Фрагмент для ознакомления
2
Объекты и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые могут быть познаны непосредственно посредством ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, расположение и движение тел в видимом пространстве), и такими свойствами, и отношениями, которые могут быть познаны только косвенно и через обобщение, т. е. через мышление. Благодаря этому процессу человек может выявить наиболее существенные особенности объекта, узнать об этом объекте. Выполняя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация), приобретаются новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой сенсорный опыт, установить причинно-следственные связи между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Дошкольное детство — это период интенсивного психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и деятельности. Это время активного познания окружающего мира. Ребенок знакомится с предметами, усваивает их свойства и качества, овладевает членораздельной речью, формами поведения, различными видами деятельности, у него формируются наглядно-речевые, наглядно-образные элементы вербального и логического мышления. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, поэтому в процессе обучения и воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, которые пробуждают активность детского мышления. Именно в этот период психического развития ребенка взрослый должен находиться с ним в самых тесных отношениях, принимать самое активное участие в его развитии. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в дальнейшем реализовать его в полной мере не представляется возможным.
Многочисленные исследователи установили, что физиологической основой человеческого мышления является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Вторая сигнальная система имеет наибольшее значение, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.).
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования различных типов мышления, и, в частности, наглядно-образного мышления, у детей старшего дошкольного возраста отражены в работах Л. С. Выготского, Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Г. А. Урунтаевой, В. И. Ядешко и др.
Мышление-это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Психическая деятельность детей с ЗПР старшего дошкольного возраста является сложным объектом изучения. Особенно важным в этом возрасте является развитие визуальной формы этой деятельности.
Мышление детей с ЗПР характеризуется как отсутствием сформированности отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Наблюдается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражанию.
Многочисленные исследования выявили общие закономерности развития психических процессов у нормальных и ненормальных детей. Человеческое мышление формируется и развивается по общим законам. Во-первых, формируется наглядно-действенное мышление, и на его основе развивается наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.
В современной психолого - педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с нарушениями интеллекта являются нарушения их познавательной деятельности, связанные с неполноценностью сенсорного познания, недоразвитием речи и ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявление существенных особенностей предмета и установление связей между ними. Особенно ярко нарушения выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.
Многие исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шифф Ж. И. и др.) отмечают необходимость изучения особенностей умственных операций и их коррекции у детей с нарушениями интеллекта в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления учат ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выявлять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к увеличению его интеллектуальных способностей. Проблема развития мышления у детей с ЗПР по - прежнему актуальна в детской коррекционной педагогике и специальной психологии.
Этому вопросу были посвящены работы следующих российских психологов и педагогов: А. И. Блиновой, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. А. Катаевой, Е. М. Мастюковой, Н. Г.Морозовой, В. Г. Петровой, М. С. Певзнера, Е. А. Стребелевой, И. М. Соловьева, Г. Е. Сухаревой, Ж.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через игровую деятельность.
Задачи работы:
Выявить особенности мышления у дошкольников с ЗПР.
Рассмотреть психологию детей дошкольного возраста.
Проанализировать методы изучения мышления у детей с ЗПР.
Провести исследование мышления у детей с ЗПР.
Объектом исследования является мышление дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является развитие мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методологической основой исследования послужили работы Зака А. З., Лихтарникова Л. М., Русанова В. Н., Тихомировой Л. Ф., Труднева В. П., Шнейдермана М. В. и др.
Экспериментальная часть исследования проводилась на основе .................. В эксперименте приняли участие 10 детей с ЗПР в возрасте 5-6 лет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Отличие мышления от других психологических процессов заключается в том, что эта деятельность связана с решением проблемной ситуации, конкретной задачи [10]. Мышление, в отличие от восприятия, превосходит чувственную данность. При мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Она отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет существующие между ними связи, которые чаще всего не даны человеку непосредственно, в самом восприятии. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батенова Ю. В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. – 2017. – Т. 8, № 4 (окт.-дек.). – С. 59-72
2. Белошистая А. Задания, развивающие образное мышление: для работы со старшими дошкольниками // Дошкол. воспитание. – 2016. – № 4. – С. 44-47.
3. Богданова Е.С. Проблема диагностики детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. – Москва: Спутник+, 2017. – С. 23-26.
4. Богданова Т.Г. Особенности ориентировочно-исследовательских действий у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как дифференциально-диагностический показатель / Т.Г. Богданова, О.И. Варламова // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки: сб. ст. / Учеб.-науч. центр высш. пед. образования МПГУ. – Москва: Прометей, 2015. – C. 471-475
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития: 1-й год обучения: учеб.-метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – Москва: Гном-Пресс, 2018. – 62 с.
6. Бурцева Г.И. Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 19-23.
7. Бухарова И. С. Развитие нестандартного мышления у старших дошкольников // Воспитатель дошкол. образоват. учреждения. – 2016. – № 10. – С. 87-93.
8. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. –с. 152-153.
9. Габышева С. П. Игра в шашки как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / С. П. Габышева, Л. В. Николаева // Междунар. студенческий науч. вестн. – 2018. – № 4/7. – С. 1055-1057
10. Деревенко О. А. Развитие мышления у старших дошкольников приемами решения изобретательских задач (ТРИЗ) // Детство. Отрочество. Юность. – 2016. – № 3/4. – С. 37-70
11. Джулагов С.М. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.М. Джулагов, Э.Р. Байбатырова // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), Грозный, 29 окт. 2020 г. – Грозный, 2020. – С. 215-220.
12. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие / Г. В. Бабина, Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова и др. ; под ред. Л. А. Головчиц. – Москва: МПГУ, 2019. – 288 с.
13. Инденбаум Е.Л. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар ; Иркутский гос. ун-т, Пед. ин-т. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. – 303 с.
14. Касицына М.А. Сравнительное исследование наглядного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3(61). – С.24-34
15. Конева И.А. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева, С.В. Романова // Современные проблемы науки и образования. 2017. – № 6. – С. 1531.
16. Коротовских Т.В. Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития / Т.В. Коротовских, Е.М. Григорьева, Ю.Н. Купцова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №3.
17. Лаврущева О. А. Пути и средства развития мышления старших дошкольников / О. А. Лаврущева, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XIV ежегод. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., Иркутск, 23-24 апр. 2016 г. / редкол.: И. А. Конопак. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. – С. 152-156
18. Ларских З. П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно–ролевых игр как одно из условия развития мышления старших дошкольников // Вестн. Брян. гос. ун–та. – 2018. – № 1. – С.179
19. Магонова Н. И. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр / Н. И. Магонова, Л. А. Генералова // Вестн. науч. конф. – 2015. – № 1, ч. 5. – С. 76-77
20. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учеб. пособие / М.Н. Ильина, Ю.М. Миланич. – 2-е изд., исправл. и доп. – Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2017. – 539 с.
21. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие / Е.М. Мастюкова. – Москва: Классикс Стиль, 2016. – 315 с.
22. Мещерякова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Наука в современном мире: вопросы теории и практики: материалым Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. София, Болгария, 16 июня 2020 г. – Нефтекамск, 2020. – С. 290-295.
23. Мустафин Т. Р. Особенности мышления старших дошкольников при разном уровне соответствия правилам нормативной ситуации: дис. ... канд. психол. наук / Мустафин Тимур Равилевич; [Казан. (Приволж.) федер. ун-т]. – Казань, 2016. – 175 с.
24. Николаева О. Ф. Социоигровой подход к развитию творческого мышления старшего дошкольника // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 10. – С. 140-149.
25. Озерова Н. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 63-65.
26. Омельченко Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н. С. Омельченко, И. С. Казаков // Молодой учен. – 2016. – № 9-3 (113). – С. 20-22
27. Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями: метод. пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т; сост. О. П. Рожков. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 74, [2] с. с. 74-75.
28. Поверинова М. С. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / М. С. Поверинова, О. В. Зозуля // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. – 2015. – № 5. – С. 29-32.
29. Полякова Е. П. Дидактическая игра как метод развития мышления старших дошкольников // Авангард науки. – 2018. – № 1 (1). – С. 26-28.
30. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2019 г. / Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск: МГПУ, 2019. – 156 с.
31. Соколов А.Н. Диагностика уровня развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза: метод. пособие / А.Н. Соколов, Н.Ф. Бережная, В.А. Илюхина; Рос. акад. наук, Ин-т мозга человека. – Санкт-Петербург: Ин-т мозга человека, 2017. – 50 с.
32. Сыпченко М. В. Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы. – ст. Кавказская, 2016. – 67 с.
33. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2015. – № 2. – С.19-26.
34. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Москва: Педагогика, 2015. – 180с. с. 175-181.
35. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2016. – 68 с.
36. Фатихова Л. Диагностика и развитие способности дошкольников с задержкой психического развития понимать логико-грамматические конструкции языка // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – С. 68-75.
37. Феоктистова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задкржкой психического развития (ЗПР) / С.В. Феоктистова, Н.А. Самотохина // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сб. науч. ст. – Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2019. – Вып. 9. – С.25-31.
38. Шаудинис И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Вестн. экспериментального образования. – 2017. – № 1. – С. 24-34