Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В конце XIX века развивается новое течение в искусстве, с появлением которого само понятие «искусство» вышло за пределы закрытых салонов и музеев, просочилось в массы не только состоятельных людей, и которое начало развиваться во многих европейских странах практически в одно время — общая тенденция, развивающаяся в каждой из этих стран своим путём. Франко-бельгийский «ар-нуво», английский и шотландский «арт нуво», австрийский «сецессион», немецкий «югендстиль» (нем. Jugendstil — стиль молодых), итальянский «либерти» и испанский «модернисмо» в России известны под названием «модерн». Объединения художников этого направления, которые противопоставляли себя «устаревшим» канонам искусства, внесли весомый вклад в развитие западноевропейского изобразительного искусства начала XX века. Основной принцип, который положил начало развитию арт нуво (фр. Art Nouveau — новое искусство) — доступное искусство для всех, которое должно составлять образ жизни — окружающие человека предметы должны быть подобны произведениям искусства, а произведения искусства в свою очередь должны стать функциональны и заполнять дома и улицы, а не музеи [10, с. 224]. Модерн проник практически во все виды искусства: в скульптуру, живопись, графику (особенно книжную), в мебельную, стекольную и тканевую индустрии, а также в ювелирное дело [6, с. 56].
Основные отличительные черты модерна — культ природы, естественности, использование светлых тонов и изогнутых линий, а также образ женщины, которая всегда в центре, всегда привлекательна, молода и здорова, мягкая и естественная — нереальная — новый женский идеал, схожий с образом «прерафаэлитовской» женщины с пышными густыми волосами и бледной кожей, обладающей живой красотой. Модерн, в своём представлении настолько далёк от реализма, что отошёл также и от реальности. Подобно тому, как в своё время искусство бидермайера сравнивали с «оранжерейным миром, накрытым стеклянным колпачком», арт нуво обвиняют в умышленной попытке завуалировать действительность и в служении элите.
Различные течения, в которых идеалы модерна нашли отражения, были не только разными и противоречивыми, но вместе с тем и переплетающимися между собой: «орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное» [2, с. 58]. Прогремевший в конце ХХ века модерн сохранял свою популярность на протяжении почти двух десятилетий, после чего долгое время подвергался критике и пребывал в забвении. Основываясь на сегодняшней тенденции повышения культурной грамотности населения вновь просыпается интерес к модерну. Известность архитектуры и живописи этого направления идёт впереди имён своих создателей.
По данному направлению немало общедоступной информации, а имена мастеров, работавших в данном стиле, являются хрестоматийными в мировой научной и учебной литературе. Изучение стиля работ, вышедших из под кисти живописца, становится интересней, если взглянуть на творчество художника под углом его личного отношения к своей работе и проследить причинно-следственную связь развития его мастерства и профессионального становления. В рамках данной работы проанализировано творческое развитие художника, стоявшего на пороге основания модерна. В результате анализа можно проследить за тем, как развивалось новое течение в искусстве и отвечало ли оно своим основным принципам, положивших начало зарождению модерна.
Одними из самых узнаваемых работ периода Art Nouveau являются работы Альфонса Мухи — чешского художника конца XIX — начала XX вв., известность работ которого ушла далеко за пределы Чехии вперёд его имени.
Творческий путь этого художника неразрывно связан с развитием чешского модерна и Арт Нуво в целом. Проанализировав путь профессионального развития знаменитого чешского художника, результатом которого стало рождение уникального «Стиля Альфонса Мухи», а также, взглянув на него под призмой личного отношения художника к своему творчеству, можно будет сделать выводы о том, как новому стилю удалось достичь возвышенных целей своих основателей.
Рената Ульмер, исследователь творчества Альфонса Мухи, писала: «… он был среди тех, кто поднял утилитарное искусство со статуса второразрядного на уровень изобразительного искусства, и он достиг этого, предъявляя столь же высокие требования к своим афишам и декоративным композициям, какие предъявил бы к живописи» [13].
«Стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Уникальность работ мастера привлекла внимание множества исследователей. Среди них можно выделить Р. Ульмер [13], П.Е Виттиха [3], В. Арваса [3], И.А. Скворцову [11] и некоторых других. Несмотря на достаточное количество информации о жизни и творчестве известного чешского живописца, остаются аспекты, которые все еще нуждаются в более тщательном исследовании.
Тема курсовой работы: художник Альфонс Муха.
Цель работы: изучение творчества Альфонса Мухи.
Задачи для достижения цели:
• Изучить биографические сведения об Альфонсе Мухе;
• Рассмотреть декоративные приемы в работах художника;
• Проанализировать стиль модерн и его своеобразие в творчестве Мухи;
• На примере ряда работ проанализировать стиль художника.
Объект исследования: художественное своеобразие произведений художника арт нуво.
Предмет исследования: творческое своеобразие работ Альфонса Мухи.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
1.1. Биографические сведения
Новое направление искусства, или ар-нуво, популярное в период с 90-хгг. XIX в. до Первой мировой войны, являло собой распространившееся в Европе и Северной Америке течение и практическую творческую деятельность в сфере изобразительных искусств в особом стиле. В тот период ар-нуво олицетворяло новое направление и рождение большого количества разнообразных идей и концепций. Это было явление, переполненное безграничным энтузиазмом.
С 1890 по 1910 г. ар-нуво переживало наивысший пик развития. Растительная тематика была излюбленным жанром произведений деятелей всех видов искусства в этот период. Они постоянно стремились создать произведение, отражающее неповторимый, индивидуальный авторский взгляд. В своем творчестве художники следовали законам природы, ориентировались на концепции дизайна на тему природы, находили и отражали в своих работах природную красоту, формируя тем самым лаконичный и богатый декоративными элементами стиль ар-нуво.
В их число входил чешский художник Альфонс Муха, произведения которого обладали ярко выраженными характерными чертами и индивидуальными особенностями стиля ар-нуво.
Он создал большое количество картин, афиш, рекламных плакатов и книжных иллюстраций, кроме этого художник занимался дизайном ювелирных изделий, ковров, обоев, театральных декораций и т.д. В ходе развития нового направления искусства постепенно сформировались два стиля: искусство прямых линий и искусство волнообразных линий. Альфонс Муха является ярким представителем второго стиля. В произведениях в стиле Мухи отражено зрелое стремление к декоративному характеру невообразимо прекрасных волнообразных линий ар-нуво.
Альфонс Мария Муха родился в моравском городе Иванчице недалеко от Брно (ныне территория Чехии, тогда ещё входившей в состав Австрийской и
Австро-Венгерской империи) в 1860 году [7]. Про него говорили, что он начал рисовать, прежде чем смог ходить. Рождённого левшой мальчика с детства приучали писать правой рукой, так что портреты своих одноклассников он мог рисовать обеими руками [8, с. 11].