Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение между пациентом и врачом хоть и знакомо, но очень сложное и многоуровневое. Неудивительно, что на эту тему много шуток. В реальной жизни к такому общению следует отнестись очень серьезно, поскольку от качества этого контакта во многом зависит результат лечения.
Образ врача в сознании каждого человека формируется в раннем детстве. Представления о том, каким должен быть врач, глубоко укоренились в нашем сознании. Поэтому, вступая в диалог с врачом, человек испытывает определенные ожидания и заранее приписывает врачу набор личностных характеристик. Многие относятся к врачу как к авторитетному человеку, иногда неосознанно наделяя его сверхкачествами (например, если получили рекомендации друзей или знают о наличии специалиста с ученой степенью). Это необходимое условие, чтобы человек мог подробно рассказать о своем состоянии, не испытывая неловкости.
Объект исследования: врачи, пациенты и их родственники.
Предмет исследования: отношения врачей и родственников их пациентов.
Актуальность: эта работа основана на том факте, что отношения между врачом и пациентом в значительной степени ответственны за успех здравоохранения. Несмотря на значительный прогресс в разработке проблем взаимодействия врача и пациента и с течением заболевания, недостаточно теоретической проработки некоторых аспектов, препятствующих его широкому использованию в практике отечественного здравоохранения.
Задачи:
изучить модели взаимоотношений;
изучить взаимоотношения с больными;
изучить этику пациента;
изучить взаимодействие врача с родственниками пациента.
Глава 1. Взаимоотношений врача и пациента.
1.1. Модели взаимоотношений
Медицинская практика, особенно современная, представляет собой сложно дифференцированную систему, в которой врачи и пациенты могут находиться в различных формах социального взаимодействия. Каждая из этих форм отражает, во-первых, определенные традиции врачевания, существующие в данном обществе, и, во-вторых, специфику состояния пациента.
Контакты врачей с пациентами относятся к числу таких событий, которые происходят много раз каждый день во всем мире. Естественно, для врача, а особенно для пациента, такое событие всегда уникально, неповторимо. И все же в некоторых существенных отношениях эти взаимодействия упорядочены, регулярны - как правило, обе стороны, чаще всего даже не осознавая этого, ведут себя в процессе контакта «как должно быть», «как принято».
Американский специалист по биоэтике Роберт Витч выделяет четыре модели взаимоотношений врача и пациента, характерные для современной культуры: инженерная, пастырская (патерналистская), коллегиальная и договорная. С точки зрения Ведьмы, эти модели не равны по своей моральной ценности и представляют собой иерархию от наименее морально оправданной инженерной модели до наиболее оправданной - контрактной.
Инженерная модель отношения.
В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Суть исцеления сводится к манипулированию телом пациента. Врач с помощью определенных физических воздействий стремится вернуть физиологический механизм человека в положение равновесия. Инженерная модель основана на представлении о медицинской деятельности как о сфере приложения объективных научных знаний о естественных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективные знания определяют выбор метода лечения, которое проводится как техническая процедура.
Предполагается, что эти знания ценностно нейтральны, и поэтому выбор терапевтических эффектов не зависит от личных предпочтений и интересов врача. Польза для пациента (состояние здоровья) также понимается через набор объективных признаков: биохимические параметры, значения артериального давления, газообмен, данные рентгенографии и т.д.
Поскольку у пациента нет необходимых научных знаний о собственном состоянии, учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и может быть вреден из-за введения субъективных оценок. Его личное мнение о собственном благополучии (здоровье), поскольку оно предвзято и ненаучно, с точки зрения знающего специалиста в области здравоохранения считается не заслуживающим внимания.
При этом предполагается, что, поскольку врач руководствуется чисто объективными знаниями, его собственные субъективные предпочтения и интересы не влияют на его выбор. Поэтому властное доминирование врача признано не только естественным, но и полезным для пациента. Задача врача - исправить отклонения в неисправном физиологическом механизме. В здравоохранении технократия, характерная для инженерной модели, является морально несовершенной, поскольку она практически сводит личность больного человека к статусу неодушевленного объекта, что, как мы отмечаем, вступает в резкое противоречие с принципом уважения автономии пациента.
В принципе, критика идеологии инженерной модели оправдана и справедлива постольку, поскольку речь идет об ее универсализации, то есть превращении в некую базовую, фундаментальную модель исцеления. Современный нравственный стандарт врачебной практики самым решительным образом предписывает не допускать безличного отношения врача к пациенту, требует уважения к нему как к личности. (Врач — это ученый-прикладник, которого, как правило, интересуют факты, а не этические ценности. Положительным является желание врача использовать последние достижения медицинской науки в клинической практике. Культурное измерение болезни).
Патерналистская - модель отношения.
Межличностные отношения здесь похожи на отношения священника и прихожанина или отца и ребенка, наставника и подопечного. Принципы лечения пациента - любовь, милосердие, забота, доброжелательность и справедливость. Патерналистская модель доминировала в христианской европейской культуре на протяжении многих веков и не потеряла своей актуальности сегодня.
Это ясно выражено как в «Клятве Гиппократа», так и в «Обещании доктора России». Патернализм в лечении пациентов остается нормой для значительного числа современных врачей, и многие пациенты воспринимают патерналистское отношение к себе как наиболее подходящее. Есть значительное количество людей, для которых патерналистский настрой врача психологически наиболее приемлем. Необходимо уважать их личные предпочтения.
Несовершенство этой модели, по мнению Р. Витча, заключается в том, что патернализм ущемляет права пациента как автономной личности, которая самостоятельно и свободно принимает жизненно важные решения и контролирует свое состояние. На самом деле в этом есть элемент унижения личного достоинства пациента, поскольку взаимодействие строится не как «горизонтальное» равноправное, а как «вертикальное», как отношения власти и подчинения. Пациент, образно говоря, вынужден смотреть на врача снизу вверх.
В ситуации, когда пациент способен вести себя как независимый человек, с моральной точки зрения, патерналистское нарушение его прав недопустимо.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абалова А.Ю. Основы психологии: Учебное пособие // А.Ю. Абалова – М.: Стимул, 2002.
2. Алексеев В.Н. Оценка эффективности диспансерного наблюдения больных // В.Н. Алексеев, О.А. Малеванная, М.А. Левко — М.: 2005, 146 с.
3. Ануфриев Е.А. Социальный конформизм поведенческий императив // Е.А. Ануфриев -М.: 2003, 184 – 200 с.
4. Беляков H.A. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже XX-XXI вв. // Н.А. Беляков, Т.В. Карсаевская, А.П. Щербо – М.: 2002, 219 с.
5. Воробьев A.A. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач-пациент // А.А. Воробьев, В.В. Деларю, А.В. Куцкпалов – М.: 2004, 39 – 45 с.
6. Деларю В.В. Социологические методы исследования в медицине // В.В. Деларю – В.: 2002.
7. Зильбер А.П. Модели взаимоотношений врач-больной // А.П. Зильбер - М.: МЕДпресс-информ, 2008, 29 – 32 с.
8. Зыятдинов К.Ш. Некоторые этико-правовые взаимоотношения врача и пациента // К.Ш. Зыятдинов – С.: 2000.
9. Кожевников А.Д. Искусство общения с больным // А.Д. Кожевников – М.: 2002, 65 – 69 с.
10. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Л.В. Куликов - СПб.: 2000, 240 – 284 с.
11. Куцепалов A.B. Информированность пациентов и структурирование взаимоотношений в системе «врач-пациент» в отечественной и зарубежной медицине на рубеже XX-XI в. // А.В. Куцепалов – В.: ВолГАСА, 2002, 28 с.
12. Ларионова И.С. Здоровье как витальная ценность // И.С. Ларионова - М.: Маркетинг, 2004.
13. Пахарин В.И. Социальный статус врача // В.И. Пахарин - М.: 2002, 7 – 12 с.
14. Решетников A.B. Социологическая теория общества и личности // А.В. Решетников – М.: 2004, 3 – 15 с.
15. Седова H.H. Правовые основы биоэтики // Н.Н. Седова - М.: Триумф, 2004.
16. Силуянова И.В. Патернализм и информированное согласие: этическое и правовое регулирование отношений врач-пациент //И.В. Силуянова – М.: 2005, 14 – 18 с.
17. Филатов В.Б., Коротких Р.В., Лукова Н.Х. Этические и правовые основы во взаимоотношениях врача и пациента // В.Б. Филатов, Р.В. Коротких, Н.Х. Лукова – М.: 2001, 173 – 175 с.
18. Черемушникова И.К. Коммуникативная составляющая в оценке качества медицинской помощи // И.К. Черемушникова – В.: 2005, 163 – 170 с.
19. Чижова В.М. Психологические механизмы взаимодействия в диаде врач-пациент // В.М. Чижова – В.: 2004, 152 – 155 с.