Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с духовно-нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей (З.И. Равкин, С.И. Маслов, Б.И.Додонов); в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей (С.Г. Гладнева, С.И. Маслов, М.В. Аникеев); определены особенности процесса воспитания нравственных качеству детей младшего школьного возраста (В.Т. Чепиков); продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков младших школьников (Е.В. Фадич) [6, c. 28]. Но в настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует.
Уровень нравственного развития личности младшего школьника характеризует степень сформированности у него нравственных понятий. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие личности школьника станет возможным не только благодаря воспитательной деятельности учителя, но и благодаря собственным усилиям ученика [10, c. 16]. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как «образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей» [21].
Для эффективного формирования у учащихся начальной школы нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения – это одна из целей курса литературного чтения в начальной школе. На уроках литературного чтения учащиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость и т.д.
Особого внимания заслуживают художественные произведения о природе как средство формирования духовно-нравственных качеств младших школьников. Анализ учебников по литературному чтению за 1-4 класс на предмет изучения произведений о природе показывает, что произведения о природе занимают в курсе литературного чтения значительное место. Авторы учебников включают как художественные, так и научно-познавательные учебные произведения о природе. Следует отметить, что более 90% из них являются художественными. Дети изучают их круглый год, соотносят содержание с окружающей природой, подкрепляют прочитанное наблюдениями, материалом по окружающему миру [15, c. 21].
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Анализ художественных произведений о природе как средство формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения».
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения посредством анализа художественных произведений о природе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность художественных произведений о природе в формировании духовно-нравственных понятий у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения с использованием художественных произведений о природе будет эффективно, если:
- в ходе работы на уроках литературного чтения осуществляется эмоциональное стимулирование учащихся с целью эмоционального приятия и осознания нравственного понятия;
- в процессе обучения используются задания, способствующие формированию ценностного отношения младших школьников к нравственным понятиям и полноты содержания художественного произведения.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. Дать характеристику урокам литературного чтения как средство формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников;
3. Описать потенциальные возможности художественных произведений о природе в процессе формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности духовно-нравственных понятий у младших школьников;
5. Разработать и апробировать программу духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством анализа художественных произведений о природе на уроках литературного чтения.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена суть процесса формирования духовно-нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость определяется внедрением представленного комплекса уроков литературного чтения повысит эффективность формирования нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- теоретические – сбор и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
-эмпирические – педагогический эксперимент, статистический анализ и обработка данных.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
1 Теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
1.1 Особенности духовно - нравственного воспитания младших школьников
О важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте говорил Ю.К. Бабанский, отмечая, что дети овладевают простыми нормами нравственности и смогут научится следовать им в различных ситуациях [3, c. 52].
Учебный процесс и нравственное воспитание тесно взаимосвязаны. В современной школе, когда произошло увеличение в объеме содержания образования и усложнилась внутренняя структура, в нравственном воспитании неуклонно растет роль учебного процесса.
С содержательной стороной нравственных понятий дети знакомятся посредством научных знаний, получаемых учащимися в процессе изучения предметов. Нравственные знания ничуть не менее значимы для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Специфическую особенность нравственного воспитания отмечает Н.И. Болдырев, который говорил о том, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Моральный облик образуется в ходе разносторонней деятельности детей (учебе, играх), в различных отношениях, в которые они вступают со сверстниками в каких-либо ситуациях, с детьми младше себя и с взрослыми [5, c. 96].
Однако, нравственное воспитание, являясь целенаправленным процессом, определяет систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, предполагает обеспечение усвоение знаний в той или иной системе, а также открывает возможности учащимся для овладения приемами, способами решения всевозможных нравственных и умственных задач.
Большинство факторов, которые обусловливают нравственное формирование и развитие личности школьника, И.С. Марьенко делит на три группы: социальные, природные (биологические) и педагогические. Взаимодействуя со средой и оказывая целенаправленное влияние, школьник социализируется, приобретает ценный опыт нравственного поведения. Множество социальных условий и биологических факторов оказывают воздействие на нравственное становление личности, но ведущую роль в этом процессе отдана педагогическим, как наиболее управляемым, направленным на выработку определенного рода отношений [17, c. 53].
Духовно-нравственные понятия представляют собой достаточно обширную группу слов, характеризующих нравственные нормы, ценности, качества, принципы и идеалы. Каждое нравственное понятие имеет индивидуальную специфику и функциональное предназначение в системе этических знаний. Они могут носить как негативную, так и положительную окраску.
Номенклатуру духовно-нравственных понятий, подходящих для усвоения младшими школьниками, мы взяли из работы О.В. Набока. Она была выделена на основе классификации ценностей С. И. Маслова и базе национальных ценностей, изложенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4, c. 82], и выглядит следующим образом:
1) чувства: долг, уважение, благодарность, справедливость;
2) качества: щедрость, доброта, верность, честность, милосердие;
3) отношения: сочувствие, любовь, дружба [56].
В последних трудах таких отечественных педагогов, как В.М. Бронников и В.Ф. Базарный, а также других исследователей, присутствует идея органического единства эмоционального и интеллектуального развития ребенка, получившая впоследствии неопровержимое доказательство [4, c. 83].
Схожую точку зрения выразил Б.И. Додонов: «Эмоции и мышление имеют одни истоки и тесно переплетаются друг с другом в своем функционировании на высших уровнях» [9, c. 54.
С. И. Маслов в своих работах доказывал взаимную зависимость между познавательной активностью и эмоциями в начальном обучении на основе пробуждения внутренних мотивов обучения: «Взаимоотношения между эмоциями и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга» [18, c. 47].
Таким образом, мы приходим к выводу, что младший школьный возраст ― это особый период, где оказывается существенное воспитательное влияние школы и учителя, и основой является учебно-познавательная деятельность как ведущая для ребенка. В данном возрасте возникают у младших школьников центральные психологические новообразования: произвольная смысловая память, словесно-логическое мышление, анализ, произвольное внимание, рефлексия содержания, оснований и способов деятельности. Детям свойственна эмоциональная окрашенность воображения, восприятия, умственной деятельности.
Специфические особенности младшего школьного возраста позволяют рассматривать данный возрастной период и как самоценную возрастную ступень в нравственном развитии, и как сензитивный период для формирования нравственных понятий.
1.2 Уроки литературного чтения как средство формирования духовно – нравственного воспитания младших школьников
Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности [19, c. 65].
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание. [14, c. 14].
Человек является центром многих художественных произведений, а также его эмоции и чувства, отношения с окружающей средой. Поступки героем создаются автором и воспринимается вместе с объективным содержанием текста. Вместе с тем, в ходе анализа произведения через определение мотивов поступков персонажей, оценки их, уточняются взгляды автора и сравниваются с мнениями учащихся. В начальных классах при данном виде работу необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста.
В процессе принятия художественного текста у ребенка складываются представления качествах героев, случившихся событиях, а также формируется собственное отношение к произведению в целом и к представленной действительности. Младшему школьнику интересны, как правило, отдельные яркие эпизоды [7, c. 63]. Поступки героем он судит очень категорично и односторонне, они всегда эмоционально окрашены. Ребенку очень интересна судьба любимого героя, и он оказывается захваченным чувством сопереживания ему.
В каждом классе начальной школы проводятся литературные часы, темы которых выбирает сам учитель, в зависимости от изученного материала на уроках, а также возраста и интереса учащихся. Например, в первом классе тема литературного часа может звучать, как «В гости к сказке», в процессе которого рассматриваются и анализируются русские народные сказки. Во втором классе темы могут быть такими, как «Книги, которые учат нас добру», так же можно затронуть тему «Мудрости наших предков» на которой детям будет интересно узнать о многих пословицах и поговорках. В третьем классе учащимся очень интересно анализировать книгу В. Драгунского «Денискины рассказы», тему литературного часа можно назвать как «Мастер доброй улыбки». В четвертом классе за основу художественного произведения, рассматриваемого на литературном часе берутся такие произведения, как рассказы К. М. Станюковича «Максимка» и Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» [15, c. 22].
Поскольку в основе анализа художественного произведения лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с той функцией, которую они выполняют в тексте, учитель должен тщательно относиться к подбору приемов, способствующих формированию данного умения. Основные методические приемы названы в работах М. П. Воюшиной, Л. Ф. Климановой, А. Ж. Овчинниковой, О. В. Сосновской, Л. В. Строгановой и другими методистами [8, c. 17]:
− подбор синонимических выражений с целью осмысления оттенков значения слов (прежде всего, тех тематических групп, которые непосредственно связаны с обозначением нравственных понятий и категорий;
− выделение метафор, эпитетов, олицетворений и т. п. с целью воссоздания картин природы, способствующих раскрытию сюжетной линии, характера героя или идеи произведения;
− стилистический эксперимент с целью «оправдания» авторского выбора слов и конструкций текста;
− подбор антонимических пар слов и выражений в целях сопоставления противоположных нравственных категорий и норм и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М.: МОДЭК. – 1996. – 114 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика. – 1982. – 192с.
4. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. – М. – 1975. – № 1. – С. 80-89.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. – 224 с.
6. Виноградова, Н. Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 5. – С. 27-29
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. –М.: Педагогика. – 1991.
8. Гладнева, С. Г. Формирование ценностных ориентации у младших школьников при обучении русскому языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.01) / С. Г. Гладнева. – Тула. – 2003. – 23 с.
9. Додонов, Б. И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. – Киев: Политиздат Украины. – 1987. – 139 с.
10. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – М. – 2005. – №11. -С. 14-21.
11. Кац, Э. Э. Обучение в 1-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Э. Э. Кац. — Москва: АСТ : Астрель, 2013. — 92, [4] с. — (Планета знаний).
12. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
13. Колмогорова, И. В. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.06 / И. В. Колмогорова // Шадринский гос. пед. ин-т. - Шадринск, 2000. - 17 с.
14. Кондаков, А.М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 13-19.
15. Кузнецова, Н. В. Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Н. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22529/ (дата обращения: 24.12.2021).
16. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. С аудиоприложением на электронном носителе в 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 79 с. – (Школа России).
17. Макеева, С.Г. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках родной словесности / С. Г. Макеева // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 51 - 56.
18. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания / С. И. Маслов // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 46 - 50.
19. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб.: Спец. Литература, 2004. – 186 с.
20. Набока, О.В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников / О. В. Набока // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – №10. – С.112-118.
21. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – М.: Просвещение. – 2012.
22. Программа курса «Литературное чтение». 1—4 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 72 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
23. Щуркова, Н.Е. Классный руководитель: игровые методики / Н.Е. Щуркова.- М. 2000. - 56 с.
24. Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. -М, 2012- 82 с.