Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коррекционная работа с младшими школьниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. В образовательных организациях ведется работа по преодолению речевых дефектов, и здесь задействованы самые разные специалисты. Учителя - логопеды, педагоги - психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, медицинский персонал и др. Эффективность работы по этой проблеме лишь только этих специалистов, часто оказывается недостаточной. Причина в том, что устранение речевых нарушений у детей требует системного и комплексного подхода.
Считается, что речевые нарушения детей связаны со многим рядом факторов, как психологического, так и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями часто определяется тщательной и взвешенной организацией пребывания этих детей в учреждении и зависит от правильного распределения нагрузки на ребёнка, в течение всего дня. Главный эффект от подобной работы обеспечивается преемственностью деятельности многих специалистов, но главное, работой учителя-логопеда и учителя начальной школы.
Актуальность темы работы обусловлена значимостью комплексного подхода к этой проблеме, предполагающей сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Эта работа должна быть многогранной и должна быть направлена на нормализацию всех сторон речевого развития, в том числе и на нормальное психическое развитие детей.
При организации системы сопровождения детей с нарушениями речи в условиях младшей школы, необходима комплексная совместная работа достаточно большого количества специалистов. Это как правило врачи, учителя-логопеды, педагоги - психологи, учителя начальных классов, музыкальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию и многие другие. Выстроенная педагогическим коллективом образовательной организации работа по сопровождению детей с нарушениями речи, должна иметь согласованный и комплексный характер.
Необходимость и актуальность такого тесного взаимодействия специалистов между собой вызвана особенностями и спецификой работы с детьми, имеющими нарушения в речевой деятельности. Активно воздействуя на ребенка специфическими, для каждой дисциплины средствами, специалисты выстраивают свою работу на основе общих педагогических принципов. Каждый педагогический работник осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других специалистов и учителей.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают свое непосредственное взаимодействие. Оно должно быть направлено на формирование и развитие двигательной и речевой сфер. Каждый ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации. Только это позволит ему преодолеть нарушения речевого развития. При этом он должен пытаться справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы догнать в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии речи. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно – развивающего пространства. Это пространство призваны
поддерживать все те, кто окружает такого ребёнка. Здесь очевидно, что в первую очередь речь идёт о педагогических работниках образовательных организаций.
Проблема исследования заключается в существующем противоречии в этой области. Одним из принципов коррекционной работы является комплексный подход, который максимально глубоко описан в теоретической литературе. Но на практике часто случается так, что отсутствуют условия такого успешного взаимодействия именно в комплексе. Чаще всего учитель начальных классов остаётся один на один с подобными проблемами, или в лучшем случае тесно сотрудничает с логопедом.
Теоретическая основа исследования. Проблеме развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи уделяли внимание многие исследователи. Это Н.Н. Бутусова, Э.А. Каверова, М.М. Панасенкова, И.К. Колпоковская, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и другие. Интерес к данной проблеме у исследователей значительный и тем не менее, накопленных данных к настоящему времени не достаточно, в связи с чем работа является актуальной. Сегодня не достаточно тех традиционных методик. Которые на данный момент в этой области имеется. Количество детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков, увеличивается. В связи с этим была сформулирована цель работы.
Цель исследования - определить условия эффективной организации
взаимодействия специалистов при работе с детьми, имеющих проблемы с речью и их сопровождении. Объектом исследования является процесс взаимодействия учителя-логопеда и специалистов образовательного учреждения при сопровождении детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - условия успешного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов образовательного учреждения, а также их влияние на эффективность системы сопровождения детей с общим недоразвитием речи. Исходя из цели, объекта, предмета исследования, работа направлена на решение следующих задач:
1. Провести анализ психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Предложить оценочно – диагностический и методический материал для исследования эффективности взаимодействия учителя – логопеда, педагога дополнительного образования, учителя начальных классов и специалистов образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
3. Представить и обосновать оптимальную систему взаимодействия
учителя – логопеда, учителя начальных классов и специалистов образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: традиционное взаимодействие учителя -
логопеда и специалистов образовательного учреждения в системе сопровождения детей с общим недоразвитием речи без включения в этот процесс родителей будет являться недостаточно эффективным. Активное участие родителей детей с нарушениями речи должно повысить эту эффективность. С целью решения поставленных задач, в работе были использованы следующие методы: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме, эксперимент. Методики исследования:
1.Методика для выявления уровня развития коммуникативной дея-
тельности детей М.И. Лисиной.
2.Методика для выявления коммуникативной компетенции детей «Картинки» Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной.
3. Методика диагностики устной речи детей по Т.А. Фотековой.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное иссле-
дование проводилось на базе общеобразовательной школы. В эксперименте приняло участие 50 детей младшего школьного возраста с об
щим недоразвитием речи, мальчики и девочки, в возрасте 7-8 лет.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Проблемы недоразвития речи всегда представляли собой особый интерес для исследований форм речевой патологии. Особый труд в изучение данного аспекта внесла Р. Е. Левина совместно с Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Н. А. Чевелевой и др. Недоразвитие речи - есть нарушенное формирование всех компонентов речевой системы. Это звуковая структура, фонематические процессы, лексика, грамматический строй. У ребёнка наблюдаются дефекты произношения [13]. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Е. Филичева отмечают, что такие дети как правило, начинают позже говорить. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной.
Учитель, которому приходится работать с детьми с ОНР должен иметь ясное представление о дефектах возможных дефектах речи ребёнка. В образовательной организации должна быть представлена общая концепция коррекционной работы и взаимодействие всех специалистов в комплексе. Рассмотрим общую характеристику детей с ОНР. При нормальном развитии дети к пяти годам свободно пользуются своей развёрнутой речью. Они имеют достаточный словарный запас и владеют навыками самообразования. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение. Подобные процессы далеко не всегда протекают благополучно. Бывает так, что даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование какого либо компонента языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Т.В. Работа психолога в начальной школе. [Текст]/ Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, М.Р. Битанова, Н.А. Васильева – М.: Совершенство, 2008. - 352 с.
2. Андронова О. С. Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе [Электронный ресурс]//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». ‒ Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/591168 (дата обращения 01.02.2022).
3. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников.[Текст] / Г. Бардиер, Н. Розман, Т.А. Чередникова –СПб.: Литера, 2003. - 90 с.
4. Басаргина, Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Текст] /Л.В. Басаргина // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования: материалы международной научно-практической интернет-конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - С. 281 - 287. // http://www.sipk.ru. (дата обращения 02.02.2022).
5. Винокурова К. М. Психологическая характеристика видов деятельности детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/psihologicheskaya-harakteristika-vidov-deyatelnosti-detey-s-rechevimi-narusheniyami-2388088.html (дата обращения 01.02.2022).
6. Воеводина Л. А. Особенности учебной деятельности у учащихся с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]//Образовательная социальная сеть «nsportal.ru». ‒ Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/12/04/osobennosti-uchebnoy-deyatelnosti-u-uchashchikhsya-s (дата обращения 01.02.2022).
7. Грива О. В. Мнемотехника на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/mnemotehnika-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3995746.html (дата обращения 02.02.2022).
8. Доронина Л. Н. Изучение отношения младших школьников к обучению [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/izuchenie-otnosheniya-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-4658384.html (дата обращения 02.02.2022).
9. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. [Текст] / Г.А. Каше – М.: Просвещение,
2005. – 207с.
10. Копылова, Л.В. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. [Текст]/ Л.В. Копылова, А.Г. Перетягина, Т.Г. Подкидышева -Пермь, 2007 // http://logopediya.com. (дата обращения 02.02.2022).
11. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. – 678 с.
12. Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна [Электронный ресурс]//Психологический образовательный сайт «Psylist.net». ‒ Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00030.htm (дата обращения 01.02.2022).
13. Намесникова Н. В. Теоретические положения о понятии «мотивация учения», внутренняя и внешняя мотивация [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/teoreticheskie-polozheniya-o-ponyatii-motivaciya-ucheniya-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-motivaciya-4291763.html(дата обращения 02.02.2022).
14. Нугайбекова Л. Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал «MAAM.RU». ‒ Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-protekanija-uchebnoi-dejatelnosti-u-detei-s-onr.html (дата обращения 01.02.2022).
15. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст]/ Н.В. Нищева - СПб.: Детство-пресс, 2005. – 655с.
16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
18. Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине [Электронный ресурс]//Образовательный сайт «allbest». ‒ Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3ac68b5c43a89521306c26_2.html (дата обращения 02.02.2022).
19. Особенности учебной деятельности детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]// Учебные материалы онлайн «Studwood.ru». ‒ Режим доступа: https://studwood.ru/1760934/pedagogika/osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti_detey_narusheniyami_rechi (дата обращения 01.02.2022).
20. Проективная методика «Рисунок школы» [Электронный ресурс]//Психологический образовательный сайт «Psylist.net». ‒ Режим доступа: https://psylist.net/promet/00036.htm#:~:text=Проективная%20методика%20«Рисунок%20школы».%20Цель%3A,на%20листе%20бумаги%20нарисуй%20школу» (дата обращения 01.02.2022).
21. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф.Спирова, А.В. Ястребова - М.: Просвещение, 2004. - 156с.
22. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова- М.: Гном и Д, 2000. – 128с.
23. Учебная деятельность младших школьников [Электронный ресурс]//Образовательный сайт «allbest». ‒ Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00391213_0.html (дата обращения 02.02.2022).
24. Учебная деятельность. Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности [Электронный ресурс]//Интернет помощник «HELPIKS.ORG». ‒ Режим доступа: https://helpiks.org/2-1847.html (дата обращения 02.02.2022).
25. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособиедля логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - 2-е изд., испр. [Текст] /Г.В. Чиркина–М.: АРКТИ, 2006.- 240 с.
26. Шаховская, С.Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. [Текст] /С.Н. Шаховская, Б.И.Шостак - М.: Просвещение, 2008. – 54 с.
27. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.[Текст] /Л.М. Шипицина - СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
28. Шипицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и
сопровождение развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов.
[Текст] /Л.М. Шипицина – М.: Владос, 2003. – 528
29. Щавелькова С. Ю. Игра в учебной деятельности младшего школьника [Электронный ресурс]//Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК». ‒ Режим доступа: https://infourok.ru/igra-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika-3012249.html (дата обращения 01.02.2022).