Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Осуществленный в РФ переход к рыночной системе экономики связан с большим количеством трудностей, формированием большого количества проблем в социально-экономической сфере. Одной из них является проблема занятости, неразрывным образом связанная с людьми, их деятельностью в производственной сфере.
Конкуренция на трудовом рынке такова, что не всегда имеется реальная возможность найти работу даже довольно квалифицированным специалистам, если на этой стадии на конкретную специальность нет спроса.
В первую очередь, организационно-правовые формы обеспечения занятости населения устанавливаются в качестве определенных государством юридических и организационных средств и приемов, способствующих гражданам получить возможность трудиться (либо быть охваченными конкретной формой занятости) в выбранной области деятельности в соответствии с призванием, образованием, способностям, исполнять конкретную работу на время временной незанятости, а также определенную профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство выступает в качестве гаранта реализации гражданских прав в трудовой сфере; в-третьих, трудоустройство и занятость непосредственным образом призваны регулировать деятельность граждан, которая связана с удовлетворением потребностей общества и личных потребностей.
Юридический механизм политики государства в сфере трудоустройства и занятости на данный период времени включает две главный группы положений.
Положения первой группы прямо направлены на защиту работников от неправомерных увольнений и выплату сумм денежных средств, обладающих компенсационным характером. Они находятся по большей части в Трудовом кодексе РФ.
Во вторую группу входят нормы права, непосредственным образом регулирующие трудоустройство, занятость и его формы, гарантии и объем льгот гражданам, потерявшим работу и нуждающимся в государственной поддержке.
В целом юридический институт занятости населения обладает комплексным характером, т.к. включает положения не только трудового, но финансового, административного права, а также права социального обеспечения.
Объектом исследования является общественные отношения в сфере социальной защиты безработных в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие понятие, круг лиц, порядок назначения, приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице, учебная и научная литература по теме.
Цель данной работы – комплексное исследование пособия по безработице по законодательству Российской Федерации: понятия, размеров и сроков выплат.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие занятости в сфере труда;
2) рассмотреть определение понятия «безработный гражданин» по законодательству РФ;
3) исследовать права и обязанности безработного;
4) изучить программы государственного обеспечения занятости и трудоустройства безработных;
5) определить особенности назначения пособий по безработице;
6) рассмотреть отдельные проблемы реализации выплаты пособий по безработице.
Нормативную основу работы составили Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и др.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Филиппов И.А., Рузаева Е.М., Сулейманова Г.В., Саая С.В., Седен А.К.О., Попандопуло К.Д., Блохина И.М., Мачульская Е. Е., Кайыржанов А.М., Логачева А. В., Даньшина Д. Н., Ильченко И.А., Воловская Н.М., Плюснина Л. К., Аглиуллина Г. Р., Веретехина С.В. и др.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами познания: диалектический, исторический, системный, сравнительный, формализации, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Структура работы весьма состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
1.1.Понятие занятости в сфере труда
Отношения в области занятости населения устанавливаются международными и национальными актами нормативно-правового характера.
Статья 34 и 37 Конституции РФ [1] формируют нормативную основу отношений, формирующихся в области трудоустройства и занятости. Нормы этих статей гарантируют гражданину свободное распоряжение собственными трудовыми способностями, в том числе независимое применение собственных способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законодательством экономической деятельности. Нормы всех нормативных актов, регламентирующих правоотношения в сфере трудоустройства и занятости обязаны соответствовать нормам Конституции РФ.
К отношениям в области трудоустройства и занятости подлежат применению положения международно-правовой регламентации.
Например, в статье 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах [3], в статье 23 Всеобщей декларации прав человека [2] предусмотрено право на труд, подразумевающее обеспечение членов общества работой [6, c. 74].
Отношения в области занятости населения в РФ регламентируются Законом РФ «О занятости населения в РФ» [5] и другими законами и нормативно-правовыми актами подзаконного характера, устанавливающими политику государства в сфере занятости по отношению к определенным группам населения, которые особенно нуждаются в защите от безработицы.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» признается специальным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере трудоустройства и занятости.
В первой главе, которая посвящена общим нормам, предоставлены понятия «занятость», «подходящая работа», «безработный», а также установлены базовые направления политики государства в сфере занятости и главные права государственных органов власти и местных органов самоуправления. Во второй главе установлены базовые права граждан в сфере занятости. Третья глава связана с главными государственными гарантиями в сфере занятости. Четвертая глава акта связана с вопросами организации и регулирования занятости населения. Пятая глава посвящена положениям, регулирующим участие работодателей в обеспечение занятости населения. В шестую главу включены положения, которые посвящены социальным компенсациям и гарантиям, в том числе подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений [21, c. 173].
Занятостью признается деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей, а также приносящая заработок.
Обеспечение занятости – это система мер, связанная с сокращением безработицы. Сама государственная политика в сфере занятости признается гарантией реализации права граждан на труд.
Уровень трудоустройства и занятости в обществе устанавливается уровнем развития трудового рынка, признающегося элементом экономической системы общественных реформ и получающего характер экономико-правовой категории.
На уровень трудовой занятости зачастую оказывают влияние местные условий хозяйственной деятельности регионов. В пик курортного сезона в большинстве здравниц исчезает безработица и можно ощутить дефицит рабочей силы. Кроме того, на уровень занятости положительно отражается активизация строительных работ в частном секторе, которая вызвала необходимость открытия двух тысяч рабочих мест. Товарный характер рабочей силы признается одним из наиболее важных факторов формирования рыночной системы экономики.
В том случае, если спрос на рабочую силу падает и ее предложение испытывает избыток, то данное соотношение вызывает значительные социально-трудовые диспропорции, приводящие к обострению проблем трудоустройства и занятости по этой причине для решения подобных проблем, которые связывают как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих по большей части разновидности работ, приносящие им значительную прибыль, в данный процесс включается государство. Оно исполняет координационную и посредническую роль, способствуя формированию трудовых правоотношений между работодателями и работниками.
Зачастую можно встретить ситуации, когда число не обладающих работой граждан пополняют увольняемые из организаций, предприятий, учреждений работники. Острее всего данная проблема проявилась в условия приватизации предприятий, разгосударствления, формирования рынка труда [8, c. 71].
В соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ [4] работники могут высвобождаться из-за ликвидации предприятия, снижения штатной численности работающих.
Под высвобождением работников следует понимать освобождение работников от участия в трудовом производстве и увольнения, связанные с нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной обстановки на рынке товар и работ.
Допуская данный процесс, законодатель определяет некоторые юридические гарантии, которые минимизируют отрицательные последствия высвобождения работников. К примеру, работодатель должен заранее (не меньше чем за два месяца) в письменной форме предупредить работника о предстоящем увольнении, а в случае массового высвобождения кроме самих работников должен быть проинформирован орган профсоюза не меньше чем за 3 месяца до даты увольнения. Эти положения нацеливают работников на поиск работы и дальнейшее трудоустройство.
В том случае, если отсутствует возможность сохранить работника на предыдущем рабочем месте, работодатель предлагает работнику иную работу в рамках той же организации, предприятия либо учреждения.
Вместе, с тем работнику предоставляется право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он имеет право обратиться в связи с трудоустройством к иным работодателям либо в службу занятости для того, чтобы ему бесплатно подобрали новую работу. А для того, чтобы максимально сократить и облегчить поиск новых рабочих мест, работодатель должен сообщить службе занятости населения не позже чем за 2 месяца о предстоящем увольнении работников. Это уведомление должно включать информацию о квалификации, профессии, специальности лица, а также размере его трудовой оплаты.
В том случае, если работник в течение 2 недель с момента увольнения обратился в орган по трудоустройству и не был трудоустроен им, то по решению данного органа в рамках исключения уволенному может выплачиваться заработная плата и за третий месяц незанятости. Все перечисленные выплаты производятся за счет средств работодателя, который уволил работника. Вместе с тем, за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период с момента увольнения и нового трудоустройства не превышает 3 месяцев.
В том случае, если работник высвобождается не по причине сокращения штата либо численности, а в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, предприятия, организации, то за ним на время трудоустройства, но не более 3 месяцев, сохраняется среднемесячная заработная плата, учитывая выходное пособие. Также сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также должны быть предоставлены другие установленные законодательством компенсации и льготы [22, c. 207].
1.2. Определение понятия «безработный гражданин» по законодательству РФ
Правовое положение безработного включает в себя: определение понятие безработного; комплекс его прав и обязанностей; социальные компенсации и гарантии в случае потери работы и в иных случаях.
Безработными считаются граждане, которые:
а) являются трудоспособными;
б) не обладают работой и заработком;
в) зарегистрированы в установленном порядке в службе занятости;
г) готовы приступить к работе.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его проживания не позже одиннадцати дней с момента соответствующего обращения и предъявления пакета документа. Только со дня предъявления требуемых документов гражданин считается безработным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2021) О занятости населения в Российской Федерации// Российская газета, N 84, 06.05.1996
Учебники, монографии, научные статьи:
6. Аглиуллина Г. Р. Занятость населения как экономическая категория // Журнал «Вестник Ульяновского государственного технического университета». – 2016. – С. 74
7. Веретехина С.В. Государственная политика формирования эффективного рынка труда и занятости населения // Журнал «Научные исследования». – 2017. – С.62-63
8. Воловская Н.М., Плюснина Л. К. Особенности занятости населения в современной России // Журнал «Вестник НГУЭУ». – 2016. – С. 71
9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с.
10. Даньшина Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 64-66
11. Еремина С.Н. Право социального обеспечения: учебник // М.: Право. Юридические науки. – 2017. – 556с.
12. Иванова А.А. Пособие по безработице: особенности механизма предоставления выплат // Журнал «Вестник АКСОР». - 2016. - № 2 (38). - С. 229-233.
13. Ильченко И.А. Регулирование рынка труда в контексте реализации государственной программы «Содействие занятости населения». – Журнал «Социально-экономическое развитие территорий и субъектов хозяйствования в России». – 2018. – С. 9-10
14. Кайыржанов А.М. Новые возможности и пути развития занятости населения // Журнал «Аллея науки». – 2019. – С.54-55
15. Логачева А.В. Особенности выплаты пособия по безработице // Журнал «Финансовый вестник». - 2016. - № 3 (34). - С. 138-140.
16. Ломов М. А. Правовой статус безработного // Журнал «Научные исследования». – 2017. – С. 57
17. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 449 с.
18. Попандопуло К.Д., Блохина И.М. Социальные гарантии безработным / К.Д. Попандопуло, И.М. Блохина // В сборнике: Научные исследования и современное образование Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков. 2017. - С. 283-287.
19. Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с.
20. Саая С.В., Седен А.К.О. Пособие по безработице как форма социальной поддержки безработных граждан // Журнал «Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения, инновации». – 2018. – С. 60-62
21. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Сулейманова Г.В. — Москва: КноРус, 2019. — 321 с.
22. Трудовое право: учебник / В. Л. Гейхман [и др.]; под редакцией В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт. 2019. — 382 с.
23. Филина В.С. Государственная политика в области занятости населения в РФ // Журнал «Экономика и региональное управление». – 2017. – С. 356
24. Филиппов И.А., Рузаева Е.М. Актуальные проблемы пособия по безработице в РФ // Студенческий научный журнал. – 2019. - № 1 (45). – С. 153