Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассматривая современное общество, необходимо отметить, что после распада СССР наметился упадок культурно-нравственных основ поведения. Угас интерес к массовым мероприятиям и посещению учреждений культурно-досугового типа. Парки культуры и отдыха сегодня посещаются только по исключительным случаям – фотосессия для свадебного альбома или 9 мая – выходной день и возможность сводить детей – развлечься. Клубы и дома культуры сегодня вообще потеряли свою значимость или стали местом встреч советской интеллигенции. Не говоря уже о библиотеках, которые постепенно вытесняет интернет.
Потому встает вопрос о дальнейшей деятельности и значимости данных учреждений, их судьбе и перспективах развития.
Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, само правительство все чаще говорит о необходимости возрождать интерес населения к посещению учреждений культурно-досугового типа. Для чего издаются указы обязывающие учебные заведения водить детей в музеи, библиотеки, клубы и выставки. Во-вторых, все больше авторов затрагивают данную тему задаваясь вопросом о дальнейшей судьбе народа, который не имеет культурного досуга и не понимает его значимости. В-третьих, всевозможные фонды и организации выделяют многочисленные средства для проведения акций и организации культурно-массовых мероприятий направленных на сближение народов, живущих в России и развития интереса к их культуре.
Объект исследования – сфера культуры Нижегородской области.
Предмет исследования – развитие и инвестирование сферы культуры Нижегородской области.
Цель изучить механизм развития и инвестирования сферы культуры региона на примере Нижегородской области.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие и виды культурно-просветительских учреждений;
– изучить правовые основы государственного управления в сфере культуры;
– провести анализ системы управления в сфере культуры в Нижегородской области;
– дать характеристику состояния и тенденций развития сферы культуры в Нижегородской области;
– рассмотреть инвестирование сферы культуры в Нижегородской области;
– выявить основные проблемы развития и инвестирования сферы культуры в Нижегородской области;
– предложить направления решения проблем развития и инвестирования сферы культуры Нижегородской области.
Материал и методика исследования. Анализ регулирующих сферу культуры нормативно-правовых актов и научных материалов, посвященных изучаемой тематике и статистические данные.
В ходе проведения исследования использовались такие общенаучные методы диалектики и анализа, как: обобщение, наблюдение, сравнение, группировка, системный подход, классификация, научная абстракция и др.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты механизма развития и инвестирования сферы
культуры региона
1.1. Понятие и виды культурно-просветительских учреждений
Культура – важнейший стратегический ресурс развития страны. Являясь духовно-нравственным основанием развития личности и государства, культура играет ведущую роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний .
При этом основная функция культуры декларирована целью укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России. Вне всяких сомнений, данная функция культуры – одна из важнейших, направленная на гармонизацию общественной жизни и обеспечение социальной целостности России как суверенного субъекта мирового развития .
Слова Президента России В.В. Путина: «Культура – национальный приоритет России», подтверждаются чередой лет, которые были приурочены именно к сфере развития культуры. Например, 2014 год являлся «Годом Культуры», 2015 год был «Годом Литературы», 2016 год был назван «Годом Российского Кино». 2019 год прошел под эгидой Год Театра. Этим означает, что Правительство России заостряет внимание граждан на разнообразие нематериальных культурных ценностей в жизни общества.
Сегодня культура – это не только один из аспектов человеческой жизни, но и важное условие человеческого развития в современном обществе. Каждый аспект жизни людей прямо или косвенно связаны с культурой. Это понятие включает образовательные, исторические, литературные, философские, психологические, эстетические, этические и другие аспекты.
С самого раннего возраста приобщение к культуре происходит путем посещения культурных учреждений. Основной целью посещения культурных учреждений является передача наследия, обучение навыкам и необходимым знаниям в различных областях, а также его укрепление и сохранение. Культурные учреждения осуществляют деятельность в огромном количестве сфер деятельности. Это позволяет детям осознанно выбирать тот или иной культурный путь, а также становиться разносторонними людьми, при желании осваивая всевозможные культурные направления .
Сегодня сфера деятельности учреждений культуры охватывает различные организации, а также частных лиц, оказывающих культурно-досуговые, просветительные, образовательные, рекреационные, культурно-творческие и другие услуги, занимающихся организацией досуга с различными категориями населения.
У данных учреждений есть огромные возможности для организации, развития и совершенствования культурно-досуговой деятельности с различными категориями населения всех возрастов. Их первоочередными социально-культурными задачами являются:
1. Адаптировать и социализировать различные группы населения всех возрастов к сфере культурно-досуговой деятельности.
2. Реализовать социальную и культурную активность населения в культурно-досуговом направлении, способствующую его нравственному воспитанию.
3. Формирование здорового образа жизни у различных групп населения при помощи культурно-досуговой деятельности.
4. Формирование и удовлетворение культурно-досуговых потребностей у разных групп населения, которые будут эти группы развивать в социальной и культурной сфере.
5. Реализовать социально-культурный потенциал современных культурно-досуговых учреждений и решать проблемы социально не защищенных групп населения, посредством разнообразных форм и методов культурно-досуговых технологий .
Анализируя деятельность современных учреждений культуры, можно увидеть, что основное условие для эффективности его организации, это учет основных социальных и творческих запросов населения, который будет способствовать повышению качества жизни, а также физическому, психическому и социальному здоровью.
Рассматривая деятельность культурно-досуговых учреждений можно привести следующий перечень – это и клубы, и кружки-студии, и парки культуры и отдыха, и библиотеки, и музеи, и кинотеатры, а также сами центры досуга, к которым принято относить аттракционные комплексы или даже игровые залы с автоматами. И все эти учреждения существуют в современном обществе нуждаясь в финансировании так же, как и в интересе. А потому, вынуждены идти на всевозможные ухищрения для привлечения посетителей.
Опираясь на коммерциализацию отношений, можно выявить следующие услуги, предоставляемые культурно-досуговым учреждением:
– праздник (национальный, государственный, традиционный, профессиональный, культурно-спортивный и др.), обряд;
– тематический концерт;
– спектакль;
– театрализованное представление;
– выставка;
– вечера отдыха, дискотека, шоупрограмма, игровая программа;
костюмированный бал-карнавал – вечер чествования;
литературно-музыкальный вечер;
– создание условий для занятия в кружках, клубных формированиях и любительских объединениях и т.д. .
И на сегодняшний день данный перечень ограничивается только требованиями по соответствию целевому назначению. Потому не удивительно, что свадебные обряды можно встретить даже в библиотеке, а выставку посередине парка отдыха. Такие примеры все чаще встречаются в нашей повседневной жизни и связаны с желанием людей показать себя, а не стремлением к духовному или просветительскому.
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере культуры
На государственном уровне культура сегодня рассматривается как один из важнейших источников развития самого человека, а в государственной стратегии долгосрочного развития, утверждается значение культуры как важнейшего стратегического ресурса развития страны.
Известно, что любая сфера деятельности, в том числе и государственное управление в сфере культуры, всецело зависит от политики, экономики и правового закрепления, урегулирования взаимоотношений между субъектами и участниками таких правоотношений .
Деятельность в сфере культуры регламентирована как законами общего предписания, так и специальными законами, учитывающими особенности функционирования отдельных направлений названной сферы.
К законам общего, но обязательного соблюдения, прежде всего относится действующая Конституция Российской Федерации (далее – Конституция России), а также нормативные правовые акты, персонализирующие права, свободы, законные интересы, обязанности и ответственность субъектов соответствующих правоотношений.
Так, согласно статьи 7 Конституции России принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В России каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44).
Законом РФ о поправке к Конституции России от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» , внесена в текст основного закона России норма о том, что культура в России является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством (пункт 4 статьи 68 указанного закона о поправке к Конституции России). Кроме того, текст статьи 69 Конституции России существенно дополнен двумя пунктами, в которых говорится о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей России, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия, Россия оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.
В ведении России, в соответствии с нормами статьи 71 Конституции, находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального, культурного и национального развития России.
По смыслу статьи 72, общие вопросы культуры и, в том числе, охрана памятников истории и культуры, находятся в совместном ведении России и субъектов России. Правительство России, в свою очередь, обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры (статья 114 Конституции России) .
Фактически специальные нормы в области культуры действуют в широчайших границах, охватывая и регулируя отношения:
– по выявлению, изучению, охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры;
– в области художественной литературы, кинематографии, сценического, пластического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства и других видов и жанров искусства;
– в сфере художественных народных промыслов и ремесел, народной культуры в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; в отношении самодеятельного (любительского) художественного творчества;
– музейного дела и коллекционирования; книгоиздания и библиотечного дела, а также иной культурной деятельности, связанной с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивного дела;
– в области телевидения, радио и других аудиовизуальных средств в части создания и распространения культурных ценностей;