Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данные статистики правонарушений говорят о том, что в общей структуре правонарушений преступность несовершеннолетниx занимает значительное место.
Российское государство предпринимает меры по стабилизации ситуации, используя возможности в области улучшения социального благосостояния общества и психического здоровья детей, защищая их интересы и права.
1 Исследования педагогической запущенности детей
1.1 Понятие педагогической запущенности, ее причины и факторы воздействия
Причины девиантного поведения детей и проблемы педагогической запущенности активно изучались и изучаются многими педагогами и психологами.
Вместе с этим точной формулировки понятия «педагогическая запущенность» не существует до сих пор.
Сегодня синонимом «трудные дети» является термин «педагогически запущенные». Несмотря на кажущееся абсолютное сходство, эти понятия имеют существенные различия.
«Педагогическая запущенность» подразумевает характеристику всего периода воспитания ребенка, а понятие «трудные дети» говорит о его результате. Причем «трудным» через некоторое время становится каждый «педагогически запущенный »подросток.
Рассматривая формулировку термина «Педагогическая запущенность» на страницах педагогической энциклопедии, можно увидеть трактовку, как «устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания».
Другие источники, например, педагогический словарь под редакцией И.А. Кирова, формулирует понятие в качестве определенного отклонения от нормы в поведении личности, которое вызвано некоторыми недостатками в период воспитания. Причинами педагогической запущенности являются:
- смены школ, что снижает уровень адаптации в коллективе,
- отсутствие правильного семейного воспитания,
- безнадзорность.
Некоторые авторы определяют педагогическую запущенность как особый тип неразвитости ребенка, отставание в развитии по отношению к собственным возрастным особенностям, возможностям, которое может быть вызвано разными причинами.
1.2 Психологические и социальные характеристики педагогически запущенных детей и подростков
Общими характеристиками ребенка, которого можно назвать педагогически запущенным, являются:
- слабое развитие свойств субъекта общения, деятельности и самосознания,
- неадекватность при взаимодействии с окружающими людьми,
- неадекватность собственной самооценки,
- низкая социальная приспособленность,
- чрезмерная обидчивость,
- негативизм в поведении и упрямство.
В учебной деятельности педагогическая неуспешность объясняется:
- быстрой утомляемостью,
- слабой памятью,
- неумением долгое время удерживать внимание.
Психологи и врачи смогли определить у педагогически запущенных детей:
- повышенный уровень беспокойства и отвлекаемости, связанный с большими различиями в процессах возбудимости и гиперактивности,
- отсутствие страха в обстоятельствах с повышенным уровнем риска,
- отрицание и полное игнорирование требований общества и культурных норм.
Запущенные дети свое неумение общаться часто компенсируют агрессивностью и склонностью к рискованным поступкам, чтобы привлечь внимание окружающих.
Как и у всех детей, есть желание быть личностью, но оно на такого ребенка может оказывать разрушающее воздействие, например, излишняя чувствительность к оценке окружающих имеет прямую связь с оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая неуспеваемость», «не умный»).
Ориентируясь на позитивное оценивание со стороны взрослых, касающееся учебной деятельности, обычные школьники эти качества находят и положительно оценивают у себя. Такие дети понимают, что хорошие и успешные в учебе, они должны быть:
- аккуратными,
- уравновешенными,
- добросовестными,
- желающими и умеющими выполнять определенные действия под руководством педагога,
- сдержанными и владеющими навыками самоконтроля.
Педагогически запущенный ребенок в такой же ситуации будет ощущать себя совсем по - другому:
- плохим учеником,
- неприятным для окружающих,
- нелюбимым.
Данные ощущения способствуют:
- низкой степени социальной адаптации,
- повышенной тревожности,
- низкой успешности, в связи с малым уровнем притязаний такого ребенка.
Педагогическая запущенность, по мнению автора Э.С. Заседателевой, состоит из трех главных элементов:
- включает в себя 3 компонента (Заседателева Э.С.):
1. Отклонения от нормы в таких показателях как:
- учебная деятельность, что проявляется в неуспешности, затруднении в освоении образовательных программ,
- необходимые навыки и умения, которые соответствуют возрастным особенностям ребенка.
2. Отставание в процессе развития:
- мышления,
- памяти,
- воображения,
- нравственных качеств и эмоционально-волевых.
3. Противоречия в отношении к себе и окружающим: родителям, учителям, сверстникам, рассматриваемое как отклонения педагогически запущенных детей.
2 Работа социального педагога по воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных детей и подростков в общеобразовательной школе
2.1 Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог является специалистом, умеющим на основе данных диагностики, разработать методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности.
При этом социальный педагог должен владеть умениями педагогически правильного построения:
- социально-педагогической работы с учениками, родителями и учителями,
- воспитательной работы с учениками.
Социальный педагог помогает:
- учителям при разработке методик индивидуальной работы с конкретным учеником, а также методических рекомендаций по социально-педагогической работе с классом,
- ученикам консультацией или советом в разных ситуациях:
- при разрешении конфликтов,
- в деятельности, направленной на самосовершенствование.
- родителям советом или консультацией, при налаживании взаимоотношений с детьми, а также при социально- педагогической работе с собственным ребенком.
Социальный педагог в своей работе с педагогически запущенными детьми ставит следующую цель: создать такой образ жизни для педагогически запущенного подростка, который позволит ему правильно управлять своими поступками, нравственными и моральными устоями.
В такой работе должны учитываться индивидуальные особенности детей, особенности их социального окружения, а также включены главные элементы педагогической деятельности:
- диагностика,
- моделирование,
- прогнозирование,
- контроль и самоанализ результатов воспитательной работы.
Вся деятельность социального педагога по воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных детей включает в себя главные составляющие:
1. Оздоровление с использованием обстановки, где проживает ребенок, для расширения положительных связей его с окружающим миром. Подросток вовлечен в процесс улучшения окружающей среды, в это время происходит оздоровление его семьи и группы сверстников, в которой он общается. Социальные контакты становятся шире, потому что используются деловые связи с коллективами взрослых.
2. Повышение эффективности профилактической работы в микрорайоне, где проживает ребенок, ведется организация его свободного времени.
3. Активированы социально полезные виды деятельности педагогически запущенных школьников, как в его собственном коллективе, так и в других коллективах тоже.
Педагогически запущенные учащиеся, если они заняты полезными делами, могут меняться в своем поведении и отношении к окружающему миру:
- намного реже нарушают дисциплину,
- приобретают навыки порядка, трудолюбия,
- выражают честное отношение к делу.
Все эти качества могут быть необходимы этим детям для серьезного учения.
4. Разрушение отрицательного типа поведения для педагогически запущенного школьника, происходит нейтрализация главного признака трудновоспитуемости или негативности. Эффективна данная деятельность, если социальный педагог:
- проявляет уважение к подростку,
- между ними устанавливаются доверительные отношения,
- высказывает положительное мнение о подростке.
Создание ситуации, в которой у ребенка появляется недовольство собой мотивирует избавление от недостатков.
5. Организация нового образа жизни воспитуемого, характеризующегося закреплением и развитием положительных качеств его личности. На практике можно встретить разрушение отрицательных качеств личности наказанием:
- судом,
- изоляцией от общества,
- осуждением коллектива.
При этом образ жизни человека не меняется, а значит, через некоторое время он возвращается к своему прежнему состоянию.
«Каким был человек, таким и остался» - жалуются подчас работники школ, при этом, не понимая¸ что человек не смог измениться, так как условий для этого не было создано.
6. Процесс включения педагогически запущенного ребенка в преодоление его недостатков. Данное звено может работать при условии эффективного использования предыдущих составляющих системы перевоспитания.
7. Индивидуальный тип корректирующей работы и персональной опеки над конкретными трудными школьниками в организованной системе наставничества.
2.2 Социально-педагогические технологии воспитания и перевоспитания педагогически запущенных детей и подростков в общеобразовательной школе
Технология - это понятие, которое является отражением того, что прикладные исследования направлены на коренное усовершенствование деятельности человека с целью повышения ее результативности и эффективности.
Социально-педагогическая технология представляет собой особый путь достижения социально- педагогической цели, который сложился на основе предшествующего опыта.
Социально-педагогическая технология рассматривается с разных точек зрения:
- в качестве обоснования средств, методов и этапов социально-педагогической деятельности,
- в качестве определенной поэтапной последовательности действий, направленных на достижение определенной социально-педагогической цели.
Социальный педагог с целью повышения эффективности своей работы должен для себя определять:
1.Социально-педагогическую цель.
2.Условия, необходимые для реализации поставленной цели.
3. Возможности объекта воспитания и его особенности.
4. Место реализации цели с учетом его особенностей.
5. Субъект социально-педагогической деятельности, и его особенности.
Социальная технология обладает системным набором:
- воздействий,
- методов,
- приемов.
Все эти средства находят применение в ходе социального развития при достижении поставленных целей.
По мнению ряда авторов, социальному педагогу необходимо руководствоваться рядом принципов при организации социальной работы с педагогически запущенными подростками.
1.Принцип изучения индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных и разнообразных связей и отношений, при выявлении индивидуальных особенностей школьника.
2. Принцип объективности. Для понимания поведения и особенностей ребенка необходимо мнение разных специалистов, мнения одного, даже самого опытного специалиста не может быть достаточно. Для объективности в общеобразовательной школе необходимо использовать мнения:
- педагогов школы,
- родителей,
- друзей.
Если наблюдаются факты расхождения слов и поступков, в этом случае выясняется причина этого:
- сложившиеся обстоятельства,
- непорядочность,
- отсутствие жизненного опыта,
- отсутствие воли или другие причины.
3.Принцип динамичности в изучении личности.
Изменения в жизни у подростка происходят активно и постоянно, поэтому важно их увидеть, а затем использовать потенциал данных изменений с положительной стороны. Мнение о подростке тоже не должно быть фиксированным.
4. Принцип диалектичности изучения. Под диалектичностью изучения понимают изучение жизни подростка в процессе ее изменений, относительно связей и взаимоотношений.
Социальный педагог, как профессионал своего дела, должен уметь увидеть и понять ведущие качества школьника, заметить возникшие противоречия в деятельности и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.
Необходимо исключить те, или иные констатации, проникая в сущность значимых качеств личности педагогически запущенного подростка.
Существенно не то, что наиболее заметно, а то, что значимо, перспективно в дальнейшем развитии и воспитании учащегося.
5. Принцип педагогического оптимизма, имеющий огромное значение в процессах воспитания и перевоспитания подростков.
По мнению психолога С.Л. Рубинштейна, добиться успеха в устранении дурных качеств человека можно, если нащупаешь его сильные стороны. Только в этом случае эти стороны при надлежащем их направлении могут быть обращены на большую цель.
6. Принцип профессионализма изучения, то есть глубокое знание псиxологии человека, псиxологии подростка и умение правильно принимать его.
7.Принцип изучения целеустремленности подростка. Изучение педагогически запущенного ребенка ставит перед собой решение следующих задач:
- выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей,
- выявление недостатков его личности и организма,
- оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
Вышеизложенные принципы считаются главными условиями создания доверительных отношений при ведении социальным педагогом коррекционной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема педагогической запущенности – это одна из актуальных проблем в педагогике, потому что каждый год значительную часть преступлений совершают несовершеннолетние, относящиеся к этой категории.
Существует множество трактовок определения термина «педагогическая запущенность». Наиболее общим можно считать следующее: педагогическая запущенность представляет собой отклонение от нормы в поведении, имеющее определенную устойчивость. Отклонения могут наблюдаться в учебе и нравственном сознании.
Педагогически запущенный ребенок имеет определенные особенности: неразвитость соответственно своим возрастным критериям, невоспитанность, развитие с отставанием от его собственных возможностей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов Г. С. Возрастная психология: Учебн. Пособие для студентов вузов.- М. : Академический Проект, 2015. -704с.
2. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016.- 335с.
3. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.– М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
4. Алексеева Л. С. , Баженов В.Г. Зависимости отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи.Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – М. : НИИОП, 2015. - 150 с.
5. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками– М. : Просвещение, 2013. – 145 с.
6. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: «Просвещение», 2017.-232 с.
7. Бабанский Ю. К. Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М. : Просвещение, 2014. – 348 с.
8. Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. М.: Педагогика. – 2015. - № 21 – С. 99-106 .
9. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. [– Киев, 2016. – 243 с.
10. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов-н/Д: Феникс, 2016. – 276 с.
11. Байбородова Л. В. Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебн. Пособие. – Ярославль, 2015. – 374 с.
12. Беззубова Е. Б. Типология школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. – М., 2015. – С. 33-34.
13. Белкин А. С. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников.– Свердловск: Средне-Урал. Кн. Изд-во, 2011. – 126 с.
14. Белозерова Л. И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. – Киров: КПИ, 2015. – 243с.
15. Блонский П. П. О так называемой моральной дефективности.- Пед. И психол. – М.: Наука, 2016. - 234 с.
16. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2014. – 347с.
17. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М. : Знание, 2015. – 207с.
18. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задача педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
19. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / под ред. А.Г. Холодюк. – Кишинев: Наука, 2016. – 150 с.
20. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М.: Образование, 2016. – 260 с.
21. Рубенштейн Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей – Курган: Наука, 2015. – 312 с.
22. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. А. Ускова. – М.: Академ. Проект, 2014. – 144 с.
23. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. – М.: Владос, 2014. – 344 с.
24. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. – М.: Наука, 2012. – 265 с.
25. Чернов И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 770- 772.