Фрагмент для ознакомления
2
Потенциал рынка — максимальная емкость рынка при наибольшей маркетинговой активности предприятий и благоприятной для продаж конъ-юнктуре рынка. Часто эту характеристику рынка рассматривают как теорети-ческую величину, практически нсдостигаемую в реальных условиях, но игра-ющую важную роль при сравнении с реальной емкостью рынка и дающую возможность оценить перспективы расширения рынка и привлекательности предпринимательской деятельности.
Емкость рынка — оценка потенциального или реального объема про-даж товара при сложившейся конъюнктуре рынка. Потенциальная емкость рынка — возможный объем сбыта товара в течение определенного времени. Реальная емкость рынка — это фактический объем сбыта товара на данном рынке за установленный период времени. Емкость рынка равна величине пла-тежеспособного спроса и может быть определена на основании данных стати-стики или специальных методов расчетов. В последнем случае емкость рынка называют расчетной.
На практике расчеты (замеры) емкости рынка носят вариативныи ха-рактер, и поэтому результирующие значения могут различаться в зависимо-сти от используемых методик сбора информации и расчетных выражений (формул). Одновременное применение нескольких подходов повышает веро-ятность получения точных результатов и при ограниченном объеме информа-ции представляет собой практически единственный приемлемый вариант.
Глава 1. Понятие емкости рынка
1.1 Описание емкости рынка в маркетинге
Емкость рынка — ключевое понятие в бизнесе, от которого зависит успешность реализации конкретной бизнес-идеи. Если этот параметр не учи-тывать при составлении бизнес-плана, велик шанс на старте неверно оценить расходы на закупку оборудования/товара, аренду торговых и производствен-ных площадей, рекламу и т.д., что в конечном итоге приведет к
закрытию компании.
Существует несколько методов оценки емкости рынка, каждый из ко-торых рассматривает факторы, влияющие на изменение рынка водной из плоскостей. Комбинируя методы маркетинговых исследований, вы повышаете объективность полученной информации и конкурентные преимущества в принятии стратегических решений.
Маркетологами изобретено множество различных методик исследова-ния взаимодействия с покупателями. Порой они не только не дополняют одна другую, но и являются противоречивыми. Ряд из них до сих пор до конца не изучен, а по некоторым продолжаются жаркие дискуссии. Но не стоит забы-вать, что в маркетинге, как и в любой другой науке, существуют понятия и принципы, которые считаются основополагающими. С ними соглашается каждый специалист в этой области. Именно данные принципы берутся за ос-нову новых теорий и концепций.
Такое понятие, как емкость рынка, произошедшее от английского market size, смело можно отнести к одному из фундаментальных в науке мар-кетинга.
При продвижении товара или услуги вы просто обязаны ориентиро-ваться на показатели емкости. В противном случае провал неизбежен.
Итак, что же такое емкость рынка и как ее вычислить? Это размер рынка по какому-либо виду товаров или услуг, равный совокупному объему потенциально возможных продаж за определенный период времени или спро-су на данную категорию продукта, выраженному в покупательской способно-сти населения конкретной территории.
Полученные значения крайне актуальны для бизнеса. Прежде чем за-пускать производство какого-либо товара, компания должна досконально изучить все составляющие емкости рынка.
Одно маркетинговое исследование дает показатель емкости рынка по одной или нескольким группам товара или услуги. Итоговый результат отоб-ражает ситуацию, происходящую водном сегменте рынка.
Подходов для определения емкости рынка существует несколько. И только лишь применение их в совокупности позволит получить значение, приближенное к истинному.
1.2 Разница между объемом и емкостью рынка
Маркетологи характеризуют объем рынка как общее количество про-данного товара. А вот под емкостью рынка они понимают количество того же товара, которое может вместить рынок, то есть сколько возможно продать товара определенного вида на рынке.
Здесь уместно сравнение со стеклянной банкой: объемом считается то количество содержимого, которое уже в ней находится, а сколько она может вместить, это и будет емкостью.
Потенциалом рынка считается тот объем, если опять же проводить сравнение с банкой, который может поместиться в него, если приложить уси-лие и утрамбовать содержимое.
От незнания и непонимания понятий у вас в голове может произойти путаница.
Потенциалом рынка считается тот объем, если опять же проводить сравнение с банкой, который может поместиться в него, если приложить уси-лие и утрамбовать содержимое.
От незнания и непонимания понятий у вас в голове может произойти путаница.
Далее давайте вспомним, что же такое рынок.
Это система отношений между производителями товаров и услуг и по-требителями, возникающая на основе устойчивых экономических связей.
Емкость рынка — Vp = Vnp + Vm - Уэ,
Vp — объем всех покупок определенного товара;
Vnp — объем производства товара на обусловленной территории или в конкретном сегменте;
VM — объем импорта того же товара;
Vs — объем экспорта.
Рынок только тогда можно считать рынком, когда количество продан-ного и приобретенного товара совпадает. То есть продавцы реализовали, к примеру, 5 единиц товара, а покупатели приобрели столько же единиц того же товара. Размером рынка можно считать количество товара, которое про-шло путь от продавца к покупателю (возможно, через посредника). Рынок ха-рактеризуется только тем, что происходит в настоящем. Все, что в будущем, — это лишь прогнозы.
Не считается рынком ситуация, когда продавцы не продали, а покупа-тели не приобрели продукт по каким-либо независящим от них причинам. Также нельзя назвать рынком ситуацию, когда одни производят столько, что вторые не способны обеспечить спростакого уровня. Это дисбаланс спроса и предложения.
Все, что можно назвать рынком, происходит в настоящем времени, здесь и сейчас.
А теперь давайте вернемся к рассуждению, какое понятие считать пра-вильным — емкость или объем рынка.
Все дело в том, что сложность и путаница в маркетинговых терминах происходят из-за неточности перевода.
В английском языке есть понятия volume — емкость, объем, вмести-мость и capacity — емкость, мощность.
Volume в маркетинге применяется, когда речь идет об объеме рынка и объеме продаж.
Словом capacity обозначают, например, предельную загрузку произ-водственных мощностей, способность предприятия выпустить в смену, пред-положим, сто миллионов единиц продукции. Это и называется мощностью или емкостью.
То есть получается следующее: когда маркетологи с низким уровнем грамотности начинают использовать понятие capacity (емкость, мощность) совместно с применением термина "рынок", они подразумевают предельно допустимый объем продаж, который пока не достигнут. Но никакой смысло-вой нагрузки это понятие не несет.
Виды емкости рынка и 3 наглядных примера
Рисунок 1. Спрос и емкость на рынке жилья
В мировой практике маркетинга выделяют всего 3 вида емкости рынка: потенциальную, фактическую, доступную. Каждую из них можно рассчитать в рублях, штуках, а также килограммах, литрах, метрах и т. д.
Давайте охарактеризуем каждую из них более подробно.
Потенциальная емкость рынка
Фрагмент для ознакомления
3
1. Котлер Ф. основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростингер", 2000 г.
Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2016.
2. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. - М.: Дело, 2017 г.
3. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2019 г.
4. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. "Практика маркетинга". - М.: Фолиум, 2018 г.
5. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. 2019 г.
6. Гольцов А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии. //Маркетинг, № 6, 2017 г.
7. Горовой А.А., Сорокин В.В. Директор в рыночной экономике: практи-ческий маркетинг для руководителей промышленных предприятий. - М.: Эко-номика, 2018 г.
8. Завьялов П.С. маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное посо-бие. М., ИНФРА-М,, 2020 г.
9. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. М., ИНФРА-М., 2019 г.
10. Аесэль Генри. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М., 2001 г.
11. Ковалев А.И. Войленко В.В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр эконо-мики и маркетинга, 2017 г.
12. Хлусов В.П. основы маркетинга. М., "Издательство ПРИОР", 2019 г.
Маркетинг: Учебник для ВУЗов. Н.Д. Эрмашвили.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 623 с.
13.Амблер Т. Практический маркетинг. Издательство "Питер", 2017-400 с. (серия "Теория и практика менеджмента")