Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях успешность деятельности спортсменов высокой квалификации зависит не только от высокого уровня общей подготовки, но и от уровня их мотивации на достижение высоких спортивных результатов. В спортивной деятельности роль мотивации достижения особенно велика. Не случайно проблема мотивации в спортивной деятельности была и остается в психологии спорта одной из самых значимых и актуальных как в теоретико-методологическом, так и в практическом плане, поэтому многие исследователи придают большое значение проблеме формирования мотивации деятельности спортсменов, управления ею, изучения ее особенностей.
Мотивация является источником положительных эмоций, позитивного поведения и улучшения когнитивного состояния.
Известно, что полная самоотдача в тренировочном процессе и достигаемые личностью соревновательные результаты во многом обусловлены уровнем развития спортивной мотивации. Существенная роль, в продолжительности и эффективности занятий спортом, принадлежит мотивационной сфере личности спортсмена, являющейся, с одной стороны, основанием его деятельности и поведения, а с другой, побуждением к достижению поставленной им цели. Осознанные мотивы в совокупности образуют внутренний стержень личности атлета, определяя его мотивационную направленность, спортивный характер и в конечном итоге – спортивную культуру [1, c. 24].
Таким образом, для того, что бы спортсмен достиг высоких результатов, очень важно во время тренировочного процесса формировать у него мотивацию достижения успеха, развивать характер и психические качества. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов.
По мнению многих специалистов [6], [10], [15], [22], [24], [25] мотивация достижения составляет «сердцевину» спортивной деятельности, поскольку определяет направленность спортсмена на то, чтобы быть первым в состязаниях с равными соперниками.
Все вышесказанное обусловило пристальное внимание к данной проблеме и, соответственно, определило актуальность исследования.
Однако в настоящее время в теории и методике спортивного воспитания наблюдается дефицит углубленных научных исследований проблемы формирования уровня мотивации. И несмотря на то, что существуют разнообразные методы формирования мотивации, все они не адаптированы применительно к спортивной деятельности.
Объект исследования – спортивная мотивация спортсменов высокой квалификации.
Предмет исследования – методы изучения спортивной мотивации спортсменов высокой квалификации.
Цель исследования – теоретико-методический анализ мотивационной сферы спортсменов высокой квалификации.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «мотива», «мотивация», «мотивационная сферы»;
2. Описать особенности мотивационной сферы на различных этапах спортивной карьеры;
3. Проанализировать различные методики выявления мотивационной сферы высококвалифицированных спортсменов;
4. Провести практическую работу по выявлению мотивационной сферы спортсменов высокой квалификации;
5. Описать различные методы и средства стимулирования мотивации в спортивной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- труды ведущих специалистов по спортивной психологии как отечественных, так и зарубежных: А.А. Волочкова, Ф. Генова, Л.Д. Гиссена, В.В. Давыдова, Д. Дэви, В.С. Келлера, А.Н. Леонтьева, В.А. Лефевры, А.Г. Маслоу, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сопова, М.А. Туниса, X. Хекхаузена и др. Коровин и др.).
- работы по теории и методике физического воспитания В. Антипова, Ю.М. Блудова, Е.Н. Гогунова, М.А. Годика, А.Г. Горячева, С. Голомазова, В.П. Губы, Б.Дж. Кретти, А.В. Лексакова, Б.И. Мартьянова, Г.В. Монакова, Р. Найдиффер и др.
Методы исследования.
- теоретические – анализ литературы по теме исследования;
- эмпирические – методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методика «Мотивация избеганию неудачи» Т. Элерса, Методика «Мотивы занятия спортом» А. В. Шаболтас, методы статистической обработки данных.
База исследования . В исследовании приняли участие 10 высококвалифицированных спортсменов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в реальном тренировочном процессе. Данная работа будет интересна начинающим тренерам.
Структура работы состоит из двух глав, параграфов, заключение, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в научно-психологической литературе
1.1 Соотношение понятий мотив, мотивация и мотивационная сфера
Проблема мотивации поставила перед исследователями важнейшие задачи изучения ее теоретических и практических аспектов. Термин «мотивация» впервые использовал А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [9, c. 65] В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности, изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях.
Авторы существующих в настоящее время теорий придерживаются двух точек зрения:
1) Мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т. е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека [2, c. 30].
2) Мотивация - это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т. е. процесс психической регуляции конкретной деятельности [2, c. 30]. Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности.
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация большинством авторов понимается как система побуждений, вызывающих активность организма, детерминирующих направленность поведения и деятельности человека, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных факторов, побуждающих индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели.
По своей психологической сущности мотивация — это желания и побуждения, вызывающие активность человека и определяющие содержание ее направленности.
Исследователи выделяют три класса явлений мотивации: первоисточники активности (потребности и инстинкты), причины выбора направленности поведения (собственно мотивы); регуляторы динамики активности субъекта (переживания и установки) [4, c. 96].
В современной психологии до сих пор не выяснен и не уточнён объём и содержание понятия «мотив». Данное понятие часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией.
Выделяют следующие мотивы:
–физическое совершенствование;
–дружеская солидарность; необходимость посещения занятий спортом;
–соперничество;
–подражание, связанное со стермлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в спортивной деятельности;
–спортивный мотив, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
–процессуальный мотив, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
–игровой мотив, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
–мотив конформности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях.
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
- стремление к стрессу и его преодоление, он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
- стремление к совершенству;
- повышение социального статуса;
- потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
- получение материальных поощрений.
Самым широким среди понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера»— является последнее. Мотивационная сфера включает и аффективную, и волевую составляющие личности, переживание удовлетворения потребности.
Мотивационная сфера представляет собой сложное объе
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н. Н. Изучение относительной побудительной силы осознаваемых мотивов различной временной перспективы / Н. Н. Авдеева // Вопросы психологии. – 1976. – №5. – С. 23-29.
2. Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анциферова // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин – М.: Изд-во «Академический проект», 2000. – С. 29-41.
3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев – М. Мысль, 1976. – 158 с.
4. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2012. - 179 с.
5. Бобровский, А. В. Мотивация спортивной деятельности / A. В. Бобровский, В. А. Бобровский, А. А. Гераськин / Спортивный психолог. – 2004. – № 3. – С. 18-21.
6. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие – 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов – М.: Академия, 2004. – 224 с.
7. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов // – М.: Физкультура и спорт. – 2007. – 208 с.
8. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы. Современная психология мотивации / Т. О. Гордеева // Под ред. Д. А. Леонтьева – М. : Смысл, 2002. – 343 с.
9. Домыслов, Т. В. Возрастные мотивационные особенности / Т. В. Домыслов. - М. Лаборатория книги, 2010. - 102 с.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы /Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
11. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин – СПб.: Питер, 2009. – 420 с.
12. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов – М.: Физкультура, образование, наука, 1995. – 395 с.
13. Левин, В. С. К вопросу изучения мотивации российских футболистов / В. С. Левин, Р. А. Пилоян // Информационный аналитический журнал. Актуальные проблемы современной науки: ООО «Компания Спутник+». – 2006. – № 2 (29). – С. 76-89.
14. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
15. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян.– М.: Наука, 1984. – 198 с.
16. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. Методическое пособие. / Под ред. В. А. Курашвили – М.: Издательство «Медиа Лаб Проект», 2011. – 114 с.
17. Психология физической культуры и спорта. Учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2017. – 270 с.
18. Психология физической культуры и спорта. Учебник для студентов ВПО / Под ред. А. В. Родионова. Изд-во: Academia. 2010. – 226 с.
19. Попов, А. Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. – М.: Флита, 2010. – 152 с.
20. Родионов, В. А. История спортивной психологии / В. А. Родионов // Системная психология и социология. 2012 № 5 - С. 112-118
21. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В. Ф. Сопов – М., 2010. – 120 с.
22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен – М.: Педагогика, – Т.1. 1986. – 250 с
23. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 480 с.
24. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности / В. И. Чирков – Издательство Ярославского государственного университета, 1991. – 130 с.
25. Шамардин, А. И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: автореф. дис. ... д-р пед. наук: 13.00.04 / Шамардин Александр Иванович. – М., 2000. – 50 с.