Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
К сожалению, творчество Л. Андреева было предано забвению. Даже сейчас редкий читатель открывает страницы его книг. А жаль, потому что своими творениями Л. Андреев сформировал в человеке чуткость и внимание ко всем жизненным вопросам. Думаю, творческое наследие Л. Андреевой еще будет оценено по достоинству. И мои современники, и будущие поколения откроют для себя смелые мысли Андреева о жизни, о вечном разуме Вселенной, о судьбе человека, об окружающем его мире. Работы Л. Андреева трудны для поверхностного восприятия, но оттого прекрасны, потому что дают возможность остановиться и задуматься о вечных проблемах.[4]
Объектом исследования является процесс развития бездны человеческой души в рассказах Л. Андреева
Предметом исследования являются способы, и средства развития бездны человеческой души при изучении поведения персонажей в произведениях в рассказах Л. Андреева.
Цель данной работы – обоснование способов формирования бездны человеческой души на основе изучения поведения персонажей рассказов Л. Андреева.
Леонид Николаевич Андреев был плодовитым русским писателем, широко популярным в первом десятилетии 20- го века, чьи художественные и драматические произведения пересекали границу между реализмом и символизмом.
Андреев родился в Орле, столице провинции к югу от Москвы, и умер в Финляндии. Изучал право в Санкт-Петербурге и Москве. После непродолжительной и неудачной карьеры юриста он работал журналистом, прозаиком и драматургом, быстро сделав себе имя, как успешный писатель рассказов, когда его рассказы стали появляться в газетах.
Его первый опубликованный сборник рассказов (1901 г.) имел немедленный успех, первые два экземпляра были распроданы за две недели. Он обратился к драматургу через пять лет, хотя продолжал писать рассказы до поздних лет.
Творчество Андреева вызвало много споров, как среди писателей-реалистов, так и среди писателей-символистов. Он подружился с писателем-реалистом Максимом Горьким, хотя между ними возникли разногласия по вопросам литературного стиля и политики, поскольку работа Андреева отклонилась от своих ранних реалистических тенденций и революционных идеалов. Горький был наставником Андреева в начале его карьеры и возглавил сборник литературных воспоминаний известных писателей о смерти последнего. Популярность Андреева пошла на убыль, как и его здоровье в последнее десятилетие его жизни.[4]
В ходе проведения исследования использовались работы следующих авторов. В отечественной науке подготовлена теоретическая база для такого обновления (Луначарский А.В., Львов-Рогачевский В.Л., Копысова Е.А., Жегалов Н., Розанов И. Н., Иезуитова Л. А., Шишкина Л. И., Боева Г. Н. и др.).
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы изучения формирования творчества Леонида Николаевича Андреева в контексте культуры первой трети ХХ века
• Рассмотреть место творческой деятельности Л. А. Андреева
• Показать особенности бездны человеческой души в рассказах Л. Андреева
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния Бездны человеческой души в рассказах Л. Андреева при изучении поведения персонажей рассказов Леонида Николаевича Андреева.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, кинематографический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования особенности бездны человеческой души в рассказах Л. Андреева
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование особенности бездны человеческой души при изучении речевого поведения персонажей в рассказах Л. Андреева.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав: теоретической и практической, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Глава 1. Творчество Леонида Николаевича Андреева в контексте культуры первой трети ХХ века
1.1. Леонид Николаевич Андреев. Биография
Леонид Николаевич Андреев — русский писатель, яркий представитель Серебряного века, его принято считать зачинателем русского экспрессионизма.
Произведения Леонида Николаевича вызывали споры у его современников, одни называли его рассказы «образцовой гнусностью» других восхищал его талант и умение сочетать различные литературные стили и направления. И только спустя годы его творчество было оценено по достоинству, и он по праву занял своё почётное место в плеяде русских литераторов Серебряного века.
Леонид Николаевич Андреев родился в городе Орле, в 1871 году 9 августа. На момент рождения Леонида, отец работал землемером-таксатором, звали его Николай Иванович. Мать — Анастасия Николаевна, являлась дочерью обеднявшего польского помещика. После рождения первенца, отец устраивается на новую работу, его приняли служащим в банк. Финансовое благополучие семьи значительно улучшилось, и Андреевы смогли приобрести дом на Пушкарской улице. Там и вырос будущий писатель.
Позднее Леонид Николаевич в одном из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська» поселил своих героев именно на эту улицу, он описывал её так: «Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками все свои часы досуга Пушкарская посвящала гомерической драке»
После переезда на новое место жительства в семье Андреевых родилось ещё пятеро детей. От своего отца, маленький Леонид перенял любовь к чтению. Николай Иванович был человеком сильного, волевого характера, но была у него и слабость к алкоголю. Позднее Леонид Николаевич будет вспоминать об отце: «Он был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия. Книги он любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и проникновенной любовью».
Уже позже в своих воспоминаниях Андреев напишет, что любовь к чтению заслуга отца, а фантазийный, творческий дар от матери. Анастасия Николаевна была слабо обучена, но зато её воображению и фантазии мог позавидовать любой.
В 1882 году Леонида определяют в Орловскую классическую гимназию. Тяги к знанию Леонид не проявил, от слова совсем. Учиться ему не нравилось, и к седьмому классу он стал одним из самых отстающих учеников. К старшим классам он проявил особую заинтересованность к философии, даже можно сказать, что увлёкся ею не на шутку.
Он читал труды Гартмана, Молешотта, Шопенгауэра, который впоследствии стал одним из любимых авторов, и оказал сильное влияние на психику молодого человека. Труд под названием «Мир как воля и представление», впоследствии заставила неокрепший ум Леонида мучиться извечными «проклятыми вопросами». И в 16-летнем возрасте к нему пришла бредовая идея проверить на себе философское учение о воле Проведения. Он лёг между рельсами перед движущимся на него паровозом. К счастью этот безрассудный поступок не принёс ему увечья.
Писать сочинения у Леонида получалось превосходно, он с лёгкостью мог подражать стилю написания многих писателей, к примеру, Антона Павловича Чехова или Толстого. Кстати его рассказ «Баргамот и Гараська» это подражание Диккенсу. В эти же годы к нему приходит желание рисовать, но Андреев не владел техникой рисунка, и получить должное образование не было никакой возможности, так как в Орле отсутствовало какое-либо художественное училище.
Уже во взрослом возрасте Леонид Николаевич сожалел, что не смог обучиться рисованию. Но всё же он иногда брался за кисть и краски, и рисовал иллюстрации к своим рассказам. Как-то с улыбкой он вспоминал,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев Л. S. O.S. Дневник (1914–1919). Письма (1917–1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918–1919) / под ред. и со вступит. ст. Ричарда Дэвиса и Бена Хеллмана. М., СПб. : ATHENEUM-ФЕНИКС, 1994.
2. Андреев Л.Н. Избранное / Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Богданова. М.: Сов. Россия, 1988. 336 с.
3. Андреев Л.Н. Библиография. Вып. 2а: Аннотированный каталог Собрания рецензий Славянской библиотеки Хельсинкского унив-та / cост. М.В. Козьменко. М., 2002.
4. Боева Г. Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна. СПб. : Петрополис. 2016. С. 155–355. 3. Бушканец Л. Е. А. П. Чехов и русское общество 1880–1917 гг. Формирование литературной репутации : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. М., 2012.
5. Брагина A.A. Красный, серый, голубой // РЯЗР, 1976, № 2. С. 89–91.
6. Бусева-Давыдова И.Л. Русская церковная живопись X–XX вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 551–553.
7. Василевич А.П. Категоризация цветонаименований в английском, болгарском, русском и сербохорватском языках // Лингвистические и психолингвистические структуры речи. М.: Наука, 1985. С. 94–109.
8. Василевич А.П. Язык и культура: Сопоставительный анализ группы слов цветообозначений // Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. С. 58–64.
9. Вересаев В.В. Леонид Андреев: Литературные воспоминания // Литературные портреты. М., 2000. С. 367–391.
10. Горин С.В. Репутациология — новая отрасль научного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке». М. : МФА, 2007. Ч. 2. С. 219–221.
11. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVIII–XX веках. М., 2003. 1056 с.
12. Жегалов Н. Книга о Леониде Андрееве // Русская литература, 1961, № 2. С. 259.
13. Иезуитова Л. А., Шишкина Л. И. «Андреев — огромный, еще не раскрытый писатель» // Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие. Повести и рассказы / сост., послесловие и коммент. Л. А. Иезуитовой, Л. И. Шишкиной. СПб.: Вита Нова, 2009.
14. Кен Л.Н., Рогов Л.Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками. СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2010. С. 97.
15. Копысова Е.А. Особенности цветописи в раннем творчестве Л. Андреева // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки, 2006. № 5 (2). С. 73–78.
16. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с.
17. Луначарский А.В. Критические этюды. Л.: Изд. книжного сектора Ленгубоно, 1925. С. 44.
18. Львов-Рогачевский В.Л. Две правды. Книга о Леониде Андрееве. СПб., 1914. С. 45.
19. Машковцева А.В. Историко-культурные истоки и проблемы изучения понятия «литературная репутация» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnye-istoki-i-problemy-izucheniya-ponyatiya-literaturnaya-reputatsiya/viewer (дата обращения: 08.10.2021).
20. Основные цветонаименования // Тезисы УП Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Наука, 1982. С. 124–125
21. Розанов И. Н. Литературные репутации. М. : Сов. писатель, 1990.
22. Чулков Г. И. Валтасарово царство. М. : Республика, 1998.
23. Эко У. Открытое произведение. СПб. : Академический проект, 2004.
24. Berlin B., Kay P. Basic color terms. Berkeley: Los Angeles. 1969. P. 37.
25. Warner W. L. The Status System of a Modern Community. New Heaven; L.,1942; Social Class in America. Chi., 1949.