Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития……………………………..6
1.1. Формирование и развитие связной речи у детей в онтогенезе….6
1.2. Особенности формирования и развития связной речи у
Детей раннего возраста с задержкой речевого развития……………………..11
Выводы к главе 1…………………………………………………………18
Глава II. Экспериментальная работа по формированию и развитию моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития……….19
2.1 Организация исследования уровня развития моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития……………………………..19
2.2 Результаты исследования …………………………………………...22
Выводы к главе II…………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с тяжелым нарушением речи проблема развития и коррекции у них моторных функций занимает важнейшее место в успешности освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком.
Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, четко дифференцированные движения.
Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
У многих детей с задержкой речевого развития наблюдаются сложности в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов. В системе развивающей работы в игровой деятельности необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук через занятия пластилиновой живописью.
Исследователи, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым, М.М. Кольцовой, Л.А. Кукуевым, Л.А. Новиковым и другими, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Такие исследователи, как В.И. Бельтюков, О.С. Бот, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, В.А. Ковшиков и другие посвятили свои работы формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с общим нарушением речи, Должного изучения не нашла тема развития мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития.
Таким образом, выбранная тема «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития» является актуальной.
Цель работы: изучить особенности развития и коррекции моторных функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования: мелкая моторика у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Предмет исследования: особенности развития и коррекции моторных функций у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть формирование и развитие связной речи у детей в онтогенезе;
- выявить особенности формирования и развития связной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
- организовать исследование уровня развития моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
- проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования связной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1 Формирование и развитие связной речи у детей в онтогенезе
Речь является важнейшей формой общения. Она создается посредством языковых конструкций на основе определенных правил [Леонтьев, 1999, с. 79].
Речь ребенка формируется с первого года жизни. Сначала ребенок внимательно следит за речью взрослых, потом пытается издавать звуки, становящиеся постепенно разнообразными.
Формирование речи ребенка происходит через понимание речи, появления активной речи, обогащения словарного запаса.
Общение между людьми происходит на каком-либо языке.
Речь является системой знаков и включает:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева О.И., Морозова В.В. Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией /О.И. Алексеева, В.В. Морозова //Специальное образование. 2014. №X. С.8-10.
2. Артеменко О. Н., Хлюстова И. А. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами //международный журнал экспериментального образования. - 2011. №8. С.43- 44.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. — М.:
АСТ: Астрель, 2017 – 331 с.
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия /Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова// Международный журнал экспериментального образования. - 2016. №11. С.35.
7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2015.- 384 с.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2016. — 141с.
9. .Денисова О. А., Захарова Т. В., Поникарова В. Н. Детская логопси -
хология/О.А. Денисова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова - М., Коррекционная педагогика, 2008. – 159 с.
10. Денисова Л. Ю. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет
средствами пластилинографии //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – ООО Мозаика-Синтез, 2016. – №. 5.
11. Добрынина Ю.А., Виноградова Л.В. Применение полифакторной коррекции дизартрии у детей 4-5 лет на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК /Ю.А.Добюрынина, Л.В. Виноградова //Ученые записки университета Лесгафта . 2016. №1. С.63-67..
12. Казакова, И. С. Учимся рисовать и лепить животных: учебное
пособие / И. С. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2006. = 167 с.
13. Карынбаева О. В., Редун Ю. В. Развитие мелкой моторики у детей с
тяжелой и глубокой умственной отсталостью посредством нетрадиционных методов работы //Постулат. – 2019. – №. 2.
14. Кондратьева Е. В. Пластилинография как фактор развития мелкой
моторики //Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – 2017.
15. Коржова, Е.Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному
овладению речью /Е.Г. Коржова //Молодой ученый. – 2014. - №3
16. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов /под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: — М.: ВЛАДОС, 2003.В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с.
17. Лопатина Л.В. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи)/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. под ред. Т.В. Лопатиной. СПб: 2014 г. – 145 с.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -- 448 с.
19. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи О.Г. Приходько // Специальное образование. 2010. №3. С.82-87.
20. Филичева Т. Б., Чиркина Г.А, Чевелёва Н.А. . Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. А. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
21. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. / Т. Б. Филичева – М.,2000. – 314 с.
22. Чиркина Г.А., Туманова Т.В., 29. Филичева Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. /Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009.