Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наши дни значение понятия «риск» последовательно возрастает, и оно само становится все более заметным. Люди очень часто сталкиваются с ним, не осознавая этого. Известно, что каждое принятое решение несет в себе меньшую или большую опасность. Кроме того, не существует единого способа или схемы поведения, позволяющего справиться с ним из-за раз-личных источников происхождения, часто зависящих от внешних факто-ров, на которые невозможно повлиять.
В настоящее время на мировых рынках конкуренция становится все сильнее. Следовательно, производственные мощности должны стремиться сделать свои продукты и услуги более привлекательными, а операции бо-лее эффективными и конкурентоспособными. Преимущества, которые мо-гут быть получены при углубленном анализе рисков, могут оказаться намного выше, чем связанные с этим процессом расходы. Этот аспект вы-зывает все более широкое изучение логистических цепочек компаний в ас-пекте потенциальных рисков, которые могут возникнуть на их отдельных этапах. Этими рисками следует адекватно управлять, чтобы они не сказы-вались негативно на функционировании предприятий.
Поэтому главными задачами управления рисками становится выяв-ление факторов, несущих появление рисковых ситуаций, оценка выявлен-ных рисков и применение современных методов для минимизации рисков. Формирование системы управления рисками способствует более эффек-тивному комплексному воздействию на риски и управлению ими.
Исследование теории и специфики особенностей управления риска-ми проводится как зарубежными, так и отечественными учеными, такими как М. Круи (Michel Crouhy), Е. Ильин, Т. Г. Гурнович, Е. А. Остапенко, С. А. Молчаненко, К. В. Балдин, С. Н. Воробьев и другие.
Объектом исследования является ООО ТК «Меркурий».
Предметом исследования является система управления логистиче-скими рисками на предприятии ООО ТК «Меркурий».
Основной целью данной исследовательской работы является разра-ботка связанных с риском теоретических и практических аспектов в систе-ме управления логистическими рисками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд опре-деленных задач:
- дать понятие системы управления рисками и их классификация
- рассмотреть показатели и методы оценки логистических рисков
- произвести анализ системы управления логистическими рисками на
предприятии ООО ТК «Меркурий»
- изучить организационно-экономическую характеристику пред-приятия ООО ТК «Меркурий».
- произвести оценку логистических рисков на предприятии ООО ТК
«Меркурий»
1 Теоретические основы системы управления логистическими
рисками
1.1 Понятие системы управления рисками и их классификация
Чаще всего риск ассоциируется с областью финансов, где речь идет о так называемом финансовом риске. Кроме того, выделяются также:
- торговый риск,
- социальный риск,
- риск вероятности случайного события,
- политический риск,
- экономический риск,
- риск события,
- риск передачи,
- юридический риск [2].
По другой классификации риски можно разделить на:
- рыночный риск (например, случайное событие поражения),
- субъективный риск (прогнозирование лиц, принимающих ре-шения в компании),
- объективный риск (события, которые невозможно предсказать) [10].
В общем, в хозяйственной деятельности выделяются:
- внешние риски,
- внутренние риски.
Внешние риски исходят из внешних факторов, на которые компания не оказывает непосредственного влияния, они независимы от нее и исходят из ее дальнейшей среды. К ним относятся:
- природа: стихийные бедствия, такие как наводнения, землетря-сения, пожары, засухи, метели, ураганы;
- политическая система: войны, терроризм, забастовки;
- правовая и экономическая система: экономический кризис, из-менения курсов валют, таможенных пошлин, правовых режимов;
- социальная система: вандализм, изменчивость ожиданий клиен-тов, волатильность спроса, неблагоприятные демографические явления;
- транспортная инфраструктура: пропускная способность и пе-регрузка портов и аэропортов, забастовки, пиратские атаки, сбои, рост цен на топливо;
- технологии: новые технологии производства, информационные технологии, все технологические инновации в производстве и поставке го-товой продукции на рынок, хакерские атаки;
- конкуренция и рынок: компании, конкурирующие между со-бой, работающие в одной отрасли, колебания цен, изменение факторов определяют конкурентное преимущество, более короткий жизненный цикл продукта, изменчивость каналов распределения;
- клиенты: волатильность покупателей готовой продукции, к ко-торой относятся физические лица и организации;
- поставщики: организации, снабжающие организацию различ-ными ресурсами, например, материальными, финансовыми.
Внутренние риски, напротив, связаны с действиями данного пред-приятия. Факторами, влияющими на них, являются элементы, находящиеся внутри самой организации, внутри ее структуры. Из-за близкого распо-ложения они непосредственно влияют на компанию. Организация оказыва-ет на них влияние и может изменить способ их функционирования и, сле-довательно, воздействия. Выделяются здесь:
- наличие ресурсов, как человеческих, финансовых, так и основ-ных активов: отсутствие надлежащего производственного оборудования, отсутствие надлежащей технической базы, включая точечную структуру, отсутствие производственных резервов, отсутствие компетентности со-трудников;
- инвентаризация: высокая стоимость обслуживания запасов, не-хватка или избыток запасов, старение запасов;
- качество процессов: неточность прогнозов, низкая автоматиза-ция работы, низкая эффективность, отсутствие гибкости; несвоевременная доставка и оплата, ошибки в заказах;
- информационная система: отсутствие информационных систем, хакерство, неадекватность;
- управление информацией: плохой поток информации, плохое качество информации;
- внутренние помехи: сбои, несчастные случаи, конфликты среди сотрудников;
- потеря репутации: экологически вредные, неэтичные, несовме-стимые со стандартами действия;
- интеграция: нет синхронизации спроса и предложения, нет об-щей стратегии управления, нет общих стандартов;
- сотрудничество и координация: отсутствие доверия, несоответ-ствие целей, конфликты;
- плохой выбор партнеров в логистической цепочке: неадекват-ное местоположение, различия в социальной и организационной культуре [8].
Считается, что именно внешние факторы оказывают наибольшее влияние на организацию. Они могут оказывать положительное, нейтраль-ное или отрицательное влияние на эффективность деятельности предприя-тия. Однако, очень важно заботиться и о том, что происходит внутри предприятия, то, что ближе всего имеет большое значение для правильно-го функционирования процессов.
1.2 Показатели и методы оценки логистических рисков
Риск возникает практически во всех сферах деятельности и зависит от многих факторов, например, от отрасли, в которой работает предприя-тие, размера компании или организационно-правовой структуры. Важно правильно управлять рисками, потому что без этой способности организа-ции, есть ряд опасностей, которые могут оказывать неблагоприятное воз-действие на ее функционирование и развитие.
Чтобы правильно управлять рисками, необходимо знать методы, которые служат этому. Их реализация позволяет достичь ряда преиму-ществ, в том числе увеличение вероятности достижения поставленных це-лей, модернизация всех доступных механизмов контроля или определение реальных затрат на инвестиционные проекты. При этом следует помнить, что риски не устраняются полностью. Их можно только уменьшить / огра-ничить, в основном путем введения профилактических мер. Несмотря на невозможность полностью снизить риски, как в случае поломки или небла-гоприятных последствий, предприятие, которое осознает вероятность их возникновения, быстрее реагирует на эти непредвиденные события и, сле-довательно, меньше затрачивает трудовых и финансовых ресурсов для по-следующего ремонта повреждений, возникших в результате рисковых си-туаций.
Стоит также отметить, что организация, которая использует кон-цепции управления рисками, обладает гораздо большей уверенностью на рынке, что в долгосрочной перспективе обеспечивает новых клиентов и, следовательно, увеличивает оборот. Соответственно в бюджете увеличи-ваются средства на ситуации, связанные с рисками. Сознательное пред-приятие часто является более инновационным и более охотно принимает вызовы в области применения новых технологий, опережая конкурентов. Очень часто пренебрежение понятием риска приводит к потере финансо-вой ликвидности и, как следствие, к банкротству. Не следует, следова-тельно, забывать о нем даже в моменты расцвета деятельности