Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Оказание социальной помощи на основании социального контракта является актуальным направлением социального обеспечения, и в целом этот институт получил положительную оценку в праве социального обеспечения. Заключение контракта предполагает совершение гражданином - получателем социальной помощи активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации (трудоустройство, ведение личного подсобного хозяйства, предпринимательская деятельность и др.), что нивелирует иждивенческие настроения. В то же время социальный контракт иллюстрирует такой вектор новаций в системе социального обеспечения, как введение частного механизма договорного регулирования в публичные социально-обеспечительные правоотношения.
Российскому законодательству на современном этапе свойственна тенденция к синтезу частноправовых и публично-правовых средств, что является мощным импульсом его развития. Изменения претерпевают как публичные отрасли, в инструментарий которых все чаще проникают элементы частного права, связанные с использованием договорных и согласительных процедур, так и цивилистика. Представители последней указывают на «тенденцию по солидаризации, социализации и гуманизации договорного права» . В этом контексте важно результативное сочетание частного и публичного в правовом регулировании отраслевых правоотношений. Касаемо права социального обеспечения следует признать, что критерием их оптимального взаимодействия и пределом заимствования конструкций частного права «должен выступать принцип приоритета законных интересов граждан» . Как правило, подобное заимствование оценивается в науке отрасли негативно и не без оснований. Но социальный контракт стал исключением, примером договорной конструкции, в рамках которой правоотношения по социальному обеспечению не утратили отраслевой специфики. Форма соглашения способствует раскрытию потенциала социальной помощи и усиливает ее адресную направленность. Тем интереснее его исследование.
Степень разработанности темы исследования. Проблема правового регулирования заключения социального контракта до сих пор разработана в недостаточной степени.
Объект исследования составляют отношения, складывающиеся при осуществлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие государственную социальную помощь на основании социального контракта, а также правоприменительная практика, связанная с рассмотрением споров, вытекающих из вышеуказанных отношений.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социальный контракт в механизме правового регулирования отношений по государственной социальной помощи: понятие, предпосылки появления, значение;
- установить условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта;
- обозначить порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
- рассмотреть содержание социального контракта;
- выявить правовые последствия невыполнения получателем государственной социальной помощи условий социального контракта.
Методологическую основу работы составляют такие общенаучные методы познания, применяемые в юриспруденции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, диалектический, логический, структурный, сравнительный и другие методы, а также частнонаучные методы познания – формально-юридический, метод обобщения и другие.
В качестве теоретической основы исследования были изучены труды известных ученых: И. З. Аюшеевой, Т. Ю. Барышниковой, Т. К. Мироновой, И. А. Прожерина, Л. М. Прокофьевой, Н. В. Рощепко, А. Н. Слитковой, Н. Н. Соколенко, Е. И. Холостовой, Н. Н. Тарусиной и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», а также иные федеральные законы Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что обнаруженные проблемы и сформулированные положения и выводы развивают и дополняют теоретические положения государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Структура работы. Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников.
§1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 одной из стратегических задач и национальных целей развития Российского государства являются повышение уровня жизни граждан и создание условий и возможностей для самореализации каждого человека. Приоритетность данных положений предопределяется основами конституционного строя (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) и находит естественное продолжение в действующих программных документах. Так, целевым ориентиром, закрепленным в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , являлось развитие человеческого потенциала, которое, в свою очередь, включало проведение системных преобразований в области улучшения качества социальной среды и условий жизни людей. В частности, особое внимание уделялось повышению социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе посредством усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, а также внедрения современных социальных технологий оказания помощи, а именно социальных контрактов .
Как одна из форм оказания системной государственной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальный контракт введен в действующую систему адресной государственной социальной помощи в 2012 г. Однако первые эксперименты указанного механизма проводились еще в начале 2000-х гг. в нескольких регионах Российской Федерации - в Сыктывкаре и Перми. В 2003 - 2005 гг. в Республике Коми, Тульской и Ростовской областях в рамках проекта ТАСИС «Реформа системы социальной защиты в Российской Федерации» также отрабатывалась методология введения системы социального контракта на базе опыта Франции, где система минимального дохода в сопровождении социального контракта (RMI) была введена еще в 1988 г. Опираясь на положительный зарубежный опыт, Минздравсоцразвития России продолжило курс по расширению экспериментальной базы путем формирования правовой основы, издав Приказ «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» от 31 мая 2010 г. № 399. Таким образом, методика реализации рассматриваемой формы государственной социальной помощи в течение 2010 - 2011 гг. была апробирована на территории 17 субъектов РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 17.01.2022.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
3. Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» // Российская газета. - 2012. - 28 декабря.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.05.2018. - № 20. - Ст. 2817.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
7. Порядок оказания социальной помощи (утв. Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 30.01.2009 № 2) // Губернские вести. - 2009. - 6 февраля.
8. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 декабря 2013 г. № 589 «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Официальный сайт Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru, дата обращения 17.01.2022.
Научная и учебная литература
9. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
10. Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2016. Вып. 10. С. 108.
11. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 153 - 162.
12. Прожерин И.А. Социальный контракт как вид государственного социального обеспечения // Развитие общественных наук российскими студентами (Краснодар, 30.04.2017): Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.И. Воробьева. Краснодар, 2017. С. 157.
13. Прокофьева Л.М. Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 8(394). С. 20, 44.
14. Рощепко Н.В. Социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4. С. 24 - 28.
15. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1. С. 31
16. Слиткова А.Н. Социальный контракт как инструмент сохранения экономической устойчивости семьи: Опыт регионов. М.: ЛексПраксис, 2016. С. 6.
17. Соколенко Н.Н., Ханчукаева Л.А. Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации: некоторые проблемы правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 14 - 19.
18. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве. М., 2017. С. 448.
19. Татаринцев В.Е. Возможности и ограничения повышения устойчивости социального контракта в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12А. С. 56 - 67.
20. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2013. С. 16.
Судебная практика
21. Апелляционное определение Кировского областного суда от 22 ноября 2016 г. по делу № 33-5369/2016 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.01.2022.; Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26 февраля 2015 г. по делу № 33-833/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 17.01.2022.
22. Решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2015 г. № 2-526/2015 // URL: https://beloglinsk--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=17BCD196-8A8B-498B-9AB1-8742ECAE41FF&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1, дата обращения 17.01.2022.
23. Решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 августа 2017 г. № 2-3063/2017 // URL: https://leninskybkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=398618089&delo_id=1540005&new=0&text_number=1, дата обращения 17.01.2022.
24. Решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 30 января 2013 г. по делу № 2-20/2013 // URL: https://nizhnetavdinskytum.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=3501861&delo_id=1540005&new=0&text_number=1, дата обращения 17.01.2022.
25. Решение Улегорского городского суда Сахалинской области от 20 февраля 2018 г. N 2-138/2018 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/ObO5r7BcNpoN/?regular-txt=пособие+социальный+контракт®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-doc_type=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1537092278297&snippet_pos=242#snippet, дата обращения 17.01.2022.
26. Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 ноября 2015 г. № 2-1346/2015 // URL: https://uwsudkomi.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=53345175&delo_id=1540005, дата обращения 17.01.2022.