Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшей задачей современной системы образования, как считает А. В. Запорожец, является формирование познавательной деятельности, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта [9].
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение.
Причем главную роль в этом процессе, как отмечает И.Ю. Кулагина, выполняет учитель, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта, который был выработан предыдущими поколениями. Автор убеждён, что познавательная деятельность школьника в процессе обучения – это учение, в котором отражаются предметный материальный мир, в котором он выполняет активную преобразующую роль, то есть является субъектом этой деятельности [10].
Предметом познавательной деятельности школьника в процессе обучения выступают действия, которые выполняются обучающимся для достижения поставленной цели и получения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.
Характеризуя учебно-познавательную деятельность, необходимо, полагает Р.Н. Бунеев, рассмотреть её структуру, которая, по мнению автора, представляет [4]:
1. Мотив. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вовсе, или характеризуется крайней неустойчивостью. Учебная мотивация в свою очередь, даётся определение как частному виду мотивации, что включена в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, то есть в учебную деятельность.
Маркова А. К. полагает, что мотив учения – это направленность учащегося на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность школьника направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в таких случаях речь ведут о разных видах познавательных мотивов [15]. Если активность учащегося направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то в этом случае, как правило, говорится о различных социальных мотивах.
2.Цель. Это ещё один из важнейших компонентов структуры познавательной деятельности, в которой закреплена её осознанность. Хотя цель познавательной деятельности задает педагог, субъективно, для учащегося, она не зеркальная, а личностно переработанная, с определяющей ролью потребностей конкретного индивида. То есть, цель познавательной деятельности школьника является одной из направляющих образовательного процесса.
3.Планирование. Главная цель, в свою очередь разбивается на ряд частных целей, которые возникают и удовлетворяют учащегося во времени, в определенных условиях по мере осуществления действий, которые включает эта деятельность. Соотнесение каждой цели с конкретными условиями ее достижения формируют задачи, что возникают друг за другом по мере осуществления деятельности и что постоянно должен решить субъект, если он желает добиться предполагаемого результата от работы, которую он выполняет. Частные цели и соответственно задачи возникают не только в процессе осуществления деятельности, но и непосредственно перед осуществлением каких-нибудь действий, тогда полученная система задач формирует план познавательной деятельности.
4.Действия. Школьники в процессе познавательной деятельности совершают, например, такие действия: слушают объяснение педагога, читают параграф учебника и дополнительную литературу, выполняют экспериментальные задания и т. д. Действие обладают той же структурой, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, которые реализуют действие.
5.Проверка результатов и коррекция действий. Ещё одно звено познавательной деятельности можно назвать контрольно-оценочным. Оно включает в себя контроль над выполнением учебных задач и оценку освоения общего способа их решения.
Все рассмотренные компоненты структуры познавательной деятельности, констатирует А. А. Люблинская, указывают на то, что познавательная деятельность – является неотъемлемой частью жизни человека [13]. У этой деятельности есть определённые характерные ей черты и структура, без учёта которых нельзя её организовать и проверить её результаты.
Е. В. Коротаева, А. К. Маркова, Г. И. Щукина в своих работах выделяют внешние и внутренние показатели проявления познавательной деятельности.
К внешним показателям исследователи причисляют:
– активность определяется как поисковая направленность в учении, стремление удовлетворения своих интересов при помощи различных источников знаний во взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса;
– диалог с учителем, в процессе которого между педагогом и учеником складываются благоприятные межличностные взаимоотношения, которые служат условием и средством эффективности обучения и творческого развития школьника;
– диалог с учениками, предполагающий активное общение учащихся друг с другом, обмен ими учебной информацией, что способствует расширению за счет этого свои знаний, совершенствование умений и навыков;
– выполнение домашнего задания, что трактуется как самостоятельная работа учащего по закреплению знаний по изученной теме;
– чтение дополнительной литературы, когда школьник в процессе обучения использует научные, публицистические и другие литературные источники, которые позволяют ему расширить круг своих знаний, выходя за рамки учебника;
– внеклассная работа, которая рассматривается, как приобретение школьником дополнительных знаний по предмету через различные формы работы (кружковая работа, написание исследовательских работ, проектов, участие в работе научных обществ и т.д.).
– работоспособность, проявляемая как уровень функциональных возможностей школьника, для которого характерна эффективность учебной работы, что выполняется за определенный промежуток времени;
– самостоятельные задания, что понимается, как способность учащегося актуализировать свои мысли, которые связаны с содержанием учебного задания, проявляющиеся в их деятельности, что совершается без вмешательства со стороны;
– успеваемость, выступает показателем уровня усвоения знаний учащимся, который определяется учителем в рамках государственного образовательного стандарта; – ожидание конца урока, проявляющееся как эмоциональное состояние школьника, которое вызвано реакцией на звонок с урока [26].
К внутренним показателям причисляют:
– эмоциональное состояние (реакция) – это процесс субъективно окрашенного переживания удовлетворения познавательных потребностей ученика в процессе обучения;
–открытость характеризуется потребностью субъектов в организации образовательного процесса, который построен на желании школьника усваивать учебные знания, применяя нестандартные решения, отдаваясь процессу творчества;
– быстрота вхождения в учебную ситуацию, что представляется совокупностью условий и обстоятельств, которые обусловливают скорость включения учащихся в учебный процесс;
– мотивация определяется как внутреннее состояние школьника, которое непосредственно связано с содержанием и процессом учения, что возникает на основе устойчивого интереса к предмету;
– внимание трактуется как направленность и сосредоточенность деятельности учащегося в процессе обучения на предмете или объекте изучения [15].
Следовательно, достичь высокого уровня развития познавательной деятельности возможно тогда, когда обучающемуся интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. Осиповой М. П. – Минск : Обряд, 2017. – 230 с.;
2. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 11–17;
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.;
4. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. –№ 4. – С. 63–68;
5. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.;
6. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Даниловапод ; ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.;
7. Гебос, А. И. Психология познавательной активности учащихся / А. И. Гебос. - Кишинев, 1975. – 453 с.;
8. Цветков, И. М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И. М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. - С. 400- 411;
9. Запорожец, А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 736 с.;
10. Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой / Б. А. Кордемский. – М. : Просвещение, 2001. – 260 с.;
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / И. Ю. Кулагина. - М. : Академия, 2000. – 624 с.;
12. Лизинский, В. М., Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.;
13. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 224 с.;
14. Маклаева, Э. В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач / Э. В. Маклаева, Е. К. Дмитриева // Молодой ученый. 2017. - №14. - С.629-633;
15. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.;
16. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 2016. - 246 с.;
17. Нагибин, Ф. Ф. Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе / Ф. Ф. Нагибин // Инновационные проекты и программы в образовании 2015. - № 1. -С. 53-58;
18. Осинская, В. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики / В. Н. Осинская. – Киев : Рад. шк., 2010. – 210 с.;
19. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова и др.; под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник, 2005. – 384 с.;
20. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О. В. Петунин // Almamater. – 2009. – № 2. – С. 36–39;
21. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении : дис. …д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.;
22. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. 2016. - №3. - С.185-189;
23. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.;
24. Шкредова, JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения / Л. Н. Шкредова // Начальная школа. – 2006. –№12. – С.21-23;
25. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.;
26. Цветков, И. М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И. М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. - С. 400- 411;
27. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2006. – 382 с.