Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детство сегодня является предметом исследования целого ряда научных дисциплин. Интерес к художественному осмыслению детства проявляется со стороны психологии, (В.В. Абраменкова, Б.М. Бим-Бад, И.С. Кон, В.В. Нуркова, М.В. Осорина, О.Ю. Трыкова, М.П. Чередникова), истории (Ю.П. Зарецкий, О. Е. Кошелева, A.A. Сальникова), фольклористики (В.В. Головин, С.М. Лойтер), философии (J1.K. Нефедова), педагогики (Е.В. Нефедова, И.А. Якимов).
В литературоведении обращение к теме детства традиционно связано с исследованием творчества конкретного писателя. В этом ключе проблему детства разрабатывали О.Н. Белокопытова, И.А. Кокина, H.A. Коновалов, М.А. Крылова, С.И. Машинский, Н.Г. Николаева, В.В. Сальникова и др.
Другой подход объединяет исследователей творчества группы писателей, современников и/или авторов произведений, близких по идейному содержанию. Подобные исследования продуктивны для выявления закономерностей литературного процесса в определенных историко-культурных условиях. Данный подход реализован в работах Л.И. Бронской, JI.B. Долженко, JI.H. Савиной, Е.Ю. Шестакова и др.
За последнее десятилетие в филологической науке наметились новые подходы к осмыслению детства. Так, В.В. Головин сближает литературоведческий и психологический методы интерпретации текста, обнаруживая в изображенных писателями субкультурных ситуациях детства архетипические мотивы. По мнению ученого, совпадения между картиной мира, представленной в художественном произведении о детстве, и картиной мира ребенка обеспечивает приверженность детей к художественному тексту и гарантирует детское мифотворчество на его основе.
Перспективным направлением в изучении автобиографии о детстве является жанровый подход. Жанр автобиографии сложен в определении, так как черты автобиографичности обнаруживаются в произведениях разных жанров, от романа, в котором автор неизбежно использует жизненный опыт, до лирики, пронизанной личностными смыслами. Единого мнения о жанровой дифференциации эго-текстов не выработано.
Внимание представителей данного направления обращено к вопросам канона и динамики жанра, что подразумевает исследовательскую работу на базе обширного текстового материала. Жанровый подход реализован в работах Л.Б. Караевой, Т.М. Колядич, H.A. Николиной. Нам он представляется продуктивным, так как носит интегративный характер и объединяет приемы лингвистики и литературоведения. Образно говоря, если прочие подходы изучают «этологию» произведения, то жанровый подход ориентирован на «анатомию» текста.
Обзор современных научных направлений и художественных практик свидетельствует о стремлении к всестороннему осмыслению феномена детства. Исследования по этнографии и истории детства показывают, что понимание феномена детства тесно связано с конкретной культурно-исторической ситуацией: «детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию общества», - утверждает И.С. Кон. [Кон, 1999: 52]
Концепция детства является частью мировоззрения. Она формируется под воздействием научного познания, художественной литературы, СМИ, маркетинговых и прочих повседневных практик. В художественной литературе запечатлено как имплицитное, так и явное исторически сложившееся отношение к детству. Специфика литературного определения детства состоит в том, что оно носит афористический характер и отличается высокой эмоциональностью. [Нефедова, 2005(3): 199-200].
Актуальность изучения лингвистической стороны автобиографических произведений состоит в том, что выявления особенностей современной повествовательной стратегии о детстве позволяет описать комплекс константных (жанрово характерных) и вариативных языковых средств концептуализации детства и отображения ребенка в языке.
Целью предпринятого исследования является описание языковых средств создания эффекта детского мировосприятия в автобиографическом повествовании о детстве.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия языковая картина мира ребенка
2. Охарактеризовать особенности детского мировосприятия
3. Выявить языковые способы эмоционального и рационального мировосприятия ребенка
Объект: языковые способы, передающие в языке мировосприятие ребенка.
Предмет: специфика реализации языковых способов в пространстве художественного текста.
Материалом послужило современное художественное произведение П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».
О языковой картине мира писали Караулов , Карасик, Верещагин (обязательно сказать об их работах в этой области).
Применялись методы: контекстуального анализа, описательный метод, семантический метод.
Методологической основой нашего исследования послужили работы по истории и теории русской литературы М.М. Бахтина, Л .Я. Гинзбург, Е.М. Мелетинского; основоположников семиотической школы Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и культурно-исторической школы Л.С. Выготского, в частности, А.Н. Леонтьева, С.Н. Цейтлин. Привлечена теория архетипа К.Г. Юнга. Анализ произведений базируется на антропоцентрическом подходе, что связано с идеей диалогического характера текстовой деятельности как особого способа соотнесенности «автор-текст-читатель» (М.М. Бахтин, Н.С. Болотнова, Л .Я. Гинзбург, Ю.Н. Караулов, К.Ф. Седов и др.).
Цель исследования определила его методологию: сочетание лингвистического, литературоведческого и историко-литературного анализа.
Применялся метод контекстного анализа, количественной оценки выявленных фактов, эмпирического обобщения данных и метод интерпретации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Серия: Современное образование. М.: ПЕР СЕ, 2008. 432 с.
2. Акимова А.Н. Мировая детская литература и субкультура детства // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конф. Ч. I. СПб., 1999. С. 46 - 49.
3. Аратова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Серия литературы и языка. Том 35. №4, 1976. С. 343 -356.
4. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1999. 415 с.
5. Арзамасцева И.Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930 годов. Дис. . доктора филол. наук. Москва: 2006. 453с.
6. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов: Монография. М.: Прометей, 2003. 404 с.
7. Арзамасцева И.Н. Детство и «детское» в древнеримской литературе: (Публий, Овидий, Назон, Плиний Младший) // Детская литература. 2001, №4. С. 21-36.
8. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для высш. и средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 576 с.
9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: «Языки русской культуры», 1999. 896 с.
10. Бахмутова Н.И., Храмцова О.С. Художественный текст для детей и языковая личность ребенка // Художественный текст и языковая личность: Материалы III Всероссийской науч. конф. Томск, 2003. С. 257 - 262.
11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
12. Безрогов В.Г. и др. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 192 с.
13. Безрогов В.Г., Кошелева O.E. Память детства: об организации архива воспоминаний о детстве И Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. С. 125 - 127.
14. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М.: РГГУ, 2001. 439 с.
15. Белокопытова О.Н. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и проблема мемуарно-автобиографического жанра в русской литературе 40-50-х годов XIX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1966, 20 с.
16. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин: КГУ, 1989, 70 с.
17. Бодрийяр Жан. Система вещей. М.: Изд. РУДОМИНО, 2001. 224 с.
18. Болдырева Е.М. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ярославль, 1999 19 с.
19. Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. Дис. . доктора филол. наук СПб, 2003, 282 с.
20. Бондарь С.Ю. Тема детства в автобиографических повестях С. Аксакова и Л. Толстого // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1992. С. 77 - 85.
21. Борисов С.Б. Эстетика «черного юмора» в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993. С. 139-153
22. Бронская Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века. (И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, М.А.Осоргин). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.120 с.
23. Виноградов В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 56 - 176.
24. Винокур Т.Г. Воспроизведение особенностей разговорной речи в художественном тексте // Принципы функционирования языка в его речевыхразновидностях: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1984.С. 31-46.
25. Волошина C.B. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. -№ 308-С. 11 15.
26. Волошина C.B. Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. Томск, 2010, № 2(10). С. 5 - 10
27. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996, 352 с.
28. Гений детства: становление человеческой личности в фокусе воспоминаний / ред. сост. С. Лебедев, Н. Ключарева. М.: Изд. Первое сентября. 2009.272 с.
29. Грачева E.H. Представление о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII начала XIX вв. // Лотмановский сборник. - М.: Изд-во «ИЦ -Гарант», 1995. С. 323 - 334.
30. Гридина Т.А. Онтолингвистика: Язык в зеркале детской речи: Учеб. пос. для студ. вузов . по спец. «русск.яз. и лит.». М.: Наука: Флинта, 2006. 149 с.
31. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
32. Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: / Сост.: Головин В.В., Степанова JI.B. // Материалы междунар. конф.: В 2ч. СПб., 12-14 мая 1999г.-Ч. 2.-72 с.
33. Детское чтение: содержание и организация / Сост. и ред. JI.B. Долженко // Вторая научно-практ. конф. «Вопросы детского чтения»: сб. науч. статей -Волгоград: Перемена, Фед. агентство по образованию, ВГПУ, 2005. 171 с.
34. Долженко JI.B. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 5080-х гг. XX в. (H.H. Носов, В.Ю. Драгунский, А.Г. Алексин, В.П. Крапивин): Дис. . доктор филол. наук. Волгоград, 2001. 394 с.
35. Заботина Т.Е. Понимание художественного текста. Калинин, 1990 32 с.
36. Зарецкий Ю.П. Теория литературных жанров и некоторые вопросы исторического изучения автобиографических текстов // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. Сб. ст./ Под ред. Репиной Л.П. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 159-174.
37. Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в системе научного знания: современные подходы российских ученых // Вестник Университета Российской академии образования. 2002. -№ 4(18). С. 57-82.
38. Исупов К.Г. Комическое и трагическое в аспектах исторической эстетики // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», Вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.С. 346-356.
39. Кабакова Г. «Придет серенький волчок»: о формулах устрашения детей // Семиотика страха. Сб. ст. / Составитель Нора Букс и Франсис Конт. М.: Русский институт: Изд. «Европа», 2005. С. 356 - 372.
40. Караева Л.Б. Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке: Автореф. дис. доктора филол. наук. Москва, 2010. - 37 с.