Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для того чтобы демократическое государство не превратилось в форму единоличного правления, важно, чтобы вся полнота власти была сосредоточена не в одних руках, а равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви правительства независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующих позиций. Это система сдержек и противовесов.
Система сдержек и противовесов – это законодательно закрепленная мера, не позволяющая сосредоточить все полномочия в одной руке – Президентской, законодательной, исполнительной или судебной. Если одна из структур позволит себе выйти за рамки своих полномочий, другие имеют право применить решительные меры для обеспечения демократической законности и соотношения сил.
Система сдержек и противовесов между отраслями власти, как правило, подробно изложена в конституциях государств, в законодательных актах, отвечающих за регулирование прав и обязанностей отдельных сфер – судебной, парламентской, исполнительной власти. Важную роль в этой системе играют Конституционный суд и Президент – они имеют право наложить вето на незаконные законодательные акты, нарушающие гармонию принципа разделения властей.
Главный принцип системы сдержек и противовесов заключается в том, что все три ветви власти одновременно поддерживают гармоничное равновесие и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в их компетенции. В остальном они взаимозависимы друг от друга.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования механизма реализации принципа разделения властей в современной России на всем ее государственном и правовом пространстве.
Целью данного исследования является анализ системы сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность принципа разделения властей;
- определить понятие и сущность системы сдержек и противовесов;
- установить взаимодействие Президента РФ с Государственной Думой и Правительством РФ;
- выделить взаимодействие Государственной Думы с Президентом РФ и Правительством РФ;
- проанализировать взаимодействие Конституционного суда с Государственной Думой и Президентом РФ.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при реализации системы сдержек и противовесов.
Предметом исследования является система сдержек и противовесов.
Исследовательская информационная база включает в себя нормативные акты, федеральные законы, учебные программы, а также журналы, публикации и исследовательские разработки.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти объединяющих параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей на основании Конституции РФ
1.1 Понятие и сущность принципа разделения властей
Государственная власть в любой стране является ведущим звеном. Между тем, если она сосредоточена в руках одного субъекта, в государстве может наблюдаться навязывание определенного времени, деспотического режима правления и т.д. Государства такого рода существуют в виде абсолютной монархии, но в настоящее время их не так уж много, и они находятся на последних позициях с точки зрения развития.
Чтобы сделать жизнь в государстве более цивилизованной, власть в этом государстве должна осуществляться планомерно. Это возможно путем разделения властей.
Суть этого принципа заключается в том, что вся сфера власти разделена на определенные органы, каждый из которых не вмешивается в дела других.
В Российской Федерации принцип разделения властей официально провозглашен в Конституции. По их положениям в Российской Федерации сегодня существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Президент России неофициально называется четвертой властью, но официально этот факт нигде не отмечен, так как Российская Федерация по типу государственного образования является республикой .
Для обеспечения того, чтобы различные ветви власти не соприкасались друг с другом, в государстве устанавливается "система сдержек и противовесов". Суть его заключается в том, что каждая ветвь (и, соответственно, каждый государственный орган) имеет свои собственные полномочия, которые не могут быть переданы другим органам власти и в которые никто не имеет права вмешиваться.
Достаточно четкая система сдержек и противовесов может быть рассмотрена в рамках законодательного и правоприменительного процесса. Соответственно, законодательные органы разрабатывают и принимают соответствующие законы.
Однако для обеспечения их реализации требуется орган – к этим органам относятся органы исполнительной власти. Однако, если нарушается закон, справедливость должна быть восстановлена, нарушитель наказан и право возвращено в свое собственное русло – это ответственность судебной власти. Кроме того, каждый орган действует только в своей компетенции.
Основное значение принципа разделения власти состоит в том, что его существование не позволяет придать власти знак вседозволенности. Наряду с функционированием системы взаимного контроля принцип разделения власти необходим для осуществления цивилизованного, демократического управления в государстве.
Кроме того, принцип разделения властей делает управление более эффективным. Например, если рассматривать принцип разделения властей в Российской Федерации, то его отсутствие не позволило бы властям осуществлять контроль за действиями соответствующих региональных органов власти (за счет большой территории государства). Соответственно, это негативно скажется на уровне жизни населения.
1.2 Понятие и сущность системы сдержек и противовесов
Система сдержек и противовесов между отраслями власти, как правило, подробно изложена в конституциях государств, в законодательных актах, отвечающих за регулирование прав и обязанностей отдельных сфер – судебной, парламентской, исполнительной власти. Важную роль в этой системе играют Конституционный суд и Президент – они имеют право наложить вето на незаконные законодательные акты, нарушающие гармонию принципа разделения властей.
Главный принцип системы равновесия и контроля заключается в том, что все три ветви власти одновременно поддерживают гармоничное равновесие и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в их компетенции. В остальном они зависят друг от друга. Принцип разделения сил и система взаимного контроля связаны между собой в той мере, в какой первое существует на бумаге, а последнее обязано реализовать его в реальной жизни. Как научила история, власть не может быть эффективной, если она сосредоточена в одной руке.
Система сдержек и противовесов в реальности представлена следующим образом:
• Исполнительно-законодательная власть: правительство государства предлагает парламенту законопроекты, которые тот должен рассмотреть.
• Исполнительная власть – Президент: глава государства может отказаться подписать утвержденный законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощение права вето.
• Законодательная власть – Президент: Парламент преодолевает право вето Президента вторым голосованием, чтобы утвердить законодательный акт. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в данном случае требуется 2/3 "за" всего собрания депутатов.
• Исполнительная судебная: Если принятый законопроект противоречит Конституции государства, правительство имеет право оспорить его в Конституционном суде.
• Законодательная судебная: Если, по мнению парламента, правительство допускает незаконных и нарушающих основной закон страны лиц, представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде .
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
4. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)
5. Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120 (ред. от 19.02.2021) "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека" (вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")
6. Указ Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 14 декабря 2020 года)
7. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
8. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
9. Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
10. Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.
11. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
12. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрист, 2013. 404 с.
13. Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
14. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 288 с.
15. Радько Т. Н. Основы конституционного права России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 32 с.
16. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.
17. Черепанов В. А. Конституционное право России. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
18. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
19. Шустров Д. Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с