Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Проблема роли эмпатии в формировании личности уже давно является предметом научных исследований. Эмпатия оказывает значительное влияние на личность человека, влияет на его мотивацию и продуктивность.
Точных данных по этому вопросу нет, исследования не привели к единому выводу о том, являются ли эмпатические способности врожденными или приобретенными, но, без всякого сомнения, эмпатические способности проявляются в онтогенезе. Например, ребенок реагирует сильным плачем в ответ на плач другого ребенка, лежащего рядом.
В современном обществе существуют стереотипы, которые указывают на то, что существуют гендерные различия в проявлении эмпатии и эмоций.
Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что социальные и психологические факторы влияют на развитие психики детей в зависимости от их гендерной идентичности. К таким факторам относятся: культурно-исторические условия и особенности социальной среды.
Существует множество подходов к изучению эмпатии: относительно осознания эмпатии, происхождения, видов эмпатии, гендерных особенностей проявления эмпатии и возможности ее развития. Недостаточные знания и значительная практическая значимость являются основой для постановки актуальной исследовательской проблемы: как различается уровень эмпатии между мужчинами и женщинами в возрасте 18-25 лет?
Объектом исследования является личность людей в студенческом возрасте.
Предметом исследования являются гендерные особенности проявления эмпатии студентов в возрасте 18-25 лет.
Цель исследования: изучение гендерных особенностей проявления эмпатии у студентов.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие и признаки эмпатия;
-изучить гендерные особенности проявления эмпатии;
-исследовать влияние эмпатии на личность в студенческие годы;
-определить методы и организация исследования;
-выполнить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования гендерных особенностей проявления эмпатии студентов.
Гипотеза исследования: есть предположение, что существует различие между уровнем эмпатии у юношей и девушек студенческого возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, опрос, и корреляционный анализ данных.
Психодиагностические методики исследования:
1.Методика диагностики способности к проявлению эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
2.Методика исследования уровня эмпатии "Диагностика уровня эмпатии", разработанная И.М. Юсуповым.
3.Методика измерения уровня эмпатии "Уровень сопереживания", разработанная Симоном Бароном-Коэном и Сали Уилрайт.
База исследования: В исследовании принимали участие 26 человек - 13 девушек и 13 юношей.
Глава 1. Теоретические аспекты гендерных особенностей проявления эмпатии у студентов
1.1 Понятие и признаки эмпатия
Эмпатия - это узкое научное понятие, которое определяется как сознательное сопереживание, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Понятие "эмпатия" было заимствовано психологией из философии ХХ века.
Способность переживать эмоциональное состояние другого, отождествляя себя с ним, а также переживать собственные эмоциональные состояния по поводу эмоций и чувств другого. Буквально, в переводе с греческого, этот термин означает страсть, сопереживание, страдание и чувство, то есть эмоциональное проникновение в чувства и состояние другого человека.
Эмпатия может возникать и выражаться в большей степени не только по отношению к другим людям или живым существам, но и к искусству, литературе, фильмам, музыкальным композициям и скульптурам.
В психологии понятие эмпатии было введено в 1903 году Э. Титченером для обозначения процесса переживания. Термин эмпатия происходит от греческого слова empatheia, что означает сопереживание. Э. Титченер интерпретировал термин эмпатия следующим образом: “процесс очеловечивания объектов, чтения и ощущения себя в них" [7]. Эмпатия - это категория нескольких областей консультирования и психотерапии.
Эмпатия тесно связана с теорией чувств, которая была разработана в психологии и эстетике Т. Липпсом в 1907 году [1]. Чувство - это один из специфических видов познания сущности объекта. Человек осознает, прежде всего, самого себя, свои чувства и переживания через содержание предмета или предмета. Чувство может быть истолковано как ассимиляция. Вчувствование в человека - это непосредственное желание открыть для себя его собственные чувства или переживания.
В этике и эстетике эмпатия была идентична понятию "симпатия". В философии Древней Греции сочувствие определялось как духовное сообщество, посредством которого люди сопереживают состоянию друг друга. Для таких философов, как Г. Спенсер и А. Шопенгауэр, сочувствие трактуется как свойство души человека, способного сочувствовать, сопереживать и сочувствовать другому. Сочувствие - это основа справедливости, альтруизма и совести.
М. Шелер занимался созданием теории симпатии. Он считал, что сочувствие нельзя определять только как процесс участия в жизни другого человека и разделения его эмоционального состояния. Сочувствие - это действие, направленное на познание личности человека. Во время акта сочувствия человек реализует свой потенциал и возможности. Таким образом, М. Шелер пришел к развитию различных форм симпатии, будь то имитация человеческих эмоций или чувств, вплоть до величайших чувств [18].
Исследователи дали термину “эмпатия" множество различных определений, сосредоточив внимание на различных аспектах и семантических значениях [22].
Понятие "эмпатия" также изучается в области межкультурных компетенций. Межкультурная компетентность - это способность, основанная на культурных знаниях, умение общаться и воспринимать психологию других культур, что позволяет успешно общаться с людьми из разных культур. Межкультурная компетентность включает в себя такие личностные качества, как эмпатия, забота, чувствительность, уверенность в себе, терпимость, знание своих сильных и слабых сторон, эмоциональная стабильность. Важно понимать поведение другого человека, умение отстаивать и правильно разделять свою точку зрения, быть легким и гибким в общении. Столкновение различных культурных ценностей может произойти в одной семье.
По мнению В. Уилмера, М. Шелера и Э. Стотланда, эмпатия - это особая форма познания, и объектом этого познания является человек [13].
Понятие эмпатии стало объектом исследования в российской психологии довольно поздно, оно появилось благодаря исследованиям Т.П.Гавриловой. В российской психологии эмпатия изучается как феномен межличностного взаимодействия. Эмпатией можно назвать сосредоточенность на внутреннем мире другого человека.
Российские психологи подчеркивают, что сопереживание и сопереживание - это высшая форма сопереживания. В то же время, когда человек сопереживает, он испытывает чувства, идентичные чувствам и эмоциям другого человека. Сочувствуя, человек испытывает другие эмоции и чувства, в отличие от человека, который вызвал в нем эти чувства.
Т.П.Гаврилова в одном из своих исследований сделала следующий вывод: эмпатия - это прямая, более концентрированная форма сопереживания. Сочувствие. в большей степени это характерно для младшего школьного возраста. Эмпатия - это более сложная форма сопереживания, и она в значительной степени характерна для подросткового возраста. Эмпатия выражается гораздо чаще, чем переживание.
Н.П.Телегин рассматривает эмпатию как реакцию одного человека на эмоции, испытываемые другим, и утверждает тот факт, что отсутствие эмпатии и поддержки в виде эмоций, а не само существование человека.
Н. АМПА рассматривает эмпатию как способность поставить себя на место другого человека, искренне разделяя его чувства и желания [30].
Эмпатия снижает уровень искажения восприятия личности и позволяет сформировать более правдивое и точное первое впечатление о человеке.
"Эмпатия - это особый психический акт, целостное формирование когнитивных, эмоциональных и двигательных компонентов, которое
Фрагмент для ознакомления
3
1.Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (43). - С. 254-256.
2.Басова, А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (52). - С. 631-633.
3.Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество студента: автореф.. – Ярославль, 2017. – 26 с.
4.Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность. – Ярославль: Соло.2018 – 234 с.
5.Былкина Т.Г. Исследование эмпатии как профессионально важного качества студента – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2019. – 161 с.
6.Васильева Л.Н. Эмпатия как составляющей коммуникативной компетентности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2020. – № 1. – С. 165–169.
7. Василькова, А.П. Взаимосвязи эмпатии с личностными свойствами студентов - СПб.: Питер, 2019. – 181 с.
8. Василькова, А.П. Эмпатия как один из критериев профессиональной пригодности будущих студентов: Дис. - СПб.: Питер, 2019. - 166 с.
9.Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. –2020. – № 2. – С. 147–158.
10.Гасиленко К.М. Эмпатия студентов в гендерном контексте // Общество. Гендер. История - 2018. - №5 - С. 32–33.
11.Долгова В.И. Эмпатия: монография. – М.: Перо, 2017. – 185 с.
12.Дурова Т.К. Эмпатия и коммуникативная компетентность. – М: Наука, 2017. – 253 c.
13.Звенигородская, М. А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (250). - С. 244-247.
14. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык / / Журнал практической психологии и психоанализа - 2020. - №1. – С. 25-29
15.Карягина Т. Д. Проблемы изучения эмпатии в контексте психотерапии // Культурно-историческая психология. – 2019. – № 4. – С. 115–124.
16.Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дис. к.пс.н.. – М., 2018. - 35 с.
17.Клецина И.C. Гендерная социализация: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 217 с.
18.Маслова Т.М. Развитие эмпатии у студентов вуза. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2018. – 378 с.
19.Медведская Е. И. Особенности эмпатии студентов//Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – №. 2. – С. 59-74.
20.Нелидова В.А. Эмпатия как важное профессиональное качество студента // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 3 – С. 33-39
21.Орлов, А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии.- 2018. - №4. -С.68-73.
22. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах. – М.: Крокус, 2017. – 292 с.
23.Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. – Минск : Бестпринт, 2016. – 76 с.
24. Роджерс, К. Эмпатия. Психология эмоций. -М.: Моск. ун-та, 2019. – 251 с.
25.Сопиков А.П. Механизм эмпатии. - Краснодар, 2017. – 386 с.
26.Терентьев И. А. Личностные особенности проявления эмпатии студентов: автореф. дис. – Сочи, 2017. – 22 с.
27. Титченер, Э. Учебник психологии. – М.: Миръ, 2017. – 250 с.
28.Хрусталева Е.А. Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей студентов - Пермь: ПГПУ, 2017. – 260 с.
29.Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа – 2021. - №1. – С. 61-64.
30.Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. - СПб., гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2017. - 252 с.