Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым фактором успеха и конкурентоспособности современных организаций в XXI веке становятся человеческие ресурсы. В условиях пере-хода общества, основанного на господстве индустриальных технологий, к новому качеству общественного сознания, основанного на накоплении навы-ков, повышении компетенции и опыта персонала, обуславливает необходи-мость решения задач, связанных с развитием человеческого потенциала, со-циально-трудовых отношений, формировании организационной культуры предприятия.
В современном обществе одним из условий существования и развития той или иной организации является персонал. Исполнение работником своих должностных обязанностей требует определенных теоретических и практи-ческих знаний рабочих процессов, принципов работы оборудования, выпус-каемой продукции или оказываемых услуг. Именно уровень образования и профессиональной подготовки каждого работника позволит успешно реали-зовать все поставленные задачи внутри организации, поэтому обучение пер-сонала является актуальной темой на сегодняшний день.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы и методологические подходы к исследованию обучения и развития персонала в организации отражены в работах Д.Хинричса, П.Брамлея, М. Армстронга, Г. Десслера Т.Ю. М.И. Магуры, М.Б. Курбатовой. В них определены и раз-ведены такие понятия, как «обучение персонала», «развитие персонала», «система обучения».
Объектом исследования является ООО «Гипер».
Предметом исследования являются формы, виды и методы обучения персонала.
Цель исследования – иучить формы, виды и методы обучения персона-ла в организации.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и особенности обучения персонала;
- рассмотреть виды и формы обучения;
- оценить эффективность обучения;
- дать общую характеристику ООО «Гипер»;
- провести анализ структуры персонала и выявление потребностей в обучении;
- выявить проблемы в обучения персонала;
- предложить рекомендации по организации обучения персонала в ООО «Гипер»;
- определить эффективность проекта.
При написании работы использовались следующие методы: анализ теоретических источников, анализ документации.
Несмотря на глубокую научную проработанность многих проблем развития персонала предприятия, повышение профессионально-квалификационных характеристик персонала требует более детального изу-чения.
Структура работы состоит из введения, двухх глав, заключения и спис-ка используемых источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ, ВИДОВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и особенности политики обучения персонала
В современной экономической литературе можно встретить следующие определения понятия «обучение персонала», рассмотрим несколько из них.
1. Обучение персонала – это организованный по целям, систематически и планомерно осуществляемый процесс получения и развития знаний, уме-ний и навыков, обеспечивающий решение тактических и стратегических за-дач, стоящих перед организацией, и соответствующий интересам самого пер-сонала (Кибанов А.Я).
2. Обучение персонала – это последовательное формирование системы индивидуального и группового обучения, которая охватывает все уровни менеджмента и производственной сферы. Система обучения должна быть по-строена в соответствии с принятыми стратегическими целями и задачами, стоящими перед предприятием в целом и перед структурными подразделе-ниями в частности (Тебекин А.В.).
3. Обучение персонала - целенаправленный процесс обретения персо-налом восприятия профессиональных умений, знаний, навыков, которые яв-ляются необходимыми для исполнения конкретных видов работ, направлен-ные на повышение производительности труда, а также конкурентоспособно-сти персонала и эффективности деятельности организации (Моргунов Е.Б.).
4. Внутрифирменное обучение персонала – одно из составляющих об-щего успеха предприятий в долгосрочной перспективе, так как оно способ-ствует формированию единой команды профессионалов-единомышленников и позволяет повысить эффективность работы каждого работника, поэтому средства, вложенные в обучение и развитие кадрового потенциала, становят-ся инвестицией в развитие предприятия (Шапиро С.А.) .
В данной работе будем ссылаться на определение обучение персонала, данное Шапиро С.А.
Цели обучения персонала:
повышение качества человеческих ресурсов;
повышение качества продукции или услуг, производимых орга-низацией;
проведение организационных изменений, в том числе приспособ-ления к изменяющимся условиям внешней среды;
развитие персонала;
усовершенствование системы коммуникации в организации,
развитие организационной культуры;
повышение уровня лояльности организации.
В настоящее время особое значение для работодателей приобретает проблема подбора кадров и последующее включение новых работников в коллектив. Каждая организация стремится иметь сплоченный коллектив, и потому обучение сотрудников является важной задачей. В то же время в со-временном мире каждый человек сталкивается с необходимостью работать, а значит, и вливаться в новый коллектив .
Итак, рассмотрим сущность понятия «обучение персонала». Обучение персонала является важным направлением кадровой работы предприятия, так как в современном мире остро стоит проблема обновления приобретен-ных знаний и навыков. Зачастую улучшение профессиональной подготовки кадров становится решающим фактором в развитии предприятия. Ученые по-разному рассматривают сущность понятия «обучение персонала», сведем различные трактовки понятия в таблице 1.
Таблица 1
Трактовка понятия «обучение персонала»
Автор Трактовка понятия
Афанасьева Т.А. Это важная особенность повышения профессионализма, так как в основе подготовки нахо-дится развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей со-ответствующих подразделений, которые определяются стратегией организации
Кибанов А.Я. Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей
Колодин А. Это процесс накопления человеческого капитала путем непосредственной передачи профес-сиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения разрыва между имеющимися у них знаниями, навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент
Итак, исходя из данных определений, условиями эффективности стра-тегии в политике обучения персонала организации являются:
во-первых, осознание работником необходимости обучения, вос-приятие цели обучения как своей собственной;
во-вторых, нацеленность учебного процесса на достижение заранее определенных конкретных результатов труда всеми участниками обучения;
в-третьих, ориентированность не столько на возможности и накоп-ленный опыт в организации процесса стратегии в политике обучения персо-нала, сколько на существующую потребность работников в обновлении сво-их знаний, то есть обеспечение приоритетности (первичности) планов по-требности в обучении персонала и вторичности планов возможностей учеб-ных центров в удовлетворении этих потребностей.
Итак, очень важно в условиях современного общества и развития раз-личных технологий осуществлять обучение персонала в организации. Ведь обучение персонала это своего рода определенные инвестиции, которые в будущем принесут экономическую выгоду для предприятия, а так же созда-ют положительный имидж организации на рынке труда .
1.2 Виды и формы обучения
В настоящее время существуют различные классификации форм и ме-тодов стратегии в политике обучения персонала. Так, Зайцева Н.А. выделяет три основные классификации.
1. По отношению к месту обучения: на рабочем месте, вне рабочего
места. При обучении на рабочем месте используются следующие методы стратегии в политике обучения персонала: введение в должность, инструк-таж, копирование, наставничество, менторство, коучинг, делегирование, ста-жировка, ротация.
1. К методам стратегии в политике обучения персонала, осуществ-ляемым вне рабочего места, относятся лекции, конференции, дискуссии, биз-нес-семинары, бизнес-тренинги, дистанционное обучение, деловые игры, по-веденческое моделирование, метод ситуации, моделирование и выполнение проектов, баскет-метод (разбор деловых бумаг).
2. По используемым методам обучения выделяются стандартные методы обучения – лекции, семинары; активные методы обучения – тренин-ги, деловые игры.
3. По форме организации обучение осуществляется силами внут-реннего тренера (тренинг-менеджера), бизнес-тренерами тренинговых ком-паний, компаний-провайдеров, т. е. компаний, предоставляющих профессио-нальные тренинговые услуги другим компаниям, независимыми бизнес-тренерами (freelance) .
Существуют три вида стратегии в политике обучения персонала: под-готовка, повышение квалификации и переподготовка.
Подготовка персонала включает в себя планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных специалистов. Повышение квалифи-кации заключается в обучении персонала с целью совершенствования зна-ний, умений.
Переподготовка – это обучение персонала с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изме-нившимися требованиями к результатам труда.
Немаловажную роль в обучении персонала играют правильно состав-ленные и подготовленные программы, формы и методы обучения, а также учебно-материальная база и уровень подготовки преподавателей. На сегодня существуют такие формы совмещения обучения с производственными про-цессами как:
с отрывом от производства (работник освобождается от своих должностных обязанностей на время обучения);
без отрыва от производства (работник совмещает обучение и ра-бочий процесс);
дистанционное обучение (взаимодействие преподавателя и работ-ника посредством интернет-технологий или иных средств, предусматриваю-щих интерактивность.
В данном случае работник полностью занят рабочим процессом, а обучение проходит в удобное и свободное от работы время, но в соответ-ствии с установленным графиком). Так же обучение персонала может быть как внутренним, так и внешним.
При внутреннем – работник проходит обучение в своей организации (например, учебные классы, учебные центры или целые школы). При внеш
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - С. 25-30.
2. Апенько, С. Эффективность системы оценки персонала [Текст] / С. Апенько // Человек и труд. – 2019. – № 10. – С. 15-22.
3. Аширов, Д.А. Управление персоналом на производстве [Текст] / Д.А. Аширов. - М.: Глобус, 2018. - 557 с.
4. Афанасьева, Л.А. Методологические аспекты управления мотиваци-ей и стимулированием трудовой деятельности компании [Текст] / Л.А. Афа-насьева // Основы экономики, управления и права. – 2018. - № 5 (11). – С. 61-65.
5. Арутюнов, В.В. Управление персоналом [Текст] / В.В. Арутюнов. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
6. Борисов, А.Ф. Два подхода к оценке персонала [Текст] / А.Ф. Бори-сов // Управление персоналом. - 2019. - № 4. – С. 21-28.
7. Брэддик, У. Менеджмент в организации [Текст] / У. Брэддик. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 344 с.
8. Варламова, Е.П. Как выбрать свою систему оценки персонала [Текст] / Е.П. Варламова // Справочник по управлению персоналом. - 2019. - № 8. – С. 10-16.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2018. – 480 с.
10. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и прак-тика [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2020. – 357 с.
11. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной эконо-мики [Текст] / А.П. Волгин. - М.: Глобус, 2019. – 541 с.
12. Галькович, Р.С. Основы менеджмента [Текст] / Р.С. Галькович. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 345 с.
13. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 501 с.
14. Глухов, В.В. Менеджмент [Текст] / В.В. Глухов. – СПб.: Специаль-ная литература, 2019. – 700 с.
15. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала [Текст] / В.В. Гончаров. - М.: Геле-ос, 2019. – 247 с.
16. Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Текст] / В.Д. Грибов. - М.: Гриф, 2019. – 330 с.
17. Гришанина, Н.В. Основы менеджмента [Текст] / Н.В. Гришанина. - М.: Юрайт, 2018. – 425 с.
18. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. - М.: ПРИОР, 2019. – 365 с.
19. Дубровин, И.А. Экономика труда [Текст] / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 232 с.
20. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
21. Загоруйко, И. Как управлять персоналом коммерческой организа-ции [Текст] / И. Загоруйко // Человек и труд. - 2019. - № 1. – С. 15-19.
22. Зайцев, Г.Г. Управление кадрами на предприятии [Текст] / Г.Г. Зай-цев. – СПб: Питер, 2018. – 410 с.
23. Иванов, В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание [Текст] / В.Ю. Иванов // Менеджмент в России и за ру-бежом. - 2019. - № 5. – С. 14-27.
24. Иванцевич, Дж.М. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом [Текст] / Дж.М. Иванцевич. – М.: Дело, 2019. – 420 с.
25. Ислантьев, Г.С. Кадры предприятия [Текст] / Г.С. Ислантьев. – М.: Экономика, 2019. - 420 с.
26. Кафидов, В.В. Управление персоналом [Текст] / В.В. Кафидов. – М.: Академический проект, 2019. - 144 с.
27. Черникова В.Е. О современных кадровых технологиях обучения персонала / В.Е. Черникова, Р.В. Хасиева, С.Н. Сиукаев // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 3 (116). - С. 1085.