Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Различные психолого- педагогические исследования доказывают, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственные восприятия учебного материала, тем выше познавательная активность учащихся и тем более прочно его усвоение. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, обоснованном Л. В. Занковым, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским [5, c. 14].
По требованиям ФГОС основного общего образования, деятельность учащихся со средствами знаково-символической наглядности является неотъемлемым компонентом любого урока. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС говорится о развитии и формировании у учащихся умений работать с учебным текстом с применением терминологии и символики, овладении символьным языком, построении и анализ построенных моделей, развитии изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках [1]. Из этого следует, что посредством знаково- символической наглядности учащиеся могут включаться в познавательную деятельность. Все это способствует не только приобретению знаний, но и формированию потребности в учении, в деловом межличностном общении, развитию мыслительных способностей.
Актуальность на социальном уровне основана на том, что в задачи учителя входит привлечь внимание обучающихся к предмету и укрепить знания. В этом сложном процессе на помощь педагогу приходят наглядные средства. Наглядные пособия создают повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, разностороннему формированию образов, способствуют прочному усвоению знаний, а также облегчают понимание связи научных знаний с жизнью и экономят время учителей. За счет смены деятельности на уроке, разнообразия материалов и методов, применяемых учителем, урок становится более интересным. Это значительно облегчает учителю работу, так как сложно удержать внимание детей школьного возраста при изучении учебного материала.
Актуальность на теоретическом уровне основана на том, что, учитывая тот факт, что классическая формулировка принципа наглядности до настоящего времени не утратила своей актуальности, она, по мнению многих авторов, нуждается в некоторой доработке.
Актуальность на практическом уровне основана на том, что во многих школьных учебниках по обществознанию наглядность представлена весьма скудно, а того, что имеется, не всегда достаточно. Не хватает методических рекомендаций по использованию наглядности при изучении обществоведческого материала в школе, в то время как они являются необходимым компонентом при подготовке к уроку.
Резюмируя вышесказанное, возникает противоречие: несмотря на имеющиеся теоретические работы в области использования наглядных средств в курсе изучения учебного предмета «Обществознание» наблюдается нехватка практических разработок, направленных на эффективное использование данного вида обучающих средств в процессе обучения.
На основе выявленного противоречия была сформулирована проблема: Каковы методические возможности наглядных средств в обучении обществознания учащихся 5-9 классов?
Объект исследования – организация процесса обучения обществознанию в 5-9 классах.
Предмет исследования – наглядные средства на уроках обществознания.
Цель исследования – теоретические обосновать возможности применения наглядности как средства обучения обществознанию в 5-9 классах.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «наглядные средства обучения»;
2. Описать функции и значение наглядности в обучении обществознанию;
3. Привести принципы классификации наглядных средств обучения;
4. Описать предметную, изобразительную и условно-графическую наглядности применительно к урокам обществознания.
В данной работе используются следующие методы:
- Дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих.
- Анализ, при котором общее положение делится на составные части.
- Синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое.
Методологической базой исследования явились работы А. Я. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. В. Алексеевой, М. А. Васильевой, Т. И. Власовой, Т. Г. Долгиной, Т. М. Зайковой, Л. М. Зельмановой, М. В. Коротковой, И. В. Крутовой, Н. В. Кузьминой, Т. Ю. Перегудовой, А. П. Усольцева и Т. Н. Шамало, Г. А. Фуртовой и др.
Об активном использовании наглядности говорится и в учебнике Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой. Авторы дают конкретные рекомендации по проведению уроков с использованием различных видов наглядности.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в теоретическом обосновании положения о том, что эффективное использование различных средств наглядности способствует усилению мотивации у учащихся, активизации процесса формирования навыков и умений при обучении обществознания.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование предлагает конкретные методологические разработки для улучшения качества процесса обучении обществознания с использованием наглядных средств.
Структура работы состоит из 2 глав, 4 параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе проводиться анализ научно-популярной и методическо литературы с целью раскрытия понятия «наглядные средства». Рассматриваются различные мнения о свойствах, принципах, значении наглядных средств в обучении учащихся средней школы обществознанию.
Во второй главе рассматриваются принципы классификации наглядных средств. Подробно описана изобразительная и условно-графическая наглядность с использованием примерных вариантом наглядных средств, применяемых при изучении отдельных тем.
В заключении приводятся заключительные выводы относительно темы исследовании и представлены методические рекомендации по использованию педагогами наглядных средств.
Список литературы состоит из 31 источника.
Глава 1 Понятие, функции и значение наглядности как средства обучения обществознанию в 5-9 классах
1.1 Понятие наглядности как средства обучения обществознанию в 5-9 классах
Наглядность – «один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов и явлений» [14, с. 4].
Средства – «предметы приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо» [24, с. 239].
Наглядность – показатель, характеризующий простоту и доступность для понимания образа объекта, который был создан человеком в итоге функционирования процессов восприятия, памяти, мышления и воображения [2, c. 8].
Наглядность как признак ясности и лёгкости образа, прямо зависит от специфики личности, создающей образ, степени когнитивных возможностей и способностей, склонностей и интересов, необходимости и явного намерения увидеть, услышать, почувствовать данный объект, сформировать у себя его образ.
Неоднозначность трактовки понятия «наглядное средство обучения» связана с различными особенностями, заложенными в самом понятии «средство». С одной стороны, средство выступает как орудие деятельности, с другой - способ деятельности. Есть и другие представления, например, средство-это материальный объект, который в процессе обработки данных подвергается изменениям, приводящим к изменению средства превращению его в продукт деятельности [7, c. 16].
Чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм – вербализация — речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т.п.
Основное свойство наглядного средства обучения, если оно средство обучения, - нести в себе информацию об идеальном объекте [20, c. 100].
Поскольку в обучении есть обучаемый и педагог, то средству обучения должны быть присущи функции управления познавательной деятельностью.
Наглядное средство обучения, специально созданное для обучения, должно обладать свойством компенсаторности, чтобы сократить непроизводительные затраты времени и сил по овладению знаниями.
Итак, чтобы определить, является ли данный объект наглядным средством обучения, анализируем его свойства [11, c. 628]:
― наличие учебной информации (информации об идеальном объекте);
― способность активизировать мыслительную деятельность;
― наличие возможностей по управлению познавательной деятельностью.
Таким образом, по мнению М. Т. Студеникина, «под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т. п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств» [25, с. 144].
Поскольку принцип наглядности – это старейший и важнейший принцип дидактики, он занимает центральное базовое положение при формировании теорий, учений, мировоззрения, науки и внутреннего убеждения человека, определяющих отношение к действительности и нормам учебной деятельности.
Принцип наглядности подразумевает формирование у учеников понятий с опорой на чувственное восприятие явлений и предметов.
В большинстве работ по методике преподавания, при общей характеристике принципа наглядности выделяется не только деятельность педагога или учащегося, (хотя реализация принципа наглядности осуществляется педагогом), но становление самого учащегося «инструментом» осуществления принципа.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. ФГОС основного общего образования // Российская газета 19.12.2010. №284;
Монографии
2. Аппарович, Н.И. Наглядные пособия в сегодняшней школе / Н.И. Аппарович. - М., 1994. – 87 с.;
3. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с.;
4. Коменский, Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. М., 1981;
5. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 1999 – 192 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3 е изд.-М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
7. Стражев, А.И. Методика преподавания истории / А.И. Стражев. - М., 1964. – 247 с.;
8. Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе / Чернова Г.А. и др. – М., 2008.
Статьи, сборники статей
9. Абдулаев, Э.Н. Использование визуальной информации в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе / Э.Н. Абдулаев. 2012. – № 10. – С. 7 – 12;
10. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории и обществознания // Преподавание истории в школе / Э.Н. Абдулаев. 2008. – № 1. – С. 23 – 27;
11. Абдулаева, Н.А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе / Н.А. Абдулаева. 2011. - №3. - С. 58 – 60;
12. Алексеева, Л.В. К вопросу о том, каким должен быть урок обществознания в контексте требований федерального государственного стандарта // Мир науки / Л.В. Алексеева. 2016. - №5. - С. 62;
13. Архипова, Л.М. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся // Ярославский педагогический вестник / Л.М. Архипова. 2012. - №4. Том II. С. 106-110;
14. Боголюбов, Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 304 с.;
15. Борзова, Л.П. Работа с изобразительной наглядностью на уроках истории и при подготовке к ЕГЭ // Преподавание истории и обществознания в школе / Л.П. Борзова, М.И. Дударев. – 2015. – С. 36 – 44;
16. Долгина, Т.Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый / Т.Г. Долгина. 2015. - № 13. - С. 627-629;
17. Железнякова, Е.А. Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории // Хабаровский государственный педагогический университет. Новая жизнь учебных иллюстраций / Е.А. Железнякова. 2014. - С. 12-28;
18. Зайкова, Т.М. Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средство повышения качества образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика / Т.М. Зайкова. 2014. - № 1(1). - С. 160-165;
19. Запорожец, Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе / Н.И. Запорожец. – 1998. – № 4. – С. 56-59;
20. Конобеевский, Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе / Н.П. Конобеевский // Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 264 с.;
21. Крутова, И.В. Использование условно-графической наглядности в современных условиях обучения обществознания // Электронный научно- образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания» / И.В. Крутова.2012. - № 6. - С. 44-47;
22. Лыжина, О.А. Схема в школьном учебнике истории: сущностные характеристики, виды, примеры реализации // Историко-педагогические чтения / О.А. Лыжина. 2014. - № 2. - С. 99-112;
23. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения / Д.Н. Никифоров. – М.: Просвещение, 1978. – 319 с.;
24. Осмоловская, И.М. Дидактические аспекты наглядных методов обучения // Наглядные методы обучения: учебное пособие для студ. вузов / И.М. Осмоловская. - М., 2009. - С. 17-115;
25. Перегудова, Т.Ю. Наглядное обучение на уроках обществознания // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике / Т.Ю. Перегудова. 2016. - № 1(7). - С. 144-145;
26. Полторак, Д.И. Роль разных видов средств обучения в составе учебно-методического комплекса по истории // Качество средств обучения / Д.И. Полторак. 2014. - С. 73-81;
27. Пирятинская, Е.И. Исследовательский аспект в системе современного урока истории и обществознания // Наука и образование: современные тренды / Е.И. Пирятинская. 2014. - № 6(6). - С. 270-278;
28. Тихомирова, К.М. Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения // Отечественная и зарубежная педагогика / К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина. 2016. - № 6(33). - С. 45-55;
29. Фуртова, Г.А. Теоретические основы использования технических средств в обучении в трудах российских педагогов XIX - начала XX вв // Современные тенденции развития науки и технологий / Г.А. Фургова. 2015. - Т. 4. - № 6. - С. 122-127;
Интернет-ресурсы
30. Власова, Т.И. Принцип наглядности обучения в ракурсе теории духовно ориентированного образования // Интернет-журнал Науковедение. 2014. - № 5(24). - С. 143 / Т. И. Власова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: naukovedenie.ru›PDF/114PVN514.pdf
31. Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: grani.vspu.ru›files/publics/1358407270.pdf;