Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В России и любом другом государстве без налогов обойтись невозможно. Налоги необходимы для обеспечения экономической деятельности государства. Несомненно, налоги также играют важную роль для организаций, а именно для оценки их обязательств, что позволяет определить, насколько обременительна налоговая система для организации сегодня и сколько ресурсов хозяйствующий субъект привлекает для платежей в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку компании.
Специалисты по бухгалтерскому учету, налогообложению и финансам должны уметь определять и решать проблемы оптимизации налогообложения, а также обладать навыками анализа состояния налоговых расчетов.
Современный уровень развития экономики и интегрированного бухгалтерского учета (управленческого, финансового и бухгалтерского) в России открывает такие возможности, но профессионалам по-прежнему не хватает знаний о методах, принципах, причинах, ограничениях и методах оптимизации налогообложения.
Многие российские налогоплательщики не в полной мере владеют технологиями грамотной и законной оптимизации налогообложения, поэтому практика оптимизации налогообложения, проводимая в строгом соответствии с налоговым законодательством, еще не нашла своего места в финансовом управлении организациями. На самом деле существует множество законных методов и методов оптимизации налоговой базы. Радикальная реформа российского налогового законодательства позволила решить эти проблемы на практике в рамках эффективного налогового планирования.
Несмотря на свое большое практическое значение, проблема оптимизации налогообложения еще глубоко не представлена в специальной литературе. Не решены практические задачи по разработке эффективных механизмов управления налоговыми рисками, формированию системы налоговой безопасности хозяйственной деятельности организаций, эффективному внедрению учетной политики. Решение этих проблем позволит сформулировать основные положения концепции оптимизации налогообложения организаций в Российской Федерации, предложить пути совершенствования механизма оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов.
Целью исследования является исследование форм налоговой оптимизации на примере налога на имущество организаций.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть понятие налоговой оптимизации;
-определить формы налоговой оптимизации;
-дать анализ финансово-экономических показателей «Мэри»;
-проанализировать схему "Мэри" и разработка форм оптимизации платежей по налогу на имущество.
Объект исследования - налоговые отношения, возникающие в процессе применения методов налоговой оптимизации.
Предметом исследования является налоговая оптимизация как составная часть общего управления предприятием.
Методы исследования - анализ и синтез, сравнения, обобщения.
Структура работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
I Доктринальные и законодательные аспекты налоговой оптимизации предприятия
I.1. Понятие налоговой оптимизации
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый человек обязан уплатить установленные законом налоги и сборы. Решение проблемы определения оптимальной налоговой нагрузки актуально для любого государства и любой экономической системы. Каждый раз его решение будет отличаться в зависимости от особенностей функционирования и целей, поставленных перед развитием хозяйствующего субъекта [1].
На протяжении всей долгой истории налогообложения налогоплательщики всегда пытались и будут стремиться уменьшить сумму своих вычетов. Для этого они прикладывают много разных усилий, но, как показывает практика, не всегда законных.
Большинство руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков считают, что налоги снижают их прибыль и являются «тяжелым бременем» для их бизнеса. Государство, в свою очередь, пытается влиять на субъектов, полагая, что налоги - это выплаты цивилизованного общества и именно они помогают избежать различных негативных последствий для рынка. "У граждан в этой ситуации есть свое мнение о налогах, и оно резко отличается от мнения государства. Они считают, что налоги не так важны и не играют особенно важной роли в государстве, потому что население платит ровно столько, сколько им диктует государство, и это не зависит от воли и желания граждан "[11].
В любой ситуации очень сложно создать оптимальную налоговую систему, которая не вызывала бы претензий со стороны государства и налогоплательщиков. "Государство заинтересовано в пополнении государственного бюджета и пресечении мер по уклонению от уплаты налогов. Следовательно, налогоплательщики должны применять различные методы уклонения от уплаты налогов. Одним из таких методов является оптимизация налогов "[28].
В России исследования по оптимизации налогообложения в первую очередь связаны с переходом на другой уровень рыночной системы. Деятельность по налоговому планированию проводилась задолго до появления Налогового кодекса Российской Федерации, но, несмотря на появление Налогового кодекса, налоговое законодательство в России долгое время не содержало понятия оптимизации налогообложения и, главное, не закрепляло право налогоплательщиков на его использование. Изучение этой темы практикуется в кругу многих исследователей-экономистов, юристов, социологов. Постепенно стали выявляться Особенности налоговой оптимизации, ведутся ее методы, тема, различные виды дискуссий. В России до недавнего времени можно сказать, что практически не было предпринято никаких мер по ее тщательному и систематическому изучению. Однако Конституционный Суд Российской Федерации установил позицию, в которой подтвердил возможность использования налоговой оптимизации на законных основаниях. "До принятия этого решения оптимизация налогов считалась довольно агрессивной и прямой схемой. В Налоговом кодексе Российской Федерации попытки максимально четко прописать права налогоплательщиков и дать им возможность действовать вне правовых рамок предоставили широкие возможности для оптимизации налогообложения "[13].
Для хозяйствующих субъектов эффективная налоговая оптимизация не менее важна, чем производственная стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и перспективами стабильной работы организации. Во времена экономического кризиса эта проблема становится еще более актуальной из-за нехватки банковских финансовых ресурсов, трудностей с заимствованиями и, как следствие, необходимости для компаний полагаться в первую очередь на свои собственные ресурсы [18].
Одной из целей организаций и индивидуальных предпринимателей является разработка оптимальных решений в производственно-экономической деятельности, позволяющих осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.
Налоговая оптимизация - это система различных схем и методов, позволяющая организации выбрать оптимальное решение для конкретной ситуации в экономической деятельности [12].
Налоговая оптимизация включает организационную деятельность в рамках действующего законодательства, связанную с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и поддержанием наиболее эффективных схем и договорных отношений.
В Определении КС Рф от 27 мая 2003 года N 9-п налоговая оптимизация определяется как:
- механизмы, не противоречащие закону, для снижения налоговых платежей;
- действия налогоплательщика, которые, хотя и приводят к неуплате налога или уменьшению его суммы, но заключаются в использовании прав, предоставленных налогоплательщику законом, связанных с юридическим освобождением от уплаты налога или выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и, следовательно, оптимального вида оплаты.
Правильная налоговая оптимизация (т. е. осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать больших потерь в ходе хозяйственной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)
4.Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения. – М.: Ось-89, 2017 – 261 с.
5. Александров И. В. Расследование налоговых преступлений: учебное пособие для магистров. - М: Юрайт, 2017. - 405 с.
6.Брызгалин А. В. Методы налоговой оптимизации. - М.: Пресс, 2017 – 131 с.
7.Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры // Консультант. - 2019 - №22. – С. 22-25
8.Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения. Способы ухода от налогов. – М.: Вершина, 2017. – 490 с.
9.Валентинавичюте, Ирэна Гедимино. Налоговая оптимизация // Молодой ученый. - 2019. - № 24 (262). - С. 179-181.
10.Глушко, Т. Я. Налоговая политика как способ оптимизации налоговых обязательств // Молодой ученый. - 2020. - № 3 (293). - С. 338-340.
11.Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. – М.: МЦЦФЭР, 2017. – 196с.
12. Зарипов В.А. Оптимизация или уклонение? // Юрист - 2018. - № 1. – С.1-9
13.Злобина Л.А. Оптимизация налогообложения. – М.: Наука, 2018. – 249 с.
14.Иванова, А. В. Оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей // Молодой ученый. - 2017. - № 25 (159). - С. 149-150.
15.Комаха А. Принципы оптимизации налогообложения в компании // Финансовый директор. – 2019. – № 3. – С. 18-19
16.Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 169 с
17.Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практическое руководство – М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. – 198 с.
18.Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 406 с.
19.Раздерищенко И. Н., Кривошеина Ю. В. Налоговая оптимизация как инструмент налоговой политики // В сборнике: Лучшая научная статья 2018. - 2018. - С. 103–107.
20.Самсонова И.А. Анализ и оптимизация налогообложения организаций: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 84 с.
21.Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2017. – 114 с.
22. Феоктистова И. А. Опасные схемы минимизации налогов: необоснованная налоговая выгода. – М.: Новое знание, 2019. – 417 с.
23.Циндяйкина, М.В. Оценка влияния налоговой нагрузки на деятельность предприятия // Молодой ученый. - 2020. - № 3. - С. 288-298.
24.Цубрович Я. А., Егорова М. С. Оптимизация налогообложения предприятия // Молодой ученый. - 2020. - № 11.4. - С. 214–216.
25.Черноусова К.С. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций// Вопросы студенческой науки. -2020. - №6 (46). - С. 227-235
26.Черхарова, Н.И. Оптимизационная модель налоговой нагрузки // Университет имени В.И. Вернадского. – 2020. – № 2 (46). – С. 203-209.
27.Юрмашев Р.С. Налоговая оптимизация и налоговое правонарушение: соотношения понятий // Адвокатская практика. - 2019. - № 3. - С. 19 - 28.
28.Юрова, М.С. Налоговая нагрузка: сущность, методика расчёта // Инновационные технологии управления и права. - 2019. – № 3. – С. 76-82.
29. Обзор судебной практики по налоговой оптимизации - https://sudact.ru/