Фрагмент для ознакомления
2
В наше время трудно представить театр без режиссера. Современная режиссура - очень разноплановая форма искусства. Режиссер может руководить театром – в этом случае он выбирает общую стилистику работы театрального коллектива, решает многие организационные вопросы и пр. Но и постановщик, не обремененный должностью главного режиссера, несомненно, несет основную ответственность за выпущенный спектакль, несмотря на то, что свои идеи он воплощает через коллектив актеров, каждый из которых может претендовать на творческую свободу и инициативу.
Будучи признанным мастером, режиссер является непререкаемым авторитетом среди артистов, творческих работников и работников цехов. Он должен обладать компетентностью во многих сферах искусства - вместе с художником-декоратором создавать художественный образ спектакля; вместе с композитором определять выбор соответствующей замыслу музыкальной партитуры и т. д. И, в том числе, режиссер проводит работу с драматургом, помогая создавать пьесы, удовлетворяющие потребностям современного зрителя, а также осуществляет выбор классических драматургических произведений для театральных постановок.
История русского и советского театра подтверждает ведущую роль драматургии. Именно драматургия создает базис для успешного и плодотворного развития театрального искусства, играет ведущую роль в решении основных вопросов и актерской и режиссерской практики.
Наиболее яркие страницы сценической культуры прошлого связаны с поиском и воплощением тех глубин содержания, которые заложил в сюжет творческий гений драматурга. Именно тогда, когда искусство живого слова, жеста, действия — искусство актера — шло от острейших жизненных проблем, решаемых драматургом в подлинно художественной форме, — именно тогда и рождалось «чудо сцены», надолго оставлявшее след в жизни человека. Как составная часть театрального искусства, драматургия всегда определяла его духовную сущность.
Это ощущалось в 40-е годы 19 века, когда в России утверждалось реалистическое направление театра, во многом определявшееся пьесами А. Островского. Подтверждалось в период влияния новаторской драмы А. Чехова на развитие искусства Московского Художественного театра, что исследовано полностью и всесторонне. И для искусства современного театра драматургия также является первоосновой.
Неповторимость произведений драматурга должна определять направление работы театра при воплощении пьесы. Безусловно, очень велика роль такого понимания взаимоотношений театра и драматурга, когда мы обращаемся к классике. Но и также важно для практики современного театра умение ответственно и бережно подойти к появлению нового драматургического произведения. Не навязывать автору готовых рецептов, идущих от уже привычного, бывшего и до него драматургического и театрального опыта, а суметь разгадать его собственную художественную индивидуальность, его своеобразие. Анализ произведения драмы, помогающий театру в решении этой задачи, может иметь серьезное практическое значение.
Еще в 1911 году К. С. Станиславский писал: «Литературный анализ не входит в область моей компетенции. Я могу только пожелать, чтоб кто-нибудь из специалистов пришел на помощь артистам и выработал бы, создал бы метод, облегчающий и направляющий литературный анализ пьесы и роли…» Слова К. С. Станиславского прозвучали во время популярности теоретической установки Г. Фрейтага под названием «Техника драмы». Жанр так называемой «хорошо скроенной драмы» победно шествовал в то время по сценам Европы и России.
Станиславский утверждал, что схематизм господствующих в то время «теорий» наносит вред театру, потому что при встрече с необычной формой пьесы режиссер может растеряться перед ее своеобразием и сложностью.
Конечно, далеко не просто найти единую, объединяющую сущность таких разных по форме явлений, как пьесы Шекспира, Метерлинка, Пушкина, Островского, Чехова. Попытки подменить разную драматургическую сущность найденной однажды формой неизменно потерпят поражение. К примеру манера, которая была найдена в чеховских спектаклях, помогала раннему МХТ в театральном прочтении драматургии, близкой по своей жанрово-стилистической природе Чехову, но открыть тем же «ключом» секреты Шекспира или Пушкина не удавалось.
Настойчивые поиски привели К. С. Станиславского и Вл. И. Немирович-Данченко ко многим открытиям в данной области. «Открывать» автора, находить сценическое выражение «художественного смысла» разных писателей – это до сих пор не потерявшая своей актуальности задача, которую постоянно ставили перед собой великие театральные режиссеры прошлого, и новые решения которой не устают искать современные театральные режиссеры.
Следует отметить, что работы современных исследователей театрального искусства, в том числе работы советских ученых, отмечены безусловным интересом к наследию Станиславского. Даже в тех случаях, когда нет прямых ссылок на его труды, исследователями все равно признается суть его системы. Но, к сожалению, то, что было сделано в области анализа драмы Станиславским в последние годы жизни, изучено теоретиками чрезвычайно мало.
Практиками театра сделано в данной области гораздо больше. Н. М. Горчаков, А. Д. Попов, Г. А. Товстоногов, А. М. Гончаров выступали и как пропагандисты последних достижений Станиславского, и как развивающие прогрессивные теоретические постулаты режиссеры. Усилиями этих мастеров советского театра, а также благодаря огромной теоретической и педагогической работе М. О. Кнебель, в практику отечественного и мирового театра вошел «метод действенного анализа».
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется малоизученностью заявленной темы, необходимостью выявления и глубокого анализа ее историко-культурных предпосылок - возникновения и особенностей развития как художественно-эстетического явления.
Практическое значение работы определяется возможностью использования материалов курсовой работы в качестве историковедческой и методической основы в исследованиях проблем и специфики структурирования этапов работы режиссёра над драматургическим произведением, при создании лекционных и специальных курсов по истории и практике театрального искусства.
Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление этапов работы режиссёра над драматургическим произведением.
Объект исследования: процесс работы режиссера над драматургическим произведением.
Предмет исследования: процесс структуризации режиссерских принципов, методов и приемов работы над драматургическим произведением.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность и специфику профессиональной деятельности театрального режиссера;
- проанализировать специальную литературу по теме исследования;
- выявить последовательность работы над драматургическим произведением;
- проанализировать метод действенного анализа пьесы К. С. Станиславского в практике театральных режиссеров;
- определить этапы работы режиссёра над драматургическим произведением, выявить их значение в системе общей работы режиссера над спектаклем.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы;
- методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
-метод сравнительного анализа;
-интерпретационный метод.
Теоретико-методологической основой данной курсовой работы стали научные труды по специфике культуры, философии культуры, истории и теории театрального искусства, психологии его восприятия: теории творческой деятельности (Л. С. Выгодский, П. М. Ершов, А. Г. Буров и др.), теории режиссуры (В. И. Немирович - Данченко, А. Г. Товстоногов, О. М. Кнебель, Н. Н. Горчаков, А. Д. Дикой и др.), теории театральной педагогики (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Б. Е. Захава, М. О. Кнебель, Н. А. Зверева и др.).
Структура работы обусловлена темой, целью, задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы работы режиссёра над драматургическим произведением
1.1. Сущность и специфика профессиональной деятельности театрального режиссера
Словарь Ожегова раскрывает понятие «режиссер» как - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ» [18]. Борис Захава утверждает: «Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы» [9, с.355].
В книге Сахновского можно найти такое высказывание: «Если оглянуться на всю работу режиссера — и по управлению художественной частью театра, и по организации и руководству репертуаром, и по наблюдению за текущими спектаклями, за труппой, за мастерскими, и, наконец, по организации и созданию самих спектаклей, — то мы увидим, что самое главное в его творчестве — нахождение внутреннего смысла избранного им для постановки произведения, его сценическая интерпретация, передача замысла актерам и художнику» [24, с.10].
Официально периодом возникновения профессии «режиссер» считается конец XIX начало XX вв. До этого времени единого руководителя постановочным процессом в театрах не было. Обязанности так называемого режиссера носили в основном административно-технический характер, на сегодняшний день это работа помощника режиссера. А всем, что связано с творческой стороной занимался кто-нибудь из наиболее авторитетных лиц: автор пьесы, первый актер, антрепренер.
Были времена и театры, где драматурга вообще не подпускали к работе над спектаклем, актеры, в свою очередь, не считали зазорным знать текст лишь приблизительно. Конечно, с одной стороны, отсутствовали жесткие режиссерские рамки, было обширное поле для импровизации и неожиданных перипетий, но с другой, часто терялась общая картина представления, а порой абсолютно менялся сюжет.
На самом деле, в той или иной мере, режиссура существовала еще в древнегреческом театре. «Адольф Виндс, известный историк режиссуры, полагает, что организация действий хора, а также установление характера номеров, которые он исполнял, движений танцев, находилась на обязанности ведущего хора. И этого ведущего он называет режиссером» [24, с.18]. Виндс считал, что ведущий был не только хормейстером, вместе с этим он обучал певцов речи, так как хор обязан был говорить напевно, руководил движениями хора, а также исполнял роль капельмейстера. Дополнительно этот человек заведовал оборудованием для спектакля.
В эпоху Ренессанса большое внимание начинают уделять зрелищности. Декорационное оформление, машинерия, различные театральные эффекты выводят на первый план работу декоратора и архитектора. Они-то и были основными руководителями постановочного процесса. «Французские историки режиссуры называют точную дату рождения режиссуры — 30 марта 1889 года. В этот день состоялся первый спектакль «Свободного театра» Андре Антуана. Немецкие исследователи связывают появление режиссуры с Мейнингенским и Байрейтским театрами, то есть относят ее к концу 70 – 80-х годов XIX столетия. В Англии реформа постановочного искусства относится к еще более ранним временам, хотя как раз к режиссуре английские театры приходят значительно позже, чем в других странах Европы. В России начало собственно режиссерского театра было положено открытием Московского Художественного театра в 1898 году» [6, с.17].
Показать больше