Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемых вопросов объясняется тем, что коммерческие банки, мобилизуя временно свободные средства на кредитном рынке, посредством их удовлетворяют потребность национальной экономики в оборотных активах, ведут к переходу денежных средств в капитал, удовлетворяют имеющиеся потребности населения в потребительском кредите. От рациональной организации деятельности коммерческого банка зависит эффективность его деятельности. В современных нестабильных экономических условиях зачастую наблюдается ухудшение финансового положения многих организаций, падение результативности, а иногда и образование убытков. В этих условиях разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности организаций является актуальной проблемой.
Задача обеспечения роста эффективности функционирования кредитной организации – важнейшая часть менеджмента. Проблемы разработки и осуществления стратегии роста эффективности функционирования коммерческих банков являются весьма актуальными.
Цель работы – разработать пути повышения эффективности деятельности организации на примере ПАО «Сбербанк России».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и значение эффективности деятельности организациями;
- изучить виды и формы эффективности деятельности организации;
- оценить эффективность деятельности ПАО «Сбербанк России»;
- выделить проблемы и определить основные стратегические направления преобразования деятельности банка с целью повышения ее эффективности.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования – процесс обеспечения эффективности деятельности организации на примере ПАО «Сбербанк России».
Теоретические проблемы повышения эффективности деятельности организации являются предметом исследования многих как российских, так и зарубежных ученых, – таких, как Валенцева Г.И., Глушак В.В., Костерина Т.М., Кузнецова А.И., Макин М.В., Николаева А.В. и других.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: системного, структурного, сравнительного, динамического анализа, графического представления результатов исследования.
Информационная база работы: официальные документы ПАО «Сбербанк России».
Практическая значимость данной работы состоит в том, что выполненное исследование направлено на решение практической задачи и вносит определенный вклад в совершенствование стратегических подходов к обеспечению стабильного функционирования и повышению эффективности деятельности организации.
Структура и содержание данной работы обусловлены целью и задачами, решёнными в процессе исследования. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и следующих приложений: бухгалтерская отчетность ПАО «Сбербанк России». Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи дипломной работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы эффективности деятельности организации. Во второй главе представлен практический анализ эффективности деятельности ПАО «Сбербанк России»», исследованы показатели эффективности деятельности банка и эффективность банковского менеджмента. В третьей главе на основе проведенного анализа даны рекомендации по повышению эффективности деятельности банка, дана оценка экономической целесообразности предложенных мероприятий. В заключении сформулированы выводы по проделанной работе, а также определены направления дальнейшего совершенствования разработок.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение эффективности деятельности организации
Стабильное экономическое развитие России и ее процветание находится в прямой зависимости от состояния и эффективности работы финансовой системы страны. Последняя обусловлена эффективностью работы отдельных хозяйствующих единиц. В современных высококонкурентных условиях, в ситуации экономической и политической нестабильности, базовыми факторами успешности деятельности выступают сильные стороны организации и ее внутренний потенциал, активация и развитие которого может существенно повысить эффективность деятельности организации.
Эффективная работа современных компаний обуславливается не только способностью формировать и реализовывать грамотную внутреннюю политику, но также и возможностями приспособления к действию факторов внешней среды со значительной для себя финансовой выгодой, возможностями предсказывать динамику финансового сектора станы и иметь за счет этого солидные преимущества в плане конкуренции и финансово-экономической устойчивости .
Проблема повышения эффективности деятельности организации актуальна, поскольку благополучие и дальнейшее ее развитие всецело зависят от умения правильно диагностировать и принимать на этой основе оптимальные управленческие решения про росту эффективности и результативности деятельности предприятия.
Эффективность является довольно сложной экономической категорией. Предприятия разных сфер деятельности требуют различных подходов к оценке результатов их работы, поэтому необходимо отличать понятия торговой и производственной организаций.
Под понятием эффективности в общем виде следует понимать рациональность, теоретическую и практическую обоснованность использования денежных средств, или изучаемого события. Получается, что эффективность сама по себе - это сложное явление, это обусловлено возможностью и необходимостью изучения ее в разных аспектах – экономическом, социальном, экологическом и т.д.
Необходимо отметить, что в теории экономического управления к настоящему времени не сложилось общепринятого понимания категории «эффективность». По мнению ученого Крум Э.В., одной категорией «эффективность», определяются два различных термина, которые содержатся в двух похожих английских терминах – efficiency и effectiveness. Первый термин означает «экономичность, продуктивность, производительность по отношению к основной деятельности», характеризуя оптимальное и рациональное использование ресурсов предприятия с целью достижения результата либо оптимальное использование имеющихся у организации ресурсов и полученных результатов . В свою очередь, понятие «effectiveness» переводится как «действенность, результативность, пригодность по отношению к основной цели работы предприятия» либо способность фирмы достигать целевых результатов, независимо от объема используемых ресурсов.
В таблице 1.1 представлены определения понятия «эффективность», сформулированные различными учеными .
Как правило, эффективность управления определяется аналогично понятию «эффективность деятельности» либо «эффективность использования ресурсов».
Таблица 1.1 - Определения понятий «эффект» и «эффективность»
Автор Трактовка термина «эффект» Трактовка термина «эффективность»
Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном (социальный эффект) выражении Относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим их получение
Радиевский М.В. Effect – в экономике результат, следствие какой-то причины, действий Efficiency – степень соизмерения результатов с затратами; в управлении – достижение целей управления при минимальных нежелательных последствиях или издержках
Максимова А.И., Мохина М.И. От лат. effectus – действие, результат чего-то Способность при носить эффект, оказывать действие
Кораблев В.Н. Англ. economiceffect – эффект экономический:
1) разница между результатами экономической деятельности (например, продуктом в стоимостном выражении) и затратами, произведенными для их получения и использования;
2) разница между исходной и достигнутой «абсолютной» экономической эффективностью рассматриваемой экономической системы при ее изменении или изменении условий ее работы Эффективность экономическая социальная – отношение полезного результата (эффекта) к затратам. Отражает взаимообусловленность затрат общественного тру-да и получаемого обществом полезного результата в виде материальных благ и услуг; представляет собой итоговый показатель развития и функционирования экономики
Саушкин А.С. Economic effect, economic results – эффектэкономический:
1) разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения и использования;
2) разница между исходной и достигнутой «абсолютной» экономической эффективностью рассматриваемой экономической системы при ее изменении. Efficiency, effectiveness –
1) одна из возможных характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно, ее характеристики с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы;
2) наибольшая степень достижения некоторой цели, реализации потенциальной возможности
Главное отличие между «эффективностью» и «эффектом» состоит в том, что эффективность является относительной категорией, в то время как эффект выражается в абсолютных единицах, представляя собой разницу между результатами экономической деятельности организации и уровнем расходов, понесенных организацией для их получения и использования.
Немаловажным элементом менеджмента в любой кредитной организации выступает анализ экономической эффективности, которая своей конечной целью имеет определить резервы повышения прибыльности банковской деятельности и разработку на этой основе предложений по развитию кредитной организации в перспективе. В процессе разрешения вопросов, связанных с ростом эффективности деятельности кредитной организации представляется целесообразным сделать акцент на двух главных факторах:
- применение банковских инноваций как фактора роста качества его услуг и повышения величины прибыли;
- применение портфельной теории при формировании предложений по развитию кредитной организации .
Для увеличения эффективности функционирования банка в рамках его общей стратегии развития предлагаются стратегические направления по изменения ситуации и модернизации методов управления по отношению к трудовым ресурсам, основными из которых являются следующие.
1. Сосредоточенность на клиентах. Внимание сконцентрировано на клиентах и их потребностях, являющихся критерием качества.
2. Непрерывные изменения. Постоянно проводится поиск путей совершенствования, который не прекращается после внедрения очередного улучшения. При этом каждое усовершенствование процессов разработки или менеджмента реализуется как новый формальный стандарт, закрепленный внутренними документами банка, доводящиеся до сведения каждого ответственного сотрудника с помощью внутрибанковской системы документооборота.
3. Открытое признание проблем. Развитие корпоративной культуры, предполагающее взаимную поддержку, конструктивность, отсутствие склонности к взаимным обвинениям, создают условия для вынесения проблем на открытое обсуждение в виде внутренних электронных документов.
4. Пропаганда открытости. Минимальная обособленность отделов друг от друга, создание офисов открытой планировки, облегчающих процесс коммуникаций между сотрудниками. Индивидуальные кабинеты имеются лишь у руководителей высшего звена, что облегчает вступление в контакт персонала с руководством.
5. Создание рабочих команд. Принадлежность каждого сотрудника к рабочей команде, управление которой осуществляет ее лидер. Рабочие команды создаются для разработки, апробации и внедрения новых продуктов или услуг банка. Для всестороннего исследования и анализа нововведений такие группы формируются из рядовых сотрудников различных отделов или департаментов.
6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд (ротации). Использование метода ротации для наиболее качественного управления проектами и формирования широкого профиля квалификации сотрудников .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4. – М.: Эксмо, 2020. – 656 с.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 31.07.2020 №259-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» от 2 декабря 1990 № 395-I (в ред. от 24.02.2021 № 23-ФЗ).
4. Инструкция Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» (в ред. от 3.08.2020 №55521-У).
5. Валенцева, Г.И. Оценка финансовой устойчивости и перспектив деятельности кредитных организаций: учебное пособие / Н.И. Валенцева, И.В. Ларионова. - Москва: КНОРУС, 2018. - 242 с.
6. Гавриченко, Н. В. Международный опыт устойчивости развития коммерческого банка / Н.В, Гавриченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 18. – С. 37–42.
7. Гамза, В.А., Безопасность банковской деятельности: учебник для вузов / В.А. Гамза, И.Б. Ткачук, И.М. Жилкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 513 с.
8. Глушак В. В. Экономическая сущность эффективности деятельности организации / В.В. Глушак // Молодой ученый. - 2019. - №14. - С. 97-99.
9. Коврижных И.В. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Учебно-методическое пособие / И.В. Коврижных. – Барнаул: АФ СибАГС, 2019.- 86 с.
10. Костерина, Т. М. Банковское дело: Учебник для академического бакалавриата / Т. М. Костерина. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 332 c.
11. Кудрявцев, В.С. Особенности управления рисками в банках / В.С. Кудрявцев // Управление собственностью: теория и практика. - 2017. - № 3. - С.49-54.
12. Кузнецова, А. И. Повышение рентабельности коммерческих банков в современных экономических условиях / А.И. Кузнецова // Евразийский союз учёных. - 2018. - № 3. - С. 28-31.
13. Ланец, С.В. Исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость банков / С.В. Ланец // Балтийский экономический журнал. - 2017. - № 2 (18). - С. 4–13.
14. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. – Люберцы: Юрайт, 2017. – 251 c.
15. Лукаш, Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения. Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Флинта, 2017. - 276 c.
16. Макин М.В., Конорев А.М., Быстрицкая А.Ю., Пахомова Е.В. Исследование эффективности деятельности коммерческого банка // Вестник Евразийской науки, 2019 №1. – С. 59-62.
17. Морозов, А. В. Финансовая устойчивость банков: зарубежные и российские подходы к оценке / А.В. Морозов // Аудит и финансовый анализ. - 2020. - № 1. - С. 103–109.
18. Николаева, А.В. Анализ ключевых показателей эффективности деятельности коммерческого банка / А.В. Николаева // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2018. – №5 (5) – С. 79–86.
19. Обухова, А.А. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость коммерческого банка / А.А. Обухова // Студенческий форум. - 2017. - № 5. - С. 36–40.
20. Совершенствование методов управления рисками в системе финансовой безопасности коммерческих банков / Н.А.Казакова, А.В.Лукьянов, О.Л. Шеметкова, А.И. Болвачев // Финансовый менеджмент. - 2018. - № 3. - С.88-100.
21. Соколинская, Н.Э. Банки, монетарное регулирование и финансовые рынки на пути к устойчивому росту экономики. Монография / Н.Э. Соколинская. - М.: Русайнс, 2018. - 119 c.
22. Фетисов, Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки / Г.Г. Фетисов. – М. Финансы и статистика, 2017. – 317 с.
23. Филатов, М.В. Проблемы и пути совершенствования деятельности российских банков в современных условиях: учебник / М.В. Филатов / Под ред. д. э. н. В. В. Бандурина. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 250 с.
24. Финансовое управление в коммерческом банке: учебное пособие / М. А. Поморина. - М.: КНОРУС, 2020. - 376 с.
25. Чумаченко, Е.А. Пути увеличения эффективности финансового менеджмента коммерческой организации в условиях российской экономики / Е.А. Чумаченко // Интерактивная наука. – 2017. - №4(14). – С. 164-166.
26. Швецов, Ю. Эволюция коммерческих банков в условиях цифровой экономики / Ю.Швецов, Н.Сунцова, В.Корешков // Общество и экономика. - 2019. - № 2. - С.30-42.
27. Шевчук, Д.А. Банковские операции. Принципы. Контроль. Доходность. Риски / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 440 с.
28. Экономика предприятия: Учебник для вуза / А. М. Магомедов. – 2-е изд., доп. – М.: Экзамен, 2018. – 352 с.
29. Юзвович, Л. И., Трофимова, Е. А. Совершенствование оценки эффективности деятельности коммерческого банка в условиях межбанковской конкуренции: моногр. Екатеринбург / Л.И. Юзвович: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 120 с.