Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Современные активно развивающиеся рыночные отношения обуславливают необходимость идентификации и правовой защиты производимых товаров. Достаточно распространенным средством индивидуализации товаров является товарный знак, под которым подразумевается определенное обозначение, служащее для индивидуализации юридического лица, индивидуального предпринимателя или какого-либо товара. Товарный знак может быть представлен в виде графического, звукового, объемного или иного обозначения.
Поскольку товарный знак – это средство индивидуализации, следовательно, на товарный знак существует исключительное право. Правовая охрана товарного знака фактически осуществляется по механизмам патентного права, то есть ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак наступает только в случае, если он прошел государственную регистрацию.
Данный вопрос освещали в своих исследованиях Веркманн К. Дж., Гаврилов Э.П., Горленко С.А., Данилина Е.А., Мельникова В.М., Мотылькова А.В., Суханов Е.А., Шершеневич Г.Ф., однако степень разработанности темы недостаточна, так как ученые рассматривают абстрактно правовое регулирование регистрации товарных знаков.
Объектом кроссовой работы являются общественные отношения в сфере регистрации товарного знака.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие порядок государственной регистрации товарного знака.
Целью настоящего исследования является анализ порядка государственной регистрации товарного знака.
Задачами работы являются:
– раскрыть понятие государственной регистрации товарного знака;
– рассмотреть характеристику и функций государственной регистрации товарного знака;
– проанализировать виды государственной регистрации товарного знака;
– исследовать порядок получения государственной регистрации товарного знака;
– охарактеризовать международную регистрацию товарного знака.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Структура работы состоит из введения двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА
1.1. Понятие государственной регистрации товарного знака
С каждым днем роль средств индивидуализации в коммерческом обороте существенно увеличивается. Предлагаемому товару необходимо обладать индивидуальными чертами, так как это условие позволяет полноценно и реально участвовать определенной организации в экономическом обороте. Лишь надлежащим образом индивидуализированная организация, выделенная из всего остального множества юридических лиц, она объективно сможет вступать в общественные отношения.
Постоянно появляются новые производители, а, следовательно, количество регистрируемых товарных знаков активно возрастает, и это неудивительно, так как в условиях развития информационного общества разработка успешного, устойчивого бренда является залогом получения прибыли, поэтому становится важным создание оригинального и запоминающегося названия.
Товарный знак (далее – «ТЗ») – обозначение, с помощью которого индивидуализируются товары субъектов хозяйственной деятельности. Лицо может обладать исключительным правом на ТЗ, которое подтверждается соответствующим свидетельством. Для обладателей ТЗ действующим законодательством предусмотрены механизмы защиты, благодаря которым возможность использовать ТЗ есть только у самого правообладателя, а в отношении третьих лиц с момента регистрации вводятся ограничения на использование ТЗ .
Государственная регистрация – способ охраны результата интеллектуальной деятельности.
Государственная регистрация товарного знака – это процедура получения документа (свидетельства), которое подтверждает право на данный товарный знак, т.е. определяет, что данный товарный знак принадлежит конкретному лицу, и может обозначать только его продукцию. Таким образом, зарегистрированный товарный знак создает гарантию охраны прав на обозначение продукции со стороны государства.
Для регистрации ТЗ в Российской Федерации необходимо подать соответствующее заявление в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (ФСИС или Роспатент). Регистрация ТЗ производится в отношении конкретной группы товаров (класс МКТУ) .
Итак, право на товарный знак возникает в связи с государственной регистрацией либо в силу его фактического использования. Государства подразделяются на две группы в зависимости от способа приобретения права на товарный знак. Первую группу составляют страны, где право на товарный знак приобретается по факту его использования, как например, Япония. Ко второй группе относятся страны, где право на товарный знак возникает с момента государственной регистрации, в том числе и Российская Федерация.
1.2. Характеристика и функция государственной регистрации товарного знака
В результате государственной регистрации возникает исключительное право на товарный знак, именно с момента ее осуществления наступает его правовая охрана. При этом срок действия товарного знака начинает течь с момента подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака. Первоначальный срок действия товарного знака составляет десять лет, в последующем он может быть продлен на неограниченное число раз. При этом заявление в Роспатент должно быть подано не позднее последнего года срока действия товарного знака. В этом случае осуществляется автоматическое продление срока действия товарного знака, то есть проведение экспертизы в этом случае не требуется.
Особо обратим внимание на то, что товарный знак, который идентифицирует определенный вид товара, регистрировать не допустимо. Например, не будет зарегистрирован такой товарный знак как «хлебцы», так как данное название противоречит требованиям добросовестной конкуренции и фактически не идентифицирует какой-либо вид хлебцев, однако вполне возможно зарегистрировать такой товарный знак, как «куриные хлебцы», так как это обозначение мясной, а не хлебной продукции. То есть в качестве товарного знака нельзя зарегистрировать общепринятые обозначения, символы, которые не позволяют идентифицировать конкретный товар, а лишь служат описанием его формы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. N 11. Ст. 1416.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.
3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007, 24.09.2007 № 09АП-12079/2007-АК по делу № А40-12400/07-133-96 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Решение Суда по интеллектуальным правам от 13.11.2017 по делу № СИП-354/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Решение Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2018 по делу № СИП-445/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Алексеева Е.В. Различительная способность товарного знака, как основание для его правовой охраны // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 6. С. 191-195.
7. Белокуренко Н.С., Вастьянова М.В. Регистрация товарных знаков // Электронный научный журнал. 2021. № 2 (40). С. 66-67.
8. Вакилова Р.Р., Верзилин Д.Н. Выявление статистических закономерностей в области регистрации товарных знаков // Экономика. Право. Инновации. 2021. № 3. С. 53-62.
9. Воронин Д.С., Литвинов Н.Р. Некоторые правовые аспекты государственной регистрации товарного знака // Эпомен. 2019. № 25. С. 299-304.
10. Григорян Т.В. Товарный знак как правовая категория // Юридическое образование в Забайкальском крае: 20 лет юридическому факультету Забайкальского государственного университета. Материалы национальной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет; Ответственные редакторы: А.В. Макаров, Н.А. Киселева. 2018. С. 155-161.
11. Гринева М.А. Международные товарные знаки-преимущества регистрации и проблемные вопросы // Интеллектуальные права: вызовы 21-го века: материалы Международной конференции. Под редакцией Э.П. Гаврилова, С.В. Бутенко. 2019. С. 43-47.
12. Евсеева К.А. Регистрация товарного знака // Правовая охрана и защита прав интеллектуальной собственности: история, теория, практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 53-56.
13. Захаров Р.А., Александров Ю.Д. Факторы развития системы регистрации товарных знаков в России // Юрист. 2021. № 9. С. 19-24.
14. Иванова О.И. Регулирование процесса регистрации товарного знака: международно-правовые аспекты // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XVI Международного конгресса «Блищенковские чтения»: в 3 ч. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 356-360.
15. Климкина А.С. Товарный знак: проблемные аспекты регистрации и использования // Рекламный вектор – 2019: новые реалии: сборник материалов XIII научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 122-125.
16. Курбанова А.Д. Регистрация проблемных товарных знаков // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 339-341.
17. Ляшенко Д.А., Магалясова В.А. Регистрация товарного знака в качестве общеизвестного // Эпомен. 2020. № 35. С. 181-188.
18. Мелихов И.С. К некоторым проблемам регистрации нетрадиционных товарных знаков // Дневник науки. 2020. № 10 (46). С. 31-36.
19. Павлова С.А. Товарный знак как объект правовой защиты // Вестник науки и образования. 2020. № 24-4 (78). С. 36-39.
20. Писанкова В.А., Хохлова П.В. Единая система регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товара ЕАЭС // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 5 (47). С. 123-130.
21. Пронько А.В. Экономические преимущества и недостатки международной регистрации товарных знаков // В книге: Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2021. С. 294-295.
22. Рожкова Т.С. О некоторых особенностях регистрации товарного знака // частное право Российской Федерации: история, современное состояние, тенденции и перспективы развития: сборник статей VI национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 181-184.
23. Световая Е.О. Государственная регистрация товарных знаков // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 149-152.
24. Трей В.В. Товарные знаки с географической составляющей: проблемы при регистрации // Патентный поверенный. № 1. 2020. С. 37-42.
25. Хлиманков А.В. Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака как пассивная защита субъективных прав // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 268-272.
26. Годовой отчет Роспатента [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/otchet-2020-ru.pdf.