Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выпуск качественной продукции безусловно возможен только при ориентации на потребности потребителей. При этом предприятия используют на практике различные способы и методы уменьшения количества дефектной продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Обычно на предприятии данные функции возложены на специальный отдел, который занимается контролем качества. Под контролем качества подразумевается не только контроль качества продукции, но и контроль качества всех производственных процессов. Оценка уровня качества продукции и процессов очень важна для предприятия. Данная оценка может представлять собой комплексный показатель и включать, например, определение процента сдачи продукции с первого предъявления, процента возвратов, процента брака, доли дефектных образцов, процента выхода годных изделий
Цель исследования – проанализировать и изучить анализ методов испытаний и контроля качества продукции на предприятии.
Задачи исследования:
1) изучить методы измерения качества продукции;
2) выполнить анализ методов определения испытаний и контроля качества продукции на предприятии «Автоваз».
Объект исследования – АО «Автоваз».
Предмет исследования – анализ методов испытаний и контроля качества продукции на предприятии.
Структура работы: введение, две главы основного текста, заключение и список литературы.
1 Методы измерения качества продукции
1.1 Цели и задачи квалиметрии в системе испытаний и контроля обеспечения качества продукции
Термин квалиметрия (от лат. qualitas – качество или quails – какой по качеству и греч. metreo - измеряю) означает научную область, объединяющую количественные методы оценки качества, которые используются для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством. [1] Квалиметрия получила активное развитие в середине 60-х годов 20 века и связана с необходимостью новых подходов развития систем управления, применения количественных методов оценки качества и самих систем управления. Также зарождение квалиметрии тесно связано с двумя факторами: разработкой многочисленных эмпирических методик количественной оценки качества в экономически развитых странах и необходимостью к теоретическому обоснованию (для повышения точности и надежности этих методик). Основная задача квалиметрии - разработка методик оценки качества конкретного объекта или процесса, числом, характеризующим степень их соответствия предъявляемым требованиям. [2]
Качество здесь понимается как совокупность отдельных полезных свойств, которые в зависимости от степени общности подразделяются по иерархическим уровням. Проблема оценки качества производства всегда актуальна. В настоящее время рынок стал перенасыщен продукцией длительного пользования. Поэтому государство решило принять определенные меры по защите населения от небезопасных товаров, сюда входят и правовые. В наши дни под качеством подразумевается стратегическая социально-экономическая задача страны. Её успешность решения влияет на мобильность и конкурентоспособность российской экономики, стабильность и устойчивость отечественного рынка производства товаров и услуг. Ведущим специалистом квалиметрии является квалиметролог. В его обязанности входит обеспечение деятельности системы управления качеством, которая влияет на конкурентоспособность и качество работы организации в целом.
Основная задача специалиста - верно выявлять требования потребителя и прогнозировать их изменения в будущем. [3] Важно не забывать, что для поддержания конкурентоспособности необходимо одновременно снижать цену продукции и повышать ее качество. Исходя из этого квалиметрологу нужно ставить перед собой задачу так, чтобы обеспечение требований потребителя не приводило к огромным затратам на смену технологии. Если для работы необходимо подключать других специалистов в области проверки качества, то квалиметрологу следует научиться правильно руководить их работой для того, чтобы добиться хорошего результата. Квалиметрия зародилась и активно развивается в нашей стране. Она имеет свои статусы, такие как: экономический, системный, общенаучный, технический, технико-экономический. [4]
Если углубляться, то экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. То есть используются методы эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов. Под системным статусом квалиметрии подразумевается использование системного подхода при формировании и обеспечении качества. Общенаучный статус определяется философско-методологической и общенаучной функциями категории качества. Аналогично и в техническом статусе. Здесь основой выступает технический аспект качества с качественными и количественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.
Технико-экономический статус - направленность квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. В квалиметрии множество объектов, к которым применимо понятие «качество». Качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его и отличает от другого. Свойство продукции является исходной характеристикой ее качества. Свойство продукции – это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции определяет показатель качества продукции. Показатели бывают двух видов: единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции. Комплексные же показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложное, которое состоит из нескольких простых.
Квалиметрия в своем составе имеет некоторые операции:
1. Ситуация оценивания, то есть часть периода существования объекта, в которой проявляются его потребительские свойства.
2. Определение решений. Именно набор решений определяет состав используемых в алгоритме показателей качества и способы операций с этими показателями.
3. Генерация показателей качества.
4. Нахождение коэффициентов весомости. Также определяют оценку «полезности» соответствующего проявления для потребителя.
5. Определение взаимодействия.
6. Конструирование алгоритма, а именно определение его логико-вычислительной структуры.
7. Проверка надежности разработанного алгоритма. [5]
Квалиметрия есть часть качествоведения, что в свою очередь является комплексной наукой, которая состоит из общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством. Здесь рассматриваются вопросы организации, экономики, методов и средств влияния на качество объектов. Это делается с целью повышения способности удовлетворять существующие и будущие потребности человека. Квалиметрия в качестве самостоятельной науки проявила себя в увеличении сферы приложения квалиметрии. На данный момент опубликовано большое количество монографий, которые посвящены внедрению квалиметрии в различные сферы. Этой теме посвящено множество статей, диссертаций, изданий.
1.2 Классификация показателей контроля качества продукции
В современных условиях рынка качество производимой предприятиями продукции имеет важное значение. Оно является одни из главных факторов экономического развития деятельности хозяйствующих субъектов, увеличением их доли и конкурентоспособности на рынке [6]. Качество продукции формируется в ходе исследований, различного рода разработок, обеспечивается путем организации производства и поддерживается в процессе эксплуатации и потребления. Каждый из этапов должен сопровождаться непрерывным контролем и своевременной и достоверной оценкой качества выпускаемой продукции.
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
- Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
- Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г. Количественная оценка качества (Квалиметрия). Библиография. - М.: Изд-во стандартов, 2017. – 216с
2. Анцев В.Ю., Витчук Н.А. Методика квалиметрической оценки качества производственных процессов // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2017. — № 8-1. — С. 324 — 33
3. Витчук Н.А. Оценка качества процесса проектирования и разработки продукции / Н. А. Витчук, Ю. Ю. Ржевская // Заметки ученого. – 2021. – № 6-1. – С. 351-355.
4. Григорьева Е. Ю. Применение статистических методов для повышения контроля качества выпускаемой продукции / Е. Ю. Григорьева, Я. В. Денисова // Вестник Технологического университета. – 2019. – Т. 22. – № 6. – С. 118-122.
5. Извеков Ю.А. Квалиметрический метод оценки качества объектов металлургического предприятия / Ю. А. Извеков, М. Ю. Наркевич // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2021. – Т. 23. – № 2(100). – С. 42-45.
6. Извеков Ю.А. Научные основы методологии оценки и повышения качества технических систем металлургического предприятия.// Сборник трудов V Международной научно-технической конференции Живучесть и конструкционное материаловедение (ЖИВКОМ-2020) в дистанционном формате. Москва, 27-29 октября 2020 года./ Москва. ИМАШ РАН им. А.А. Благонравова, 2020. С. 118-119.
7. Квалиметрия и управление качеством в производственнотехнологических системах: краткий курс лекций для обучающихся I курса направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством» / Сост.: О.А. Шутова // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2018. – 63 с.
8. Костина Т.В. Квалиметрия и её необходимость для оценивания качества продукции / Т. В. Костина // Инновационные идеи молодых исследователей : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 июня 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 23-25.
9. Лазарева А. А. Определение наиболее эффективного инструмента управления качеством / А. А. Лазарева // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 42-49
10. Майкова, П. Н. Методы контроля качества для надежности и безопасности продукции / П. Н. Майкова, Ю. О. Дорошенко, А. Г. Бачинский // Форум молодых ученых. – 2019. – № 10(38). – С. 388-394.
11. Трясцина Н.Ю. Инвестиционный анализ. – М: Изд-во МТИ, 2015. – 301с
12. Хоружий Л.И., Трясцина Н.Ю. Стратегический анализ конкурентоспособности организации // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2019. – №3. – С. 66-77
13. Юсуфалиев О. А. Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 945-949.
14. Опыт промышленно развитых стран в управлении качеством продукции. - http://biglibrary.ru/category38/book113/part9/
15. Понятие качества - http://www.1mashstroi.ru/sistema_kashestva/Ponyatie_i_kategorii_upravlenia_kachestvom/