Фрагмент для ознакомления
2
Отношения России и Белоруссии являются уникальными, их отличительные черты в одно время открывают большие возможности, а также формируют масштабные сложности. Белорусско-российские отношения построены по модели, которая имеет отличия от взаимоотношений между другими государствами СНГ. Они являются продвинутыми, наименее зависят от мнения третьих стран, вместе с тем, более политизированы и зависят от переменных внутриполитических тенденций.
В Белоруссии и России вопрос развития двусторонних отношений отличителен от прочих международных сложностей, очень значим внутри политических дискуссий. Данный вопрос интересен для изучения общественного мнения в 2-х государствах, граждане которых имеют основания рассматривать друг друга в качестве различных народностей. Таким образом, выбранная тема курсовой работы актуальна и значима для дальнейшего изучения.
Объектом исследования в данной работе являются взаимоотношения России и Белоруссии.
Предметом – основные пути и проблемы формирования союзного государства России и Белоруссии.
Цель – выделить итоги и перспективы сотрудничества России и Белоруссии.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:
- выделить предпосылки и историю формирования союза России и Белоруссии;
- изучить основные документы нормативно-правовой базы союза. органы союзного государства России и Белоруссии;
- исследовать результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии;
- освятить культурное сотрудничество как фактор единения народов Белоруссии и России;
- проанализировать внешнюю и внутреннюю политику союза России и Белоруссии.
Информационно-эмпирическая база исследования основана на трудах следующих авторов: К.В. Виноградова, А.В. Воронцов, Е.Т. Гайдар, С.Ю. Глазьев, А.А. Каширкина и др.
Методы исследования, использованные в работе:
– метод анализа;
– метод классификации и синтеза;
– метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы состоит в исследовании результатов и перспектив экономической интеграции России и Белоруссии, которое может быть полезно студентам для дальнейшего изучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы изучено становление и развитие российско-белорусских отношений на современном этапе. Во второй – проанализированы основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии
Союзное государство России и Беларуси – уникальное межгосударственное объединение. Созданное в непростых политических условиях, несмотря на мировые политические и экономические дивергенции и катаклизмы, Союзное государство не только продолжает развиваться, но и готово к переходу на новый серьезный этап: после почти 20-летнего периода оно, как и любое другое межгосударственное интеграционное объединение, нуждается в развитии и совершенствовании своей правовой базы, учитывая реалии времени и отвечая запросам народов двух дружественных стран.
Действительно, Союзное государство России и Беларуси с момента подписания Договора о создании Союзного государства в 1999 г. прошло уже достаточно большой путь в своем развитии, однако потенциал его международно-правовой регламентации остается в полной мере нераскрытым. Вместе с тем 20 лет – достаточно серьезный срок для того, чтобы международная организация вплотную подошла к раскрытию своей компетенции, накопив солидную международно-правовую базу, принятую в рамках организации для достижения ее целей и задач [17]. Это находит подтверждение в международно-правовой доктрине: ученые-юристы едины во мнении, что одним из важнейших условий развития межгосударственной интеграции является хорошо проработанная международно-правовая база.
После распада СССР в Беларуси, как и в прочих бывших союзных государствах начались обсуждения интеграции в рамках СНГ и взаимоотношений с Россией. Специфика позиции Беларуси состояла в том, что сторонники интеграции обладали гораздо более прочными позициями, чем где-либо. Создание Союза Беларуси и России, сложность дальнейшего углубления интеграционных процессов имеют историю и логику развития. После того как СССР распался в России, с другими бывшими республиками образовалось несколько уровней сотрудничества. Например, в декабре 1991 года появилось СНГ, а в марте-апреле 1996 два новых объединения: «Союз четырех», куда входила Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и «Сообщество двух», где присутствовали Белоруссия и Россия [13].
Россия и Белоруссия имеют большой интеграционный опыт, который уходит корнями в историю Российской империи. В течение длительного развития образовалась общность исторических судеб и культур народностей, уклада хозяйственной жизни, родственность менталитета.
Из многомиллионного населения в Белоруссии большее число – это выходцы из России, которые переселились в основном в период после Второй Мировой войны. Среди бывших Республик Советского Союза вряд ли можно найти народность наиболее близкую Россия лингвистически и генетически, чем народ Белоруссии. Корень в названии Республики Беларусь –наглядное отражение их близости. Большое число белорусов отдавало детей учиться в русские школы, в учреждениях Республики переписывались и говорили только на русском языке. Белоруссия никогда не стремилась к уходу от русского языка как от государственного, в стране было утверждено белорусско-российское двуязычие.
После того как СССР распался, и НАТО расширилось на восток, геополитическое положение Беларуси и России усложнилось. Это произошло в связи с тем, что границу России отодвинули на сотни километров в сторону востока, а инфраструктура НАТО приблизилась к западным границам Белоруссии. Один из важных факторов, который содействовал осознанию Белоруссии и России отрицательных последствий их распада – подрыв созданного ранее единого, стратегическо-военного потенциала. Было очевидно, что уровень их безопасности на внешних границах по итогу раздела общей армии и вооружение существенно снизился. Например, в период функционирования единого союза против воздушной обороны появилась проблема образования собственных дорогостоящих систем противовоздушной обороны.
Другим значимым критерием сближения России и Белоруссии была их заинтересованность в дальнейшем развитии взаимовыгодных торгово-экономических отношений. После распада СССР Беларусия сохранила большое количество отраслей национального производства, а также смогла обеспечить их экономический подъем. Более глубокий Союз Беларусии и России способен поддержать их экономику новыми рынками сбыта и заказами.
Провозглашение курса на ускоренное сближение с Россией – один из значимых критериев победы А. Г. Лукашенко на белорусских президентских выборах в 1994 году. В течение дальнейших лет этот курс поддерживало большинство партий, которые были представлены в парламенте и общественных объединениях [11, с.57].
Главные оппозиционные силы против сотрудничества с Россией того времени – это белорусский народный флот и его союзник: белорусский союз военнослужащих. В виде противовеса России они предлагали создать черноморско-балтийское сообщество государств и придерживаться антироссийской и противозападной ориентации. В 1996 году при расстановке внутриполитических сил были осуществлены существенные перемены. Среди антипрезидентских оппозиций можно выделить аграрии и коммунистов. Особенности данного этапа противостояния состояли в том, что если ранее водоразделом являлся вопрос интеграции с Россией, то теперь непосредственно оппозиция начала проявлять противороссийскую ориентацию.
Российско-белорусский объединительный процесс после 1996 года являлся одним из ведущих идеологических методов и активно использовался сторонами в политической информационной борьбе относительно вопроса о конституционной реформе. В конце 1996 года партия коммунистов Белоруссии возглавила вне парламентскую и парламентскую антипрезидентскую оппозицию, они назвали российско-белорусский объединительный процесс значимым и определяющим программным вектором. Его применяли президентской стороной, после чего более тесное сотрудничество с Россией было прочно связано гражданами именно с политикой А. Лукашенко. Итог, осуществленной Белоруссией по итогам референдума 1996 года конституционной реформы: появление авторитарного режима в суперпрезидентском виде правления [29].
Ужесточение режима обладало неоднозначными итогами для белорусско-российских взаимоотношений. С одной стороны, особенности новой белорусской власти смогли стимулировать сближение при учете определенной приверженности А. Лукашенко, интеграции и вытеснении его противников из структур власти. С другой стороны, этот момент дискредитировал интеграционные процессы в глазах реформаторов, повлек за собой обвинения российского государства в поощрении авторитаризма и образование опасений за судьбу демократических изменений.
В марте 1997 года А. Лукашенко посетил Москву и позволил снять некоторые составляющие непонимания, уточнить позиции сторон. Например, прояснилось то, что Минск готов постепенно преобразовать сообщество Беларуси и России в союз, ввести общее гражданство, образовать ряд межнациональных органов и продвинуть пути к единой валюте. Эти аспекты могли быть осуществлены при условиях обеспечения соответствующего места для белорусского президента в ходе принятия ключевых решений, сохранении белорусской элиты в органах власти. Данная позиция была зафиксирована в проекте Устава Союза.
Обсуждение всенародного обсуждения Устава Союза, которое происходило в апреле-мае 1997 года, стало серьезным испытанием для российско-белорусских отношений. Жесткая тональность большинства российских СМИ была оскорбительной для национальных чувств Белоруссии. Обсуждение проекта приняло очень острые формы, многие эксперты предрекли политический и психологические раскол интеллектуальных, властных элит 2-х государств. Раскола избежали, обсуждение завершилось подписанием Б. Ельциным и А. Лукашенко 23 мая 1997 года исправленного Устава Союза [32].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс: [сайт]. – 2022. – 05 янв. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 05.01.2022).
2. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020 № 429-ФЗ) // Консультант Плюс: [сайт]. – 2022. – 05 янв. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ (дата обращения: 05.01.2022).
3. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Консультант Плюс: [сайт]. – 2022. – 05 янв. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/ (дата обращения: 05.01.2022).
4. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-XII (ред. от 12.10.2021 г.) // Online.zakon: [сайт]. – 2022. – 05 янв. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30404260 (дата обращения: 05.01.2022).
5. Белоруссия запустила собственное производство вакцины «Спутник V» // РБК Новости: [сайт]. – 2022. – 22 февр. – URL: https://www.rbc.ru/society/26/02/2021/6038f9c59a79477b1fcd881d (дата обращения: 05.01.2022).
6. Виноградова К. В. Становление и развитие Союза России и Белоруссии // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения [сайт]. – 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-soyuza-rossii-i-belorussii (дата обращения: 05.01.2022).
7. Воронцов А.В. Союз России и Белоруссии — геополитическая реальность // Вестник Петровской академии наук и искусств. — 2005. — № 2.
8. Всемирный культурный форум: Цели и задачи // Век глобализации. 2014. № 1(15).
9. Гайдар Е. Т. Аномалии экономического роста // Вопросы экономики. 1996. № 12. С. 20-39.
10. Глазьев С.Ю. Белорусская развилка: об итогах постсоветской социально-экономической эволюции и сценарных вариантах дальнейшего развития республики Беларусь // Российский экономический журнал. 2020. № 6. С. 70–87.
11. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. 2011. № 6. С. 56−81.
12. Закон Рекспублики Белорусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» // Online.zakon: [сайт]. – 2022. – 05 янв. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39125601 (дата обращения: 05.01.2022).
13. Каширкина А. А. Евразийский экономический союз: расширение границ и правовая реальность // Журнал российского права. 2016. № 11
14. Крастев И., Холмс С. Имитация и ее отрицание // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 1. С. 11–20.
15. Межгосударственные отношения России и Белоруссии // РИА Новости: [сайт]. – 2021. – 22 февр. – URL: https://ria.ru/20210222/diplomatiya-1598315827.html (дата обращения: 05.01.2022).
16. Межевич Н. М. Беларусь: политические и экономические предпосылки будущего кризиса // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 34. С. 1–9.
17. Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3.
18. Морозов А. Н. Реализация актов Союзного государства в национальных правовых системах Российской Федерации и Республики Беларусь // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения [сайт]. – 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-aktov-soyuznogo-gosudarstva-v-natsionalnyh-pravovyh-sistemah-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-belarus (дата обращения: 05.01.2022)
19. Мясникович М., Глазьев С. Методологические подходы к разработке стратегии развития ЕАЭС // Наука и инновации. 2020. № 6. С. 10–21.
20. Павлова Л. В. Международное право в правовой системе государств // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 3.
21. Спартак А.Н. Направления и сценарии взаимодействия России и Беларуси в формате Союзного государства // Вестник Института экономики Российской академии наук [сайт]. – 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-stsenarii-vzaimodeystviya-rossii-i-belarusi-v-formate-soyuznogo-gosudarstva (дата обращения: 05.01.2022).
22. Справка – Межгосударственные отношения России и Белоруссии // Рамблер: [сайт]. – 2019. – 29 мая. – URL: https://news.rambler.ru/cis/42253571-spravka-mezhgosudarstvennye-otnosheniya-rossii-i-belorussii/ (дата обращения: 05.01.2022).
23. Цена поставок газа из РФ в Белоруссию // Ведомости: [сайт]. – 2020. – 24 сент. – URL: https://www.interfax.ru/business/690139 (дата обращения: 05.01.2022).
24. Чесновский М. Э. Внешняя политика республики Беларусь в контексте европейской интеграции // Беларусь в меняющемся мире: история и современность : мат-лы междунар.науч.-практ. конф., Минск, 22 февр. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: М. Э. Чесновский (пред.) [и др.]. Минск : БГУ, 2019. С. 30–40.
25. Чумаков А. Н. Массовая культура как порождение и спутник глобализации // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика [сайт]. – 2015. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-kak-porozhdenie-i-sputnik-globalizatsii (дата обращения: 05.01.2022).
26. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Политические императивы экономической интеграции России и Беларуси: общая ситуация и специфика первого квартала 2021 Г. // Управленческое консультирование. 2021 [сайт]. –№4 (148). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-imperativy-ekonomicheskoy-integratsii-rossii-i-belarusi-obschaya-situatsiya-i-spetsifika-pervogo-kvartala-2021-g (дата обращения: 05.01.2022).
27. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Проблема суверенности и принятие экономических решений в Союзном государстве: некоторые вопросы теории и практики 2018–2019 гг. // Управленческое консультирование. 2019. № 2. С. 8–15.
28. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Суверенитет vs развитие. Экономика Беларуси в контексте актуальных тенденций мирового развития // Управленческое консультирование. 2020, c. 11
29. Щукин А. В. Имплементация международно-правовых обязательств Республики Беларусь в национальное законодательство // Влияние международного права на национальное законодательство. Материалы заседания Международной школыпрактикума молодых ученых-юристов / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2007
30. Экономико-политический анализ ситуации в Республике Беларусь. М.: ВАВТ, 2020.
31. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста //Фундаментальные исследования [сайт]. – 2015. № 2-6. С. 1318-1322.
32. Яценко И. С. Формирование и развитие правовой системы Союзного государства // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. 13-14 декабря 2006 г. М., 2007.