Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важная составляющая человеческого фактора. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаляющий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных действий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровье - один из главных источников полноценной жизни, счастья, радости, успеха. Оно является не только личным достоянием человека, но и общественным богатством, одним из важнейших показателей благосостояния народа. К сожалению, многие люди только тогда начинают по-настоящему ценить свое здоровье, когда оно уже нарушено. Немецкий ученый М. Петтенкофер писал: «Мы часто поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству. Мы тратим его без бережливости, не заботясь о будущем».
Значимость здоровья сегодня определяется как универсальная ценность, которая касается всех - и богатых, и бедных, и молодых, и пожилых, людей разных рас. Это неотъемлемое право человека, важность обеспечения которого растет с каждым годом. Право на охрану здоровья на международном уровне задекларировано в 1948 г. в уставе ВОЗ.
Сущность здоровья касается философских, политических, социальных и других аспектов. Философские аспекты заключаются в выборе ценностных ориентиров, политические - в обеспечении стабильности и безопасности государства, социальные - в восстановлении трудовых ресурсов, способности к общественно-полезной деятельности, экономические - в повышении производительности труда, создании материальных благ, улучшающих благосостояние населения и качество жизни. Психологическая составляющая определяется предпочтениями, мотивацией в поведении по сохранению здоровья, медицинская - в формировании потребности в услугах здравоохранения.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологии должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого возраста.
Современное состояние образования предусматривает активные изменения содержания, методов, средств обучения, которые будут способствовать формированию здорового ребенка. Важной составляющей здорового образа жизни является формирование основ ценностного отношения к собственному здоровью детей 7-10 года жизни.
Ребенок, у которого будет сформировано восприятие собственного здоровье как личностной ценности, будет пытаться сознательно корректировать свое поведение в отношении здорового существования.
Исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые посвящены изучению различных составляющих здоровья личности, информационного подхода к этой категории, способствуют целостному, концептуальному осмыслению ценностного отношения к здоровью.
Цель данного исследования: рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.
Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:
- раскрыть понятие здоровый образ жизни;
- изучить педагогические условия эффективности воспитания здорового образа жизни у младших школьников;
- определить формирование здорового образа жизни младших школьников средствами игровой деятельности;
- выявить особенности формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов средствами народной педагогики.
Методами следования являются: теоретические (анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, моделирование).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье, если оно дается нам изначально, все равно нужно уметь сохранять. А если есть какие-то отклонения в здоровье, их нужно постараться устранить. Этого можно добиться только здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие ключевые элементы:
- рациональный режим работы и отдыха (с правом пользования, четкий и необходимый ритм функционирования организма, который создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует здоровью, повышению работоспособности и повышению производительности труда;
- устранение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения;
- оптимальный двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы;
- рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, помогает поддерживать здоровье, высокую работоспособность и продлевает жизнь;
- личная гигиена включает в себя рациональный распорядок дня, уход за телом, гигиену одежды и обуви, режим дня, соблюдение которого формирует четкий ритм функционирования организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления;
- закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым к простудным заболеваниям и перегреванию, которое позволяет человеку легко переносить физические и психические нагрузки, меньше уставать, поддерживать высокую работоспособность и активность.
Под все эти условия здорового образа жизни, каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Таким образом, в каждом классе начальной школы формируются представления, понятия, практические умения и навыки по всем вышеупомянутым направлениям с постепенным наращиванием объема и сложности содержания и требований к его усвоению. И только при условии органического сочетания всех этих компонентов здоровья возможно формирование у младших школьников здорового образа жизни. Лишь одновременное развитие всех составляющих здоровья позволит лелеять ребенка, разовьет его личностные качества, раскроет неповторимые черты его индивидуальности. Благодаря этому открываются возможности для обретения учащимися знаний и развития навыков, которые будут способствовать формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апанасенко Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2017. - № 4 (72). – С. 122-124.
2. Бондарь С. Б. Восстановление здоровья ребенка / С. Б. Бондарь, А. В. Мещеряков // Успехи современного естествознания. – 2015. - №12. – С. 100.
3. Бибик Н.М. Основы здоровья. Учебник для 3 класса / Н.М.Бибик. – М.: Учебная книга, 2018. – 111 с.
4. Булич Е. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е. Г. Булич, И. В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2016. – 384 с.
5. Васильева О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2013. – 164 с.
6. Ващенко Л. С. Основы здоровья: Книга для учителя / Л. С. Ващенко, Т. Е. Бойченко. - К.: Г енеза, 2015. - 240 с.
7. Воропай О. Обычаи нашего народа / О.Воропай. – М.: Оберег, 2015. - 440 с.
8. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащехся в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков, В. В. Шабунин. – Красноярск: РИО КГПУ, 2014. – 228 с.
9. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2016. – 75 с.
10. Петровская Е.К. Здоровый образ жизни / Е.К. Петровская // Физическая культура в школе. – 2020. - № 2. – С. 74.
11. Жирнов, В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2016. - № 6. – С. 32-41.
12. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2014. – 75 с.
13. Кириленко, С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2015. - №12. – С. 15.
14. Кондратюк С. М. Интегративный подход к воспитанию в младших школьников здорового образа жизни / С. М. Кондратюк. – М.: Высь, 2013. –20 с.
15. Ламтева И. М. Учимся жить по законам здоровья / И. М. Ламтева // Все для учителя. – 2015. - № 3. – С. 2-3.
16. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2015. – 182 с.
17. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. – М.: Гардарики, 2016. – 117 с.
18. Москаленко В.Ф. Принципы построения оптимальной системы здравоохранения. – К.: Книга плюс, 2013. – 320 с.
19. Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
20. Сергеев А. А. Формирование эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников / А. А. Сергеев. – Волгоград, 2012. – 130 с.
21. Томенко О. Занятия физической культурой и спортом молодежи / О. Томенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: зб. науч. трудов. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апанасенко Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2017. - № 4 (72). – С. 122-124.
2. Бондарь С. Б. Восстановление здоровья ребенка / С. Б. Бондарь, А. В. Мещеряков // Успехи современного естествознания. – 2015. - №12. – С. 100.
3. Бибик Н.М. Основы здоровья. Учебник для 3 класса / Н.М.Бибик. – М.: Учебная книга, 2018. – 111 с.
4. Булич Е. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е. Г. Булич, И. В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2016. – 384 с.
5. Васильева О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2013. – 164 с.
6. Ващенко Л. С. Основы здоровья: Книга для учителя / Л. С. Ващенко, Т. Е. Бойченко. - К.: Г енеза, 2015. - 240 с.
7. Воропай О. Обычаи нашего народа / О.Воропай. – М.: Оберег, 2015. - 440 с.
8. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащехся в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков, В. В. Шабунин. – Красноярск: РИО КГПУ, 2014. – 228 с.
9. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2016. – 75 с.
10. Петровская Е.К. Здоровый образ жизни / Е.К. Петровская // Физическая культура в школе. – 2020. - № 2. – С. 74.
11. Жирнов, В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2016. - № 6. – С. 32-41.
12. Здоровье и здоровый образ жизни: Учебно-воспитательный курс / Сост. О. М. Затворная, Г. А. Кичан. – Березно: 2014. – 75 с.
13. Кириленко, С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2015. - №12. – С. 15.
14. Кондратюк С. М. Интегративный подход к воспитанию в младших школьников здорового образа жизни / С. М. Кондратюк. – М.: Высь, 2013. –20 с.
15. Ламтева И. М. Учимся жить по законам здоровья / И. М. Ламтева // Все для учителя. – 2015. - № 3. – С. 2-3.
16. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2015. – 182 с.
17. Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицин. – М.: Гардарики, 2016. – 117 с.
18. Москаленко В.Ф. Принципы построения оптимальной системы здравоохранения. – К.: Книга плюс, 2013. – 320 с.
19. Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
20. Сергеев А. А. Формирование эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников / А. А. Сергеев. – Волгоград, 2012. – 130 с.
21. Томенко О. Занятия физической культурой и спортом молодежи / О. Томенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: зб. науч. трудов. – 2020. – № 1. – С. 19-24.