Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы развитие творческих способностей детей стало актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с включением инновационных технологий в образовательный процесс. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с выраженными творческими способностями и развитым интеллектом. При этом следует помнить, что основы творческого и интеллектуального развития закладываются в младшем школьном возрасте: повышается объём памяти и непроизвольного внимания, формируется познавательный интерес к изучаемым предметам, осуществляется осознание ребёнком себя как личности и субъекта образовательной и творческой деятельности.
Значительное место исследование творческой активности детей занимают в работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и др.
В настоящее время в педагогический процесс прочно вошли эффективные формы учебной деятельности, которые предполагают самостоятельный поиск школьниками информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. В связи с этим мы полагаем, что создание специальных педагогических условий может стать благоприятной базой для формирования творческой активности младших школьников.
Цель исследования: определить благоприятные средства развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Объектом исследования являются творческие способности
Предмет исследования: условия формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Провести обзор средств развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Разработать специальные средства формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе проведённой диагностики.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, психологические методики.
Теоретическая значимость. Проведён комплексный анализ историографии по проблеме исследований творческих способностей младших школьников
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике классного руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей и воображения младших школьников в процессе обучения
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста являются важным фактором развития их творческой активности. К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям младших школьников. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 8-10 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения[12, с.74].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок - младший школьник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 8 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 30-40 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие [2, с.93].
Одним из важнейших новообразований, которое является необходимым условием развития креативного мышления младших школьников, является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 8-10 лет ребёнок способен самостоятельно придумать историю с логичным сюжетом на интересную ему тему[2, с.74].
Заключение
Как показывают исследования психологов, формирование творческих способностей детей необходимо начинать с раннего возраста. В начальной школе данная деятельность должна стать частью педагогического процесса. Развитие творческой активности предполагает создание педагогом определённых условий.
В данной работе нами было проведено исследование творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. В ходе экспериментальной работы выявлено, что учащиеся имеют хороший творческий потенциал, который необходимо развивать. Они с интересом выполняли задания, предлагали интересные оригинальные варианты решения поставленных задач.
Следует отметить, что для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста необходимо применять различные средства. С данной целью нами разработаны соответствующие рекомендации.
Во-первых, необходим учёт сфер интересов младших школьников. На основе этой диагностики педагог может выбрать содержание и направления для формирования творческой активности.
Во-вторых, эффективным для развития творческой активности детей младшего школьного возраста является проведение нетрадиционных уроков. Данные уроки должны учитывать интересы детей, содержать в себе компоненты для развития различных творческих способностей детей и при этом соответствовать требованиям ФГОС нового поколения.
В-третьих, коллективные проекты, в которых предполагается выполнение различных творческих заданий, являются эффективными для развития творческой активности учащихся, однако тематика их должна быть интересной и близкой для всех учащихся.
Таким образом, нами установлены благоприятные средства развития творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста, так что цель данной работы полностью достигнута.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
5. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
9. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
12. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
15. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
16. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
17. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
18. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
20. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
21. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
23. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
24. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
25. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.