Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В начале 1990-х гг. вследствие происшедших изменений в социально- политической, экономической и духовной жизни России обозначился круг принципиально новых глобальных проблем, вставших перед правосудием. Именно поэтому в 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Концепция судебной реформы. Данная Концепция наметила основные пути реформирования отечественной судебной системы, предусмотрев создание в ней еще одного звена – мировых судей.
Деятельности мировых судей связана с ролью судебной власти в жизни демократического общества, в котором его члены и их объединения пользуются достаточной степенью свободы, а все взаимоотношения строятся на основе права. Судебная власть, используя правосудие, выступает социальным регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений правовой норме.
Основными задачами образования и введения института мировых судей в Российской Федерации является приближение правосудия к населению, его большая доступность для граждан, а также снижение нагрузки судей районного звена, которые до появления института мировых судей несли и по настоящее время продолжают нести основную нагрузку в рассмотрении уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях.
Актуальность работы определяется тем, что от регламентации и качества материально-техническое обеспечения мировых судей зависит их процессуальная и правоприменительная деятельность. Повышение эффективности организации и технологии работы с материально-техническим обеспечением в учреждениях мировых судей необходимо для реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия.
Объектом работы является деятельность мировых судей РФ, а предметом – материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
Цель данной работы: изучить нормативную базу, регламентирующую деятельность мировых судей, сделать анализ материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
изучить понятие, цели и задачи материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
рассмотреть нормативное правовое закрепление материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
раскрыть направления материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
выявить роль Судебного департамента при Верховном суде при осуществлении материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
охарактеризовать права и обязанности органы исполнительной власти субъектов при осуществлении материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;
выявить проблемы, возникающие при осуществлении материально-технического обеспечения деятельности мировых судей деятельности мировых судей.
Для написания работы были использованы следующие методы:
общенаучные методы анализа и синтеза. Данные методы использовались для изучения и систематизации всей исследовательской и учебной литературы, комплекса нормативно-правовых актов РФ;
специальные методы:
системно-структурный метод (применялся для описания системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей).
Глава 1. Общая характеристика материально-технического обеспечения деятельности мировых судей
1.1 Понятие, цели и задачи материально-технического обеспечения деятельности мировых судей
Институт мировых судей является элементом судебной системы
Российской Федерации, приближенным к населению, обеспечивающим
доступность правосудия для граждан. Мировые судьи выступают в качестве
низшего звена системы судов общей юрисдикции, в функциональном смысле
особенностью мирового судьи, как судебного учреждения, выступает его
ограниченная юрисдикция по рассмотрению малозначительных дел по
упрощенной процедуре.
Перед мировыми судьями на данном этапе ставятся следующие задачи:
1) разгрузить районное звено судебной системы;
2) олицетворять идеи судебного федерализма;
3) облегчить доступ населения к правосудию;
4) увеличить оперативность судопроизводства .
Аппарат мирового судьи является структурным подразделением,
обеспечивающим его работу и принадлежит к структурам судебной власти. В
целях совершенствования деятельности аппарата мирового судьи,
предлагается законодательно закрепить: полномочия мирового судьи как руководителя суда, определить его полномочия по приему и увольнению,
прохождению службы работников аппарата мирового судьи; компетенции
аппарата мирового судьи по оказанию гражданам организационно-правовой
помощи. Сотрудники аппарата мирового судьи должны относиться к тем же
категориям и группам должностей государственной гражданской службы
субъекта Российской Федерации, что и сотрудники районного суда
применительно к федеральной государственной службе.
Загруженность мирового судьи является одной из первоочередных
причин для нарушения процессуальных сроков, сказывается на качестве
рассмотрения дел, существенно ограничивает доступ граждан к правосудию.
За последние годы предприняты многие меры по обеспечению
эффективности деятельности мировых судей. В частности, изменен
критерий, положенный в основу создания участков; решена проблема
невозможности замены мирового судьи в случае его долговременного
отсутствия; усовершенствовано законодательство в сфере противодействия
коррупции; проходит процесс информатизации делопроизводства на
судебных участках: введено электронное взаимодействие со службами
судебных приставов (что существенно упростило процесс направления на
исполнение государственной пошлины), помощники мировых судей
наделены полномочиями администрировать штрафы и т.д.
Мировой судья является специальным субъектом нравственной и
правовой культуры. Именно поведение судьи является основным критерием
оценки уровня профессиональной правовой культуры. Однако в современном
обществе зачастую отсутствует реальная деперсонализации судебной власти,
что препятствует созданию ее позитивного образа в общественном сознании.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что
недостатками деятельности мировых судей являются: необоснованное
отложения судебных заседаний на длительный срок, отсутствуют данные об
исполнение дел, нарушение делопроизводства. Все вышеизложенное
затрудняет надлежащие отправление правосудья по делам, рассматриваем
мировыми судьями и требует коррекции.
Организационно-техническое обеспечение деятельности мировых судей в РФ осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне, разными субъектами, что не может не сказываться на эффективности осуществления правосудия.
Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, то есть осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, которые относятся на счет федерального бюджета.
Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.
Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.
Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:
Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:
для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов; информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.
Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.
Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.
Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Парламентская газета. – 2002. - № 2-5.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Парламентская газета. – 2001. - № 241-242.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст.4532.
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 30. - ст. 1792.
6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 1. - ст. 1.
7. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Парламентская газета. – 2011. - № 8.
8. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 51. - ст. 6270.
9. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
11. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
12. Арутюнова Г.З. Правовые основы построения судебной системы Российской Федерации на современном этапе / Г.З. Арутюнова // Постулат. – 2021. – С. 97-101.
13. Антонов Е.Н. Судебная система РФ / Е.Н. Антонов // Общество и экономика. – 2021. – № 11. – С. 101-105.
14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. / М.В. Баглай – М.: НОРМА, 2019. – 325 с.
15. Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. В.М. Бозрова. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2021. – 568 с.
16. Васин В.Н. Гражданский процесс / В.Н. Васин, В.И. Казанцев. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
17. Власов А. А. Гражданский процесс / А.А. Власов. - М.: Юрайт, 2020. - 576 c.
18. Воронцова И.В. Гражданский процесс / И.В. Воронцова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 472 c.
19. Горелов С.С. Судебная система России: проблемы реформирования / С.С. Горелов // Инновационная наука. – 2019. – № 12-2. – С. 154-158.
20. Гражданский процесс. - М.: БЕК, 2017. - 462 c.
21. Гражданский процесс. - М.: Инфотропик Медиа, 2018. - 768 c.
22. Гражданский процесс. - М.: Статут, 2018. - 560 c.
23. Гражданский процесс. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 600 c.
24. Гумеров А.А. Право и суд в современном мире. Выпуск № 16: Материалы XVI Всероссийской ежегодной научно-практической конференции студентов «Актуальные проблемы юридической науки и судебной практики». – Казань, 2021. – 1020 с.
25. Кунаккузина З.Н. Судебная система Российской Федерации / Аллея науки. –2019. – Т. 4. –№ 1 (17). – С. 691-692.
26. Поляков Н.М. Коррупция в судебной системе и методы борьбы с ней / Н.М. Поляков // Отечественная юриспруденция. – 2021. – № 11 (25). – С. 33-36.
27. Радченко В. Закон «О судебной системе Российской Федерации» – базовый закон судебной реформы / В. Радченко // Российская юстиция. – 2021. – № 8. – С. 2-15.
28. Ханнанов Р.А., Шапошникова, Р.Р. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти// Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2020. – № 4 (04). – С. 86-88.
29. Харисов Д.Г. Судебная система РФ / Д.Г. Харисов // Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета – 2019. – С. 85-88.
30. Ярков В.В. Гражданский процесс / В.В. Ярков. - М.: Wolters Kluwer, 2018. - 736 c.