по стране – прирост составил соответственно 10% и 8%. Причина выигрыша туроператоров проста – выгодные цены на массовых направлениях. Поскольку экономия у туристов остается основным трендом.
Туристы предпочитают дешевые туры с относительно непродолжительным перелетом, с минимум дополнительных услуг и экскурсий и в ценовом диапазоне 50–60 тысяч рублей на человека.
По России, что логично, основной прирост показало Черноморское побережье – Краснодарский край и Крым. Совокупный поток на массовых направлениях составил порядка 23–24 млн человек. «Сочи стал лидирующим внутренним направлением в 2018 г. у туроператоров» [1]. При этом спрос на «обычные» экскурсионные направления снижается на 7–9%, в том числе на такие хиты как Санкт-Петербург, Казань, Золотое кольцо. Существует тенденция роста спроса на необычные туры по России, которые могут дать новые необычные впечатления. При этом необычными туры могут быть как по направлению, так и по наполнению – как туры на Камчатку, так и необычные программы по привычным экскурсионным маршрутам.
2.2 Исследование особенностей туристической специализации Калининградской области
Туризм в последние годы получает все большее развитие во всем мире, что подтверждается данными исследований ЮНВТО. Особое значение придается этому виду туризма в Российской Федерации, а в связи с введением политических и экономических санкций со стороны стран Европы, произошло смещение акцентов в развитии въездного туризма именно из стран Азии.
Совершенно очевидно, что в каждом регионе Российской Федерации будут разные проблемы и тенденции развития въездного туризма, связанные с туристической специализацией дестинаций [4].
На основе исследования особенностей туристической специализации Калининградской области были выявлены и сформулированы следующие тренды в развитии въездного туризма в Калининградской области
2.3 Разработка въездного туристического продукта в Калининградской области
Программа тура «Amber island»
Первый день
Прилет в аэропорт «Храброво». Трансфер в гостиницу «Шкиперская». Завтрак. Посещение международной выставки янтарной продукции и инновационных возможностей туристского бизнеса. Ужин в ресторане на «Рыбной деревне», где можно отведать блюда из морской рыбы.
Второй день
Посещение экспозиции выставки «Янтарный рай». После обеда экскурсия по городу «Исторический маршрут»
Третий день
2-ая Российско-Китайская конференция, с целью рассмотрения вопросов, связанных с использованием янтаря и его производных. Далее отправка на янтарный комбинат в п. Янтарный, для возможности приобрести сырье или изделия хорошего качества.
Четвертый день
Автобусная экскурсия по местам пивоварения в Восточной Пруссии. Много интересного об истории пивоварения, традициях, праздниках старого Кёнигсберга и дегустация традиционных сортов пива. Посещение замка-пивоварни «Нессельбек», экскурсия по замку и музею инквизиции, дегустация пива. В сезон огненное и рыцарское шоу. Вечером посещение игорной зоны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в курсовой работе в связи с решением поставленных задач была решена главная цель. Было выявлено, из каких факторов складывается покупательское поведения, и какие условия необходимы для его создания. Потребительское поведение - очень сложный механизм. Специалисты по маркетингу должны очень точно и четко выбирать стратегию и тактику. Необходимо внимательно изучить рынок, выбрать сегмент рынка и затем изучить поведение потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. – URL: http://www.efremova.info/
2. Социологический словарь – URL: http://vslovare. ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/potreblenie
3. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блекуел, П. У. Миниард. – СПб. : Питер Ком, 2009. – 759 с.
4. Алешина И. В. Поведение потребителей : учеб. пособие для вузов / И. В. Алешина. – М. : Экономистъ, 2006. – 525 с.
5. Блек Р. Ситуационные переменные и поведение потребителя. Классика маркетинга / Р. Блек. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
6. Холбрук М. Эмпирические аспекты потребления : фантазии, чувства и удовольствие потребителя. Классика маркетинга / М. Холбрук, Э. Хиршман. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
7. Будник М. Н. Управление поведением потребителей предприятий розничной торговли / М. Н. Будник, Л. В. Двалишивили // Бизнес-информ. – 2014. – № 3. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-povedeniempotrebiteley-predpriyatiy-roznichnoy-torgovli
8. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В. М. Гальперина. – СПб. : Экономическая школа, 2000. – 380 с.
9. Маршал А. Принципы политической экономии / А. Маршал. – М. : Прогресс, 1984. – 416 с.
10. Майер В. Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа / В. Ф. Майер. – М. : МГУ, 1988. – 271 с.
11. Шумпетер Й. А. История экономического анализа / Й. А. Шумпетер. – СПб. : Экономическая школа, 2004. – 494 с.
12. Радаев В. Социология потребления / В. Радаев // Социс. – 2005. – № 3. – С. 3–15.
13. Россинская Г. М. Экономическое поведение потребителя : методологический аспект / Г. М. Россинская. – URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Rossinskaya.pdf
14. Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории / В.С. Автономов. – М. : Наука, 1993. – 176 с.
15. Скитовски T. Суверенитет и рациональность потребителя / T. Скитовски // Теория потребительского поведения и спроса / ред. В. М. Гальперина. – СПб. : Экономическая школа, 1999. – URL: http://seinst.ru/ page105/
16. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать / Р. Талер. – М. : Эксмо, 2017. – 368 с.
17. Дорохова Ю. В. Исследовательские подходы к потребительскому поведению в системе социально экономических отношений / Ю. В. Дорохова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – № 4. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiepodhody-k-potrebitelskomu-povedeniyu-v-sistemesotsialno-ekonomicheskih-otnosheniy
18. Фоксол Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун.– СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
19. Верховин В. История экономической социологии: мир идей / В. Верховин. – М. : ИМТ, 1998. – URL: http://economy-lib.com/osobennosti-regulirovaniyapotrebitelskogo-povedeniya-na-rynkah-prodovolstvennyhtovarov-v-egionahrossii#ixzz4HUjpGid4
20. Ростовцева Л. И. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей : автореф. дис. … д-ра социол. наук / Л. И. Ростовцева – М., 2004. – 25 с.