Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В России, как и в других странах, превенция суицидального поведения обучающихся является командной работой специалистов образовательной организации – представителей администрации, социально-психологической службы, заместителей директора по воспитательной работе, по безопасности и пр. Вместе с тем, традиционно основная доля ответственности как за организацию такой работы, так и за ее результаты принадлежит школьной психологической службе (или педагогу-психологу). Основными видами работ в рамках профилактики для социального педагога образовательной организации являются информационная работа с учителями и родителями, проведение групповых занятий с обучающимися, диагностические мероприятия, направление обучающихся и их родителей в профильные медико-психологические организации и пр.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются психологи образовательных организаций в профилактической работе – это ранее выявление обучающихся группы риска и выстраивание индивидуальной траектории психолого-педагогического и иного сопровождения (в зависимости от тяжести состояния и симптомов неблагополучия, наблюдаемых у обучающихся). Инструмент для подобного выявления должен отвечать нескольким характеристикам: помимо надежности, быть простым и быстрым в использовании, не содержать прямых вопросов о суициде, давать быстрый результат, позволяющий ранжировать большую выборку по степени экстренного вмешательства.
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются подростки и молодежь в возрасте от 14 до 19 лет. В настоящее время в стране наблюдается рост количества суицидов несовершеннолетних, что делает актуальной задачу профилактики суицидального поведения обучающихся.
ВОЗ выделяет первичный, вторичный и третичный уровни профилактики, позволяющие снизить количество суицидов среди подростков и молодежи. Применительно к системе образования первичная профилактика или превенция направлена на укрепление психического и социального здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги). Объектом первичной профилактики являются люди, не имеющие суицидальных мыслей и намерений, ее цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически и социально благополучных субъектов.
Суицидальное поведение и факторы суицидного риска были изучены такими учеными, как А. Г. Амбрумова, В. Ф. Вайцек, Э. Дюргейм, З. Фрейд, Н. В. Вершагина, К. Меннингер. В научных исследованиях, проведенных Ю. Г. Касперовичем, А. Р. Кормуновой, Г. Б. Шумаровым, З. Ибадуллаевым, Н. Согиновым, изучаются психологические особенности суицидального поведения.
Объект работы – суицидальное поведение несовершеннолетних.
Предмет работы – профилактика суицидального поведение несовершеннолетних социальным педагогом в образовательной организации.
Цель работы – рассмотреть направления работы социального педагога по профилактике суицидальных намерений несовершеннолетних.
Задачи работы:
- рассмотреть суицидальное поведение у несовершеннолетних детей: профилактика, признаки, выявление;
- выявить роль социального педагога в работе с суицидальными детьми;
- рассмотреть методы исследования детей и подростков склонных к суицидальному поведению;
- дать рекомендации и проанализировать методы профилактики суицидального поведения школьников - подростков на основе кейс-технологии.
В качестве гипотезы предусматрива¬ется, что несовершеннолетние являются макси¬мально уязвимыми для всестороннего воздей¬ствия и влияния, которое на них могут оказывать сверстники, жизненные обстоятельства, неудачи и промахи, что в итоге приводит ко всевозмож¬но воспроизводимым суицидальным попыткам, способным привести к летальному исходу.
Методологию работы составили метод сравнения, анализа, классификации теоретических источников, а также изучение методов и методик для выявления суицидального поведения детей и подростков.
Практическая значимость исследования: представленные в работе социально- педагогические технологии: рекомендации, кейс-технологии могут использоваться образовательными учреждениями в первичной профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, а также организации психолого-педагогической помощи.
Глава 1. Социальный педагог общеобразовательной организации и его роль в работе с суицидальными детьми
1. 1. Суицидальное поведение у несовершеннолетних детей: профилактика, признаки, выявление
Самоубийство (суицид) — это поведение человека, совершенное в состоянии тяжелого психического расстройства или под влиянием психического заболевания, или сознательного акта самоотречения от жизни под влиянием острых психотравмирующих ситуаций. Суицидальное поведение (англ.— suicidal behaviour) относится к типам поведения, включающим мысли о суициде (или идеацию), планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид.
Широкое признание в отечественной литературе получила теоретическая концепция самоубийств А.Г. Амбрумовой. По ее мнению, «изучение самоубийства только с медицинской точки зрения невозможно, этот феномен нужно рассматривать в совокупности с социальной средой. Общей предпосылкой суицидального поведения является социально-психологическая дезадаптация личности. Другой предпосылкой является конфликт между актуальной потребностью и тенденцией, препятствующей ее удовлетворению» [1, С. 12].
Гизатулина, А. А. считает «самоубийство крайней формой социальной патологии» [4, С. 43]. Основываясь на анализе статистики самоубийств, делает выводы о социальной ситуации, то есть самоубийства выступают в качестве индикатора. Она также считает, что уровень самоубийств у мужчин примерно в три раза выше, чему женщин. К таким же выводам пришла Е.С. Ушакова, рассматривая суицидальные риски.
Э. Дюркгейм утверждал, что «самоубийство, которое в то время считалось чисто личным явлением, можно объяснить как реакцию человека на особенности окружения, в котором он живет. Частота саморазрушения может быть четко связана с определенными социальными условиями» [5, С. 83]. Э. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида и поступка конкретного индивида с окружением, в котором он существует. Согласно теории данного автора, существует три типа суицида, большинство — эгоистичны.
Основываясь на своих исследованиях, Мягков, А. Ю. считал депрессию основным психологическим состоянием, вызывающим суицидальные мысли, и пытался обосновать ее как один из важных факторов проявления суицидального поведения [11].
Согласно А. Т. Беку и Д. Лестеру, такие состояния, как депрессия и отчаяние, определяются как суицидальный фактор, поскольку считается, что суицидальная реакция в депрессивном состоянии имеет более высокий показатель влияния.
По мнению А. Г. Амбрумовой, «на депрессивные состояния, возникающие вследствие суицидального поведения, влияют окружающая среда, социальная и психологическая структура человека, а также его патопсихологические симптомы» [1, С. 35].
К.Г. Юнг, ссылаясь на вопрос о самоубийстве, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной смерти от его собственных рук. Это желание связано с возрождением архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы [15].
Саморазрушение в этом случае связано с тем, что человек чувствует себя отчужденным и оторванным от общества, семьи и друзей. Существует аномическое (от аномия — «бесправие») самоубийство, которое происходит, когда человек не может адаптироваться к социальным изменениям. Такие самоубийства часты во времена социальных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда самоубийства совершаются людьми, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Еще один тип — альтруистическое самоубийство, в котором власть группы над человеком настолько велика, что он теряет свою идентичность и поэтому жертвует собой на благо общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации / А. Г. Амбрумова. - М., 1980. - 48 с.
2. Банников Г.С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях / Г. С. Банников // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. -Т. 24. - № 3. – С. 42–68.
3. Банников Г.С. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г. С. Банников // Суицидология. – 2015. № 4. – С. 21–32.
4. Гизатулина, А. А. Логика самоубийства / А. А. Гизатулина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. - 257 с
5. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.
6. Кондрашенко В.Т. Суицидальное поведение / В. Т. Кондрашенко // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2017. – 480 с.
7. Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей /А. А. Кучер, В. Г. Костюкевич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001. - № 3. - С. 32-39.
8. Малых, В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты: Методическая разработка с использованием зарубежного опыта / В. Н. Малых. - М. : ТЦ «Сфера», 2014. - 60 с.
9. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организации по диагностике факторов риска развития кризисных состоянии с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / под ред. О.В. Вихристюк. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 124 с.
10. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2019. - 154 с.
11. Мягков, А. Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А. Ю. Мягков // Социологический журнал, 2003. - № 1. - С. 48–70.
12. Прогноз и превенция самоповреждений и суицидов // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Т. 25. - № 3. - С. 153–169.
13. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов вузов / М. В. Шакурова. - 5-е изд. ; испр. и доп. -Москва : Академия, 2008. - 272 с.
14. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под ред. М. А. Галагузовой. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
15. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.