Фрагмент для ознакомления
2
В России социальная работа существует несколько десятилетий, и темпы ее развития очень высоки. С каждым годом внедряются новые технологии, и осваиваются все больше сфер общественной жизни. В социальной работе вырос интерес к проблематике здоровья и болезни. Это обусловлено тем, что проблемы, касающиеся здоровья человека, которые раньше считались только уделом медицины, получают новое наполнение. Повышенное внимание социальная работа пытается уделить проблемам ВИЧ-инфицирования. Из, казалось, далекой и «экзотической» болезни ВИЧ превратился в смертельную угрозу человечеству, и социальную эпидемию всего общества.
Все большее количество людей сталкивается с проблемой ВИЧ и СПИДа. В современном обществе данная проблема приобретает все более широкий диапазон действия и становится все более актуальной. Можно сказать, что ВИЧ-инфекция выходит за пределы традиционных групп риска. Так, статистические данные свидетельствуют об изменении полового соотношения носителей, их социальной роли, а также способов заражения.
В связи со сложившейся ситуацией, возникает острая необходимость поддержки ВИЧ-инфицированных. Такие люди живут в нашем обществе, работают, имеют семью, детей. Очень часто они сталкиваются с целым рядом медицинских, социальных, психологических проблем. Пытаясь самостоятельно бороться с трудностями, ВИЧ-инфицированные нередко изолируют от общества и себя, и своих детей, обращаясь за помощью в исключительных случаях. Между тем, чтобы обеспечить своему ребенку заботу и правильный уход, ВИЧ-инфицированная женщина нуждается в квалифицированной социальной помощи при решении множества проблем (жилищных, семейных) и преодолении бюрократических барьеров. Все это обуславливает необходимость постоянной социальной поддержки ВИЧ-инфицированных партнеров, женщин, а также детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями – ВИЧ-инфицированных семей.
Социальным проблемам ВИЧ-инфицированных, а также технологиям работы с ними посвящены многие научные труды современных авторов, среди которых: А.Г. Асмолов, О.И. Бородкина, Е.В. Быкова, Л.К. Грачев, Е.А Зыкова, Г.М. Иващенко, Л.А, Козлов, В.М. Черносвитов и другие.
Объект исследования – семьи с ВИЧ-инфекцией.
Предмет исследования – основные этапы технологии социального сопровождения семей с ВИЧ-инфекцией.
Цель – анализ основных проблем при реализации технологии социального сопровождения семей с ВИЧ-инфекцией.
Задачи:
выявить основные проблемы семей с ВИЧ-инфекцией;
рассмотреть этапы, формы и методы социального сопровождения семей с ВИЧ-инфекцией;
изучить деятельность СПб ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» по социальному сопровождению семей с ВИЧ-инфекцией;
исследовать проблемы СПб ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» в реализации технологии социального сопровождения семей с ВИЧ-инфекцией.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы - анкетирование, интервью.
Исследование проводилось в СПб ГУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых включает по 2 параграфа, заключение, список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ
1.1. Характеристика ВИЧ-инфицированной семьи, ее проблемы и особенности
В 80-х годах XX века люди только начали узнавать о ВИЧ-инфекции, и не было ни малейших сомнений в том, что это обычная медленно распространяющаяся эпидемия, затрагивающая лишь группы социального риска, и в том, что данный вирус можно будет легко вылечить. Однако спустя десятилетия общество поняло, что глубоко ошибалось. Эпидемия приобрела массовый характер, превратившись в пандемию, охватившую весь мир. Теперь ВИЧ-инфекция это глобальная социальная и медицинская проблема современности, в первую очередь, угрожающая здоровью людей, а также социальному и экономическому развитию всех стран мира.
Особо опасна данная инфекция тем, что никаких видимых факторов проявления у нее нет. Человек много лет может жить с данным заболеванием и даже не знать об этом. Именно поэтому ВИЧ с каждым годом захватывает все больше новых территорий, и практически не управляем. С развитием общества и медицины начали разрабатываться антивирусные препараты. При своевременном выявлении ВИЧ и его лечении можно жить полноценной жизнью. Но данные лекарства лишь затупляют развитие болезни, излечить вирус еще никому не удавалось .
В современной России отмечены самые высокие темпы роста развития инфекции и количество зараженных после африканских государств. В настоящее время ВИЧ-инфекция зарегистрирована во всех регионах Российской Федерации.
ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека. Под термином «иммунный дефицит» понимается снижение иммунитета, неспособность организма бороться с поступающими извне инфекциями. Он передается только от человека к человеку и не может существовать самостоятельно. Подобно паразиту, ВИЧ использует человеческую клетку, чтобы выжить и размножаться.
ВИЧ-инфекция – длительно текущая инфекционная болезнь, вызываемая вирусом после того, как он попадет внутрь человека. При ВИЧ-инфекции прогрессирует поражение иммунной системы, приводящее к состоянию, известному под названием СПИД - это синдром приобретенного иммунодефицита, последняя стадия ВИЧ-инфекции. Заболевший человек становится носителем инфекции пожизненно. ВИЧ-инфекция без лечения прогрессирует в течение 3-20 лет и заканчивается летальным исходом для зараженного лица. Из этого следует, что любой инфицированный, не подозревающий об этом является реальной угрозой распространения ВИЧ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека», ВИЧ-инфицированный - это лицо, зараженное вирусом иммунодефицита .
ВИЧ-инфекция является не только медицинской проблемой, но и очень острой социальной. Помимо проблем со здоровьем у заболевших еще множество проблем, связанных с общественной и социальной жизнью.
Люди воспринимают диагноз ВИЧ/СПИД как смертельный приговор. Заболевание является не только страшным и неизлечимым, но и воспринимается как позорное клеймо. У инфицированных на эмоциональном уровне проявляется отчаяние, злость, безразличие, подавленность. На социальном уровне могут возникнуть проблемы, касающиеся общения с близкими и окружающими. Сами ВИЧ-инфицированные распространенными проблемами, с которыми они сталкиваются, называют следующие: страх мучительной смерти, страх заражения родных, чувство неуверенности, беспомощности и бессилия перед внешними факторами, разрушение будущих планов.
Объектом социальной помощи и поддержки при ВИЧ-инфицировании является не только заразившийся человек, но и вся его семья. Семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Она всегда функционирует как система, где все члены тесно связаны друг с другом.
ВИЧ-инфицированная семья – семья, члены которой являются ВИЧ-инфицированными. Это может быть один член семьи (ребенок или взрослый), несколько членов семьи или вся семья. Такая семья чрезвычайно закрыта для постороннего вмешательства, хотя изо дня в день сталкивается с множеством трудностей и нуждается во внешней поддержке.
Людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, требуется социальная и психологическая помощь в первую очередь. Медицинский аспект нельзя отодвигать на второй план, но с социальными проблемами человек сталкивается гораздо раньше. Некоторыми из таких проблем являются социальная изоляция, дискриминация и социальная стигматизация (навешивание социальных ярлыков). ВИЧ-инфицированных увольняют с работы, ВИЧ-инфицированных детей не принимают в учреждения дошкольного образования, ущемляют в правах, относятся к ним с пренебрежением. Все это заставляет заразившихся чувствовать себя изгоями современного общества. В то время как ВИЧ-положительный человек имеет равные права и возможности с незараженными людьми .
Проблемы, связанные со стигматизацией и дискриминацией очень часто затрагивают ВИЧ-инфицированного человека и его семью. Стигматизация (предвзятое отношение) – сложный процесс социально-психологического межличностного взаимодействия, который ведет к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 98 с.
2. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 149 с.
3. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 254 с.
4. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 288 с.
5. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.]; под ред. Е. Н. Приступы. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 465 с.
6. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 488 с.
7. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 356 с.
8. Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи: учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 254 с.
9. Менеджмент в социальной работе: учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.]; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 319 с.
10. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 133 с.
11. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 381 с.
12. Основы социальной работы: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.]; под ред. Н. Ф. Басова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 213 с.
13. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения: учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 400 с.
14. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 416 с.
15. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; отв. ред. Л. В. Байбородова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 189 с.
16. Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 153 с.
17. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей: учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 192 с.