Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях современного финансового кризиса особая роль отводится семейному предпринимательству, как составляющей малого бизнеса.
Семья является фундаментом развития общества, хранительницей общечеловеческих и культурных ценностей, национальных традиций, опыта поколений и поведенческих норм. Бесспорно, семья – единственный социальный институт общества, который ответственен за воспроизведение человеческого ресурса, поскольку как малая социальная группа, основана на узах супружества, родительства и родства.
Семья является древнейшим социальным институтом, а также одной из первых форм хозяйственной организации. Зарождение семейных предприятий относится к глубокой древности, когда формировались семья и частная собственность, а предприимчивость людей перерастала в предпринимательство, самостоятельное «дело», то есть производство товаров для потребностей других семей и лиц. В Средние века семейная форма хозяйствования являлась самой многочисленной и масштабной по объему производимой продукции.
Большинство деловых предприятий являлись семейными, функционирующими на средства семьи, на основе управленческих и технических знаний, которые передавались посредством семейных или родственных связей.
Для обеспечения жизнедеятельности общества семья выполняет ряд важных функций: репродуктивная, воспитательная, рекреационная и хозяйственно- экономическая. Особое место семья занимает и в системе экономических отношений, используя семейный бюджет для удовлетворения своих потребностей, в значительной степени определяя особенности производства, распределения и потребления различных видов товаров и услуг. Однако в последнее время специалисты все более интересуются ролью семьи в системе рыночных отношений. Семья рассматривается как своеобразная «фирма», которая, потребляя ресурсы и неся определенные издержки, производит блага для удовлетворения своих потребностей и потребностей общества в целом. К этим новым направлениям исследований относится анализ деятельности семейного предпринимательства, в том числе потребительской корзины и семейного бюджета. «Человек открывает какое-то свое дело, ведет его, потом передает сыну. Тот сохраняет и приумножает труд отца. И так из поколения в поколение. Капитал не уходит из семьи. И главное здесь в том, что в семье таким образом сохраняются традиции, которые были заложены дедом, прадедом».
Объект исследования – семейный бизнес.
Предмет исследования – преимущества и недостатки семейного бизнеса.
Основная цель работы – разобраться с сущностью семейного бизнеса и охарактеризовать условия его деятельности.
Задачи работы:
изучить понятие семейного бизнеса;
раскрыть особенности семейного бизнеса;
рассмотреть исторический аспект развития семейного бизнеса в России и за рубежом;
охарактеризовать семейный бизнес: плюсы и минусы.
Методами исследования являются синтез, анализ, статистическая обработка данных, моделирование процессов.
Работа состоит введения, из двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА
1.1. Понятие семейного бизнеса
Семейное предпринимательство – это одна из распространенных разновидностей коллективного труда. Сегодня очень многие ячейки общества ориентированы на выстраивание собственного бизнеса, в который будут вовлечены только члены семьи и близкие родственники. Таким образом, обеспечивается надежность бизнеса, а все средства и выгоды остаются внутри семьи. Семейное предпринимательство очень близко к другим формам предпринимательства, поскольку они имеют очень похожу структуру и функции .
Но нельзя полностью идентифицировать их друг с другом, поскольку каждая сфера предпринимательства имеет свои особенности и характерные черты. Семейное предпринимательство может включать в свою структуру:
1. Родителей;
2. Детей;
3. Близких родственников.
Каждый из них наделяется определенными полномочиями, которые в дальнейшем будут характеризовать деятельность все организации. Конечно, просто так стать семейным предпринимателем невозможно, поскольку требуется контроль за деятельностью всех членов семьи. Законодательная база определяет структуру и функции каждого участника процесса, в результате чего предпринимательство может быть признано легальным.
Начать дело можно благодаря немалым финансовым вложениям, помимо того, оно, как и любая другая сфера, нуждается в непрерывном управлении и контроле. Выстраивание отношений даже на уровне семейного предпринимательства предполагает учет всех возможных рисков. В обобщенном виде семейное предпринимательство следует понимать как комплексное экономическое и социально-правовое образование, которое проявляет себя в нескольких основных аспектах, а именно:
1. Как экономическая и социально значимая категория предпринимательской деятельности;
2. Как метод и форма организации семейного бизнеса;
3. Как правовой институт, который функционирует в системе предпринимательского права;
4. Как один из типов экономического поведения семьи как ячейки общества.
Каждая семья имеет возможность реализовывать собственный предпринимательский потенциал. Но при этом учитываются законодательные и правовые нормы, которые должны быть усвоены всеми членами семьи или отдельными членами ячейки, которые будут брать на себя ответственность за контроль и регуляцию предпринимательской деятельности. В Российской Федерации каждая семья имеет право на то, чтобы реализовать собственный предпринимательский потенциал, но для этого необходимо знать очень важные основы деятельности и вести ее в соответствии с правовыми аспектами. Только легальность может обеспечить устойчивость и безопасность бизнеса, его выстраивание в соответствии с нормативно-правовыми особенностями и характеристиками .
1.2. Особенности семейного бизнеса
Семейное предпринимательство, как мы уже отметили, обладает своими особенностями. Первая особенность состоит в том, что в коллективе присутствуют определенные межличностные отношения. Семья прежде всего состоит из людей, которые беспрекословно доверяют друг другу. Соответственно, предпринимательская деятельность будет выстраиваться на исключительном доверии. Семейное предпринимательство может включать в себя также и тех людей, которые не имеют родственных отношений с другими членами коллектива. Но и в этом случае очень многое будет зависеть в первую очередь от родственников. Все приглашенные коллеги являются близкими людьми, даже друзьями, которые не только вызывают доверие, но также обладают определенными навыками и образом мышления. Именно с межличностными отношениями связана первая группа преимуществ семейного предпринимательства.
Всегда гораздо проще выстраивать бизнес-отношения с людьми, близкими по духу. Они могут осознавать ответственность и поддерживать единые цели, а значит результат такого взаимодействия будет куда эффективнее. Многие трудности других коллективов как раз связаны с тем, что появляются сложности в межличностных отношений.
Управленческие структуры не справляются с теми обязанностями, которые возлагаются на коллектив, из-за чего организации и предпринимательские круги попросту не выдерживают давление. Но люди, которые входят в круг семейного предпринимательства, могут примерно одинаково понимать интересы коллектива и выстраивать собственные действия и поведения именно в их пользу. В рамках семейного предпринимательства отношения производственного характера переплетаются с родственными. Это все оказывает серьезное влияние на конечный исход дел .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Балашов, А.И. Управление проектами. Учебник и практикум / А.И. Балашов. – М.: Юрайт, 2020. – 383 с.
2. Бараненко, С.П. Управление проектами. Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. – М.: Наука и образование, 2020. – 244 с.
3. Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 382 c.
4. Васильева, Л.С. Оценка бизнеса. Учебное пособие / Л.С. Васильева. - М.: КноРус, 2019. - 320 c.
5. Григорьев, В.В. Оценка стоимости бизнеса: основные подходы и методы / В.В. Григорьев. - М.: Русайнс, 2021. - 190 c.
6. Гонтарева, И.В. Управление проектами. Учебное пособие / И.В. Гонтарева. – М.: Либроком, 2020. – 384 с.
7. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2019. - 432 c.
8. Зуб, А.Т. Управление проектами. Учебник и практикум / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2019. – 422 с.
9. Касьяненко, Т.Г. Оценка стоимости бизнеса: Учебник для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 412 c.
10. Косорукова, И.В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: Учебник / И.В. Косорукова. - М.: МФПУ Синергия, 2021. - 904 c.
11. Спиридонова, Е.А. Оценка стоимости бизнеса: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Спиридонова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 299 c.
12. Чайников, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие / В.В. Чайников, И.В. Куликов. - М.: Юнити, 2021. - 162 c.
13. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2021. - 256 c.
14. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2021. - 256 c.
15. Эскиндаров, М.А. Оценка стоимости бизнеса (для бакалавров) / М.А. Эскиндаров; под ред., Федотова М.А. под ред. - М.: КноРус, 2020. - 256 c.