Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В физическом воспитании школьников основной формой организации учебного процесса является урок, содержание которого определяется государственной программой. Однако в начальных классах игры могут являться основным содержанием урока. Содержание игр на уроке должно соответствовать частям урока и их основным задачам.
Для учащихся начальных классов при подборе подвижных игр необходимо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Применение конкретной игры зависит, прежде всего, от задач, поставленных учителем. Чтобы игра прошла более успешно, необходимо своевременно выбрать помощников, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство, определять продолжительность игры и своевременно предупреждать об ее окончании.
Освоение и использование подвижных игр и игровых упражнений в различных формах физкультурных занятий с детьми младшего школьного возраста позволяет обеспечить направленное воздействие на повышение функциональных возможностей отдельных систем организма, воспитание двигательных качеств, основных видов движений, а также является эффективным средством положительного психоэмоционального развития детей.
В младшем школьном возрасте подвижные игры более строгие и постепенно переходят в элементарно- спортивные, где строгие правила, коллективный интерес и коллективная дисциплина.
Объект исследования: педагогический процесс развития основных видов движений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития основных движений младших школьников.
Цель исследования определение оптимальных путей развития основных видов движений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования
1.Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2.Раскрыть подвижные игры как средство в развитии основных видов движений детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение методики проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст – это временной отрезок, характеризующийся целым рядом особенностей, среди которых особо следует выделить:
- Психологический кризис 7 лет.
- Сенситивные периоды развития ловкости, быстроты, гибкости.
- Очередной этап физиологического роста. Некоторые ученые утверждают, что в этом возрасте уже имеются различия между мальчиками и девочками, по которым необходим дифференцированный подход в определении параметров физической нагрузки на занятиях различными видами спорта. Так, окружность грудной клетки у девочек на 1–2 см меньше, чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100– 200 см [10].
Д.Б. Эльконин выделил 7 этапов развития детей. Одним из них он определил младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. Период детства он делит на дошкольный возраст, который открывается с этапа кризиса 3 лет, и младший школьный возраст – с кризисом 7-ми лет. Именно поэтому можно называть рассматриваемый в курсовой работе возраст младшим школьным звеном.
Психологом отмечается и тот факт, что развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и тем более старшего школьного возраста. И здесь важно брать во внимание именно анатомо-физиологические и психологические особенности детей 7-10 лет.
Согласно некоторым показателям развития разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у полов практически одинаковые. Важно отметить, что происходит на анатомическом уровне: в рассматриваемом нами возрасте продолжает формироваться структура тканей и рост таковых. Что касается темпа роста в длину, то он, если сравнивать с предыдущими периодами, замедляется, однако вес тела возрастает.
Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [16]. И это тоже необходимо учитывать.
Благодаря увеличению окружности грудной клетки в этом возрасте и изменению её формы (становится конической) жизненная емкость легких (ЖЕЛ) становится больше. «Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста».
У младших школьников дыхание относительно учащенное и поверхностное, а значит менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%) [3]. Вследствие этой особенности может возникнуть гипоксемия, такое понижение содержания кислорода в крови вызвано затруднением дыхания у детей при мышечной активности. Именно поэтому обучение детей физическим упражнениям нужно строить, строго согласовывая дыхание и движения тела. «обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
У школьников младшего возраста кровяное давление ниже, чем у взрослых, просвет артерий шире, и сердце гораздо лучше справляется с работой. К 7-8 годам артериальное давление равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. Предельная напряженная мышечная работа учащает сердечные сокращения у детей (приблизительно чуть более 200 ударов в минуту), а по окончании соревнований, которые сопровождаются сильным эмоциональным возбуждением – до 270 ударов в мин.
Особенность выбранного возраста, которую так же необходимо учитывать – это легкая возбудимость сердца, в его работе часто можно наблюдать аритмию, так как внешний мир оказывает сильное влияние. Учитывая особенности сердечно-сосудистой системы выбранного возраста, тренировки строятся систематически, что приводит к совершенствованию системы кровообращения, а также поможет расширить функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
От взрослого возраста младшее школьное звено отличают большие энергетические затраты во время тренировок и соревнований. Вместе с тем высок уровень основного обмена, который связан с ростом организма. При этом необходимо учитывать такой обмен веществ: недостаток отдыха и чрезмерно тяжелая работа могут ухудшить его, а также вызвать замедление роста и развития. Оптимальные нагрузки же помогут положительному развитию. Систематические занятия физупражнениями создают более успешное и полноценное протекание «пластических» процессов, что обеспечивает лучшее физическое развитие детей.
Важно следить за осанкой, так как согласно возрасту мышцы спины слабые, они не могут долго поддерживать тело в правильном положении, особенно это касается статических поз, где мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник. Кости скелета податливы по отношению к внешним воздействиям, именно поэтому осанка является весьма неустойчивой, может легко возникнуть асимметричное положение тела, искривление позвоночника [11].
Отсюда может возникнуть требование симметричного развития силы мышц туловища и конечностей на занятиях, что поможет создать «мышечный корсет» и предотвратить болезненное боковое искривление позвоночника.
Также этот этап физического развития предполагает формирование основных типов «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», именно они являются основой индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей. К 10 годам происходит почти полное завершение морфологического развития нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток.
Младший школьный период детства является периодом, в течение которого происходит обогатительный и упорядоченный чувственный опыт ребенка, усвоение специфических форм восприятия и мышления, буйное развитие воображения, развитие произвольного внимания и смысловой памяти. В младшем школьном возрасте развиваются многие двигательные способности, и двигательная память детей позволяет им осваивать движения, воспроизводить их быстро и точно [1,11].
Необходимо отметить, что при проведении фи¬зических занятий необходимо учитывать особенности состоя¬ния функций опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.
Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 - 6 лет.
Существуют следующие специфические особенности, которые характерны для младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимбаев, Ж.А. Методика организации и проведения подвижной игры детей младшего школьного возраста /Ж.А. Азимбаев //В сборнике: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова, 2018.-С.497.
2. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей : учебник для вузов / Селиверстов В.И, Гуровец Г.В. .- М.: ВЛАДОС, 2013.- 433с.
3. Гилюк, Н.П. Методика проведения подвижных игр с детьми 6-7 лет /Н.П Гилюк //В сборнике: Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции.-2015.—С.121-122.
4. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций. - Екатеринбург, 2011. 191 с.
5. Губанова, Т.С., Беба, Д.Н. Подвижные игры в организации проведения динамической паузы /Т.С. Губанова, Д.Н. Беба //В сборнике: Традиции и инновации в начальном образовании материалы региональной научно-практической конференции, 2017.-С.72-74.
6. Дмитриенко И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у младших школьников. - М.: РГУ, 2001. - 56 с.
7. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
8. Лях, В.М. Координационные способности школьников. - /В.М. Лях.- Мн: Полымя, 1989. – 268 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. 4-е издание. М.: Омега-Л, 2006. - 316 с.
10. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов (методическое пособие) /В.Г. Никутишкин.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-259 с.
11. Предигер А. В. Особенности организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Предигер // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 42-44.
12. Пасынкова, Е.В. Индивидуально-дифференцированный подход при проведении подвижных игр /Е.В. Памынкова //Дошкольное и начальное школьное образование – развивающее и развивающееся.-2015.-№1.-С.71-72.
13. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
14. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2021. – 211 с.
15. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. и доп» /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. -480 с.