Фрагмент для ознакомления
2
В связи с этим, видимо обычно принято оценивать уровень скоростных способностей хоккеистов по их способностям выполнять скоростной маневр на коньках [5,6].
Во время игры часто спортсменам приходится оперативно реагировать на разные виды раздражителей (передвижения партнеров и противников, движения шайбы, быстро меняющаяся игровая ситуация и т.д.). В связи с этим, огромное значение будет иметь развитие быстроты простой и особенно сложных двигательных реакций.
В результате многочисленных исследований стартовой и дистанционной скорости бега хоккеиста на коньках ученые получили результат, который говорит о том, что как первая, так и вторая скорость будет определяться рядом факторов, из которых более важными будут:
- собственно-скоростные возможности спортсмена (скорость одиночного движения и частота шагов), которые во многом будут определяться частотой и силой эффекторной импульсации центральной нервной системы, подвижностью нервных процессов, а также особенностями строения мышц;
- взрывная сила мышц нижних конечностей, которая зависит от биомеханических факторов (от длины плеча рычагов и т.д.), внутримышечной координации (рекрутация и синхронизация двигательных единиц - ДЕ) и мышечной координации;
- техника бега на коньках, которая будет включать в себя состав и координационную структуру двигательного действа, временные соотношения основных фаз бега, рациональное распределение усилий в фазе отталкивания, положение туловища, своевременный перенос ОЦМ с одной ноги на другую, взаимные действия частей тела, последовательность рационального включения отдельных мышечных групп и т.д. [6].
Быстроту исполнения технического приема (к примеру, ведение, обводка, броски, передача шайбы) можно определить скоростью тактического мышления; скоростью одиночного движения и быстротой двигательной реакции; взрывной силой мышц плечевого пояса и в особенности кистей рук; техникой движения [5] .
Для определения развития скоростных способностей хоккеистов используются следующие тесты: -бег на 30 м со старта;-бег на 60 м;-бег на коньках [3].
1.2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Дети младшего школьного возраста, по собственному физическому развитию резко различаются от развития школьников начальных классов среднего и старшего школьного возраста. Многие показатели развития младших школьников не отличаются в мальчиков и девочек, так до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек подобные. Продолжает формироваться структура тканей, продолжается их нарастание.
Темп нарастания в длину до некоторой степени замедляется по сопоставлению с предшествующим периодом дошкольного возраста, но вес тела возрастает.
Рост школьников начальных классов возрастает ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.[7].
Важно усчитывать, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. Физические упражнения, при систематичности и оптимальности, стимулируют более удачное и полноценное развитие «пластических» процессов в организме. В младшем школьном возрасте происходит развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма.
Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная гибкость, что объясняется большой толщиной и податливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под воздействием неблагоприятных воздействий . Особое место в физическом развитии младшего школьников занимают координационные способности, поскольку они являются одними из основных жизненно важных физических качеств человека.
Младшим школьникам свойственны элементарные координационные способности, проявляющиеся в ходьбе, беге, прыжках, тогда как сложные оказываются непосредственно в какой-либо специальной деятельности.
У детей младшего школьного возраста координационные способности оказываются без учета скоростных, силовых и скоростно - силовых качеств, то есть оказываются абсолютные координационные способности.
Итак, для младшего школьного периода детства характерен интенсивный и неравномерное развитие всех органов и систем организма. Происходит быстрый рост двигательного аппарата и скелетной мускулатуры, что в значительной степени влияет на формирование осанки и развитие мышечной силы.
Совершенствование работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем обеспечивают выносливость организма. Развитие двигательного анализатора определяет развитие двигательных способностей: координационных, силовых, скоростно - силовых и др.
Несмотря на это, необходимо помнить, что организм ребенка еще далеко не совершенен и неадекватные физические нагрузки могут негативно сказаться на его развитии. Поэтому при подборе средств и методов физического воспитания, следует руководствоваться в первую очередь знаниями возрастных особенностей морфо - функционального развития детей младшего школьного возраста [8,9].
Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологического развития коры больших полушарий. В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее совершенствование центральной нервной системы, как морфологическое, так и функционально. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми. Состояние оптимальной возбудимости часто нарушается в сторону повышения, что приводит к легкой утомляемости детей.
Дети 7-8 лет больше ориентируются в пространстве, но восприятие времени у них остается еще несовершенным.
Младший школьный возраст - это период, в течение которого идет колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления , бурное развитие воображения , формирование произвольного внимания и смысловой памяти. Большое влияние на развитие умственной деятельности делают память и внимание.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дейв Чемберс Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства /Д. Чемберс.: М.: Советский спорт, 2012. – 68 с.
2. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры [Текст] / А. М. Максименко. – М. : Физическая культура, 2005. –351 с.
3. Мудрук, А. В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов: учебное пособие / А. В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 2005. – 36 с.
4. Савин В. П. Теория и методика хоккея: учебник / В. П. Савин. - М.: Академия, 2003. - 400 с.
5. Твист Питер. Хоккей: теория и практика: пер. с англ. / Питер Твист: предисловие Павла Буре. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 288 с.: ил.
6. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
7. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. – Малаховка, 2010. – 88 с.
8. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Минск.: Выш.шк., 2018. – 544 с.
9. Физическая культура : учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 424 с.
10. Физическая культура и спорт: методология, теория: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / И. Барчуков, А.А.; под редН.Н. Маликова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 528 с.
11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст]: учебник для студ. высшего сред. проф. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480с.
12. Хомякова, Т. И. Физическое воспитание и культура [Текст] / Т. И. Хомякова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 232 с.
13. Черпакина Л. П. Хоккей для трехлеток // Вестник Федерации хоккея России.№2. 2015. С. 17-20.