Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что институт правовых режимов широко используется в юридической теории и практике. Он обеспечивает предсказуемость последствий деяний субъектов права, устанавливает границы и порядок правового регулирования однородных общественных отношений путём определения юридических и организационных средств, применимых к подобным отношениям. Важным преимуществом правовых режимов является тот факт, что они позволяют сохранять диспозитивность применения про общей жесткости юридического регулирования. Следует отдельно рассмотреть специальные административно-правовые режимы, особенность которых состоит в том, что они, как правило, сопровождают деятельность органов государственного управления.
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие, признаки, задачи и средства специальных административно-правовых режимов
Административно-правовой режим является одним из базовых институтов административного права. Административно-правовой режим прежде всего является разновидностью правового режима. Термин «режим» (от лат. regimen) довольно многогранен. Под ним понимается метод управления, совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели, распорядок дел, действий, условия деятельности, работы, государственный строй .
Правовой режим как категория является достаточно широким юридическим понятием, включающим в себя определенный юридический инструментарий, комплекс правовых средств, направленных на обеспечение законности и правопорядка, механизм правового регулирования и т.д. Вместе с тем не стоит отождествлять такие категории, как административно-правовой режим и административно-правовое регулирование.
Административно-правовой режим – особый вид (порядок) административно-правового регулирования управленческой деятельности, прав и обязанностей субъектов и процедур деятельности. Его специфика проявляется в комплексе мер, закрепляемых в регулятивных нормах, устанавливающих специальные правила поведения, правовые стимулы, правоограничения (запреты, предписания, преференции и т.д.), специальные статутные нормы (предоставляющие субъектам специальные права и возлагающие на них особые обязанности), а также в особых охранительных нормах (предназначенных для обеспечения правопорядка и контроля) . Когда цели общего административного регулирования не могут быть достигнуты в режиме повседневного (обычного) порядка исполнительной власти, вводятся административно-правовые режимы.
Основаниями для установления административно-правового режима выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта – носителя специального административно-правового режима (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу), возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.
Разновидностью правовых режимов являются специальные административно-правовые режимы, действующие в сфере публичного права и служащие целям обеспечения конституционной безопасности России.
Основные задачи специальных административно-правовых режимов:
– обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков;
– обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную опасность или имеющих важное государственное значение;
– определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны;
– установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;
– обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайной ситуации;
– нормализация обстановки, восстановление правопорядка;
– создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентированных полномочий .
Специальный административно-правовой режим устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта.
1.2. Классификация специальных административно-правовых режимов
Специальные административно-правовые режимы могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от подведомственности они подразделяются на три группы:
– федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;
– региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;
– местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований .
Некоторые режимы могут входить во все названные группы. Например, режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий могут вводиться как на территории субъекта РФ, так и на территории муниципального образования.
По объекту – носителю режима выделяют:
– территориальные режимы: режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;
– объектовые режимы: режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;
– режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение: режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;
– функциональные режимы: противопожарный режим, эвакуационный режим, режим контртеррористической операции, таможенные режимы.
По юридическим свойствам режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные.
Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, на которой возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий и т.п.
Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:
– использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;
– введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;
– предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;
– введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО И ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, РЕЖИМА ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ. МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕЖИМОВ
2.1. Правовое регулирование административно-правовых режимов чрезвычайного и военного положения, режима охраны государственной границы
Под режимом чрезвычайного положения понимается «особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, и организаций и возложение на них дополнительных обязанностей» (ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» ).
В условиях функционирования данного административно-правового режима действует комплекс мер, а именно: усиление компетенций органов власти; легитимное правоограничение граждан; установление вспомогательных гражданских обязанностей; ужесточение правонарушений.
Чрезвычайное положение вводится по факту обстановки, являющимися собой прямую опасность жизни и безопасности граждан или конституционному строю России, которая возникла или может возникнуть внутри государства, иными словами, локальная угроза, ликвидация которой возможно исключительно применением чрезвычайных мер .
Законодатель устанавливает следующие обстоятельства:
– попытки насильственного изменения конституционного строя России, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, захват особо важных объектов или отдельных местностей и пр., которые основаны путем применения насилия, несущие угрозу жизни и безопасности граждан, штатного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, которые являются следствием, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, приведшие или имеющие возможность наступление человеческих жертв, а так же как следствие нанести урон здоровью граждан и природной среде, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других работ.
Соответственно, основаниями для введения правового режима чрезвычайного положения могут быть чрезвычайные обстоятельства внутригосударственного характера .
Понятие военного положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 №1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» , в котором «под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». Это понятие также содержит Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об обороне» , однако в нем не раскрывается данный административно-правовой институт в полной мере.
2.2. Меры принуждения при осуществлении специальных административных режимов
Меры административного принуждения нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования управляемой системы, и с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности
Правоограничительные меры выступают юридическим элементом управления чрезвычайной ситуацией. В качестве критерия классификации мер и временных ограничений, применяемых при введении режима чрезвычайного положения, законодатель взял основания введения чрезвычайного положения. Статьи 11-14 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» определяют: общие меры и временные ограничения; меры, применяемые при чрезвычайном положении, введенном при чрезвычайных ситуациях социального характера, а также меры, применяемые при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц, возлагаться дополнительные обязанности .
Нормативное установление особого порядка применения мер административного принуждения выражается в установлении мер принуждения, которые не применяются в рамках общего (повседневного) правового режима (например, выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы (п. «е» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»); удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов (п. 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N№ 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии терроризму» ); интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией (п. 16 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении»).
При введении военного положения реализуются следующие меры:
– усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
– временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
– обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, выезда из нее, а также ограничение свободы передвижения по ней. Эти задачи могут быть возложены на функциональные группы контрольно-пропускного пункта. Данная группа состоит из следующих подгрупп: досмотр граждан, досмотр автотранспорта и охраны;
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
– ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра. В целях охраны места совершения преступления, проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий сотрудники дежурных нарядов в системе Единой дислокации, следственно-оперативной группы ограничивают движение граждан и транспортных средств в местах совершения преступлений (административных правонарушений) ;
– запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
– запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ. Данная мера будет реализовываться посредством проверки сотрудниками полиции объектов, осуществляющих продажу вышеизложенных предметов по вопросу исполнения запрета об ограничении или запрещении .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальный административно-правовой режим – это форма государственного управления, допускающая ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимая в качестве временной меры, обеспечиваемой средствами административно-правового характера, и направленная на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Содержание специальных административно-правовых режимов составляют теоретические основы правового режима, включающие в себя положения о том, что предписания правовых режимов санкционируются государством и обеспечиваются методами государственно-принудительного воздействия; правовой режим имеет целью своего непосредственного воздействия комплексно регулировать общественные отношения в соответствующей сфере; правовой режим включает в себя совокупность дифференцированных правовых средств обеспечения правопорядка.