Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Определение темы работы. Основными понятиями в данном исследова-нии являются:
- малое предприятие представляет собой коммерческую организацию любой формы собственности с ограниченным числом рабочих мест, а также с незначительным объемом выручки;
- предпринимательство представляет собой самостоятельную, осу-ществляемую на собственный риск деятельность, которая направлена на по-лучение прибыли систематического характера;
- малый бизнес представляет собой вид предпринимательской деятель-ности, который опирается на работу небольших предприятий (малых).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предприятия малого бизнеса являются неотъемлемой частью современной рыночной эко-номики, без которых государство и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство вы-ступает сегодня в качестве одной из важнейших и движущих сил экономиче-ского и научно-технического прогресса и главного работодателя во многих отраслях экономики. По опыту развитых стран, в прошлом малые предприя-тия создавались в результате стремления отдельных граждан открыть соб-ственное дело, но в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность исполь-зования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их ко-личества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий про-порций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних ра-ботников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Цель работы – определить перспективы развития малого бизнеса в эко-номике России.
Задачи работы:
- представить понятие и сущность предприятий малого бизнеса;
- рассмотреть значение предприятий малого бизнеса для страны;
- охарактеризовать развитие предприятий малого бизнеса в экономике России;
- представить перспективы развития предприятий малого бизнеса в Рос-сии.
Объект работы – малые предприятия. Предмет работы – роль предпри-ятий малого бизнеса в экономике России.
Обзор используемых источников информации. Теоретической основной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных по вопросам развития малых предприятий. Среди ученых можно назвать Кли-мовских Н.В., Сайфиеву Р.Р., Смирного А.О., Хамидуллина А.Ф., Хоскинга А. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Граждан-ский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, регулирующие раз-витие малого предпринимательства, иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании данных Росстата и прочих сайтов о разви-тии предпринимательства.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заклю-чения, списка использованных источников. Во введении представлена акту-альность, цель и задачи исследования, объект и предмет, теоретическая осно-ва. В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические аспекты значе-ния предприятий малого бизнеса в экономике страны. Во второй главе работы представлено исследование развития малых предприятий в экономике России, их перспективы. В заключении представлены основные выводы по проделан-ной работе.
1 Теоретические аспекты значения предприятий малого бизнеса в экономике страны
1.1 Понятие и сущность предприятий малого бизнеса
На сегодняшний день понятие «предпринимательство» не имеет кон-кретного и точного объяснения, оно зависит от многих факторов при решении задач практики. Многие понимают предпринимательство как процесс, явление со своими критериями и показателями. Разные подходы к предприниматель-ству по-разному характеризовали пути его развития и становления. В начале ХХ века в русском языке часто начинают использовать термин «бизнес». Это определение понимается как деятельность, и не только экономическая, но и как предпринимательство, деловая жизнь, деловые круги, и так далее [26, с.348].
А. Хоскинг считал, что бизнес – это «деятельность, которая осуществ-ляется организациями или частными лицами для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие услуги, товары или день-ги, ведущая к взаимной выгоде организаций или заинтересованных лиц» [27, с.238]. Определение бизнес-сегмента, принятое в Европейском Союзе, наибо-лее близко к российскому.
В трудах ученых малый бизнес рассматривается как некий сектор эко-номики, как отдельная экономическая категория и даже как целостная эконо-мическая система.
Ученые Н.В. Климовских и А.О. Смирный «малое предприниматель-ство» определяют как социально-экономическую категорию, трактуют ее как особый вид предпринимательской деятельности, основная цель которой по-лучение прибыли и удовлетворение спроса на товары, работы и/или услуги. Предприниматель-собственник при этом действует на свой риск и на иннова-ционной основе под совою эконмическую ответственность, и стремится раци-онально использовать имеющиеся ресурсы и социально-экономические усло-вия [14, с.131].
Ф.Ф. Хамидуллин и Р.Р. Сайфиева определяют «малое предпринима-тельство» как хозяйственную систему, отмечая, что «… это сложная, вероят-ностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обме-на, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то ее входом являются матери-ально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, ин-формации, выходом - материально-вещественные потоки предметов потреб-ления, услуг, продукции, предназначенных для накопления и возмещения, то-варов для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом − воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых опре-деляется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов соб-ственности» [25, с.151].
Е.В. Романенко определяет категорию «малое предпринимательство» как отдельный сектор экономики, занимающий определенное место в соци-ально-экономическом пространстве, представляющее собой специфическое системное образование [20, с.122].
Определения малого и среднего бизнеса различаются во всем остальном мире. В ОЭСР предприятия определяются как «очень малые» с 19 работника-ми, как «малые» – до 99 человек, как «среднее» – от 100 до 499 человек, как «крупные» – более 500. В странах критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу отличаются. Так, например, размер капитала и объем продаж являются показателями в Великобритании, Италии, Японии, форма собственности – в Венгрии, немонополистическое положение на рынке – в США, независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре – в Японии [33].
Легального характера определение субъекта малого и среднего бизнеса в России представлено в ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии ма-лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если бази-роваться на данном законодательном акте, то субъекты малого бизнеса явля-ются субъектами экономики (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые отнесены согласно условиям, определенным в законе №209-ФЗ, к малым предприятиям, включая и микро-предприятия, и средние предприятия [2].
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполне-ния критериев в 2022 году - общие и дополнительные.
Критерии, являющиеся общими для всех [35]:
1. Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий - 15 человек;
- для малых предприятий - 16–100 человек;
- для средних предприятий - 101–250 человек.
2. Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:
- 120 млн. руб. - для микропредприятий;
- 800 млн. руб. - для малых предприятий;
2 млрд. руб. - для средних предприятий.
Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ:
- не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) ка-питале организации принадлежит: государству, субъектам РФ; муниципаль-ным образованиям; общественным и религиозным организациям (объедине-ниям); благотворительным и иным фондам;
- не более 49% принадлежит иностранным организациям и (или) компа-ниям, которые не являются субъектами малого и среднего предприниматель-ства (МСП).
Малый бизнес является определенного рода деятельностью физических либо юридических лиц, направление которой - на предоставление услуг либо продажу товаров.
В России малый бизнес может быть организован в любой организацион-но-правовой форме и практически во всех сферах бизнеса. В настоящее время малый бизнес – самый распространенный вид предпринимательства. Его легче организовывать, и в случае отсутствия большого опыта в работе, и даже при полном его отсутствии. Со временем малый бизнес может вырасти до средне-го при росте годового оборота и при привлечении большего числа ресурсов.
Но имеются предприятия, прекратившие свою работу в результате не-конкурентоспособности на рынке или нестабильности экономики, а также в результате вынужденных мер, пандемии COVID-19. Отличие малого бизнеса от крупного заключается прежде всего в размерах предприятия. Малый биз-нес предполагает деятельность небольших предприятий, для которых харак-терно небольшое число сотрудников (до 100 чел.), малый оборот (до 800 млн. руб./ год), небольшая величина уставного капитала [26, с.348].
К основным особенностям таких предприятий относятся:
- неразделимость объекта управления: экономический субъект управля-ет одним предприятием;
- неразделимость в отношении собственности и управления: руководи-телем является учредитель или владелец основной части капитала;
- количество работников предприятия позволяет прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы с каждым его сотрудником.
Считается, что малый бизнес – основа стабильности общества: он спо-собен быстро и эффективно приспособиться к новым экономическим услови-ям. «Здоровый, качественный бизнес возможен только в условиях экономиче-ской свободы. Здравомыслящий предприниматель никогда не начнет дело, если нити управления, контроль над ним и финансирование находятся в чу-жих руках» [16, с.7].
В условиях рыночной экономики устойчивое развитие малого и средне-го бизнеса имеет возможность адаптироваться к постоянно меняющейся кон-курентной среде. Опыт западных стран показывает, что основой иннова
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая). – М.: Норматика, 2022. – 608с.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 №209-ФЗ // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2007. - №31. – Ст.4006.
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпри-нимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии разви-тия малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на пе-риод до 2030 года»): распоряжение Правительства РФ от 02 июня 2016 №1083-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - №24. – Ст. 3549.
Литература
4. Абдуллаев А.М., Толибов И.Ш.У. К вопросу о роли предприни-мательства в современной экономике // Научный журнал. 2019. №7. – С.72-74.
5. Аллахвердиева Л.М., Искандеров М.В. Актуальные проблемы развития системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в РФ // Наука среди нас. 2018. №4. С.410-415.
6. Анохина С.А. Ключевые направления поддержки субъектов мало-го и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №1-1. С.5-8.
7. Арустанов Э.А. Предпринимательская деятельность: Учебник. М.: КноРус, 2016. 368с.
8. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской дея-тельности в условиях современной России: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. 395с.
9. Бечканов Д.М. Современные тенденции государственной под-держки предпринимательства // THEORETICAL & APPLIED SCIENCE. 2019. №1. С.228-232.
10. Варламова У.С., Алексин А.Ю. Развитие предпринимательства в современной России // Форум молодых ученых. 2019. №2. С.374-378.
11. Габдрахманова Н.Т. Развитие предпринимательства как важный аспект современной экономики // Инновации и инновационное развитие: эко-номические и правовые аспекты: сборник научных статей. Пенза: Глобус, 2019. С.36-40.
12. Дозмаров А.М. Пути совершенствования методов государствен-ного стимулирования развития малого предпринимательства // СКИФ. Вопро-сы студенческой науки. 2019. №7. С.188-191.
13. Замышляева Е.Л., Парушина Н.В. Параметры регулирования, признаки и риски предпринимательской деятельности в России // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. №3 (49). С. 122-132.
14. Климовских Н.В., Смирный А.О. Основные направления повыше-ния эффективности функционирования малого бизнеса в современных эконо-мических условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №6. С.131-136.
15. Курманов М.Ф. К вопросу о сущности предпринимательства в со-временных условиях // Финансовая экономика. 2019. №5. С.38-41.
16. Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Жукова Т.В. Оценка рентабельно-сти предпринимательской деятельности в управлении устойчивым бизнесом // Экономическая среда. 2019. №4 (30). С. 5-13.
17. Магомедова Х.М. Характер современного российского предпри-нимательства // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. №1. С.20-23.
18. Овчаренко Н.А. Экономическая эффективность как фундамен-тальный приоритет развития современного российского предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2019. №1. С.127-130.
19. Поляков Д.М. Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в России // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. №4S. С.41-43.
20. Романенко Е.В. Оценка конкурентного потенциала малого бизне-са: ресурсно-динамический подход // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей 3-й Всеросс. науч.-практ. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.121-125.
21. Сапожникас И.Д. Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге // Известия СПбГЭУ. 2018. №5 (113). С.17-20.
22. Страдымова А.Е., Севостьянова О.Г. Развитие предприниматель-ства в России // Молодежь в науке и предпринимательстве: сборник научных статей VIII междун. форума молодых ученых, посвященного 55-летию уни-верситета. Гомель: БТЭУПК, 2019. С.346-349.
23. Сендажы Ч.В., Манчык-Сат Ч.С. Государственное регулирование малого предпринимательства в экономике России // Экономика и социум. 2018. №6. С.1088-1090.
24. Сибирская Е.В., Овешникова Л.В. Современное предпринима-тельство: проблемы, анализ, перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2019. С.390-399.
25. Хамидуллин Ф.Ф., Сайфиева Р.Р. Современные тенденции регио-нального развития малого предпринимательства // Вестник ТИСБИ. 2018. №3. С.150-156.
26. Черошникова Е.Н. Организационно-правовые меры государствен-ной поддержки предпринимательства в современной России // Право и право-порядок: приоритетные направления развития: сборник научных трудов. Ха-баровск: ДГУ ПС, 2019. С.348-353.
27. Шахшаева Л.М. Анализ факторов развития современных структур предпринимательства // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. №2. С.238-245.
Электронные ресурсы
28. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.htm (Дата обращения - 05.03.2022).
29. Меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также НКО для преодоления последствий коронавирусной инфекции / Министерство эконо-мического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_19.html (Дата обращения - 05.03.2022).
30. Минэкономразвития распространило на самозанятых имуще-ственную и финансовую поддержку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9626403 (Дата обращения - 05.03.2022).
31. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zakonguru.com/goszakupki/smp.html (Дата обращения - 05.03.2022).
32. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: https://www.gks.ru (Дата обращения - 05.03.2022).
33. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tpprf.ru/ru (Дата обращения - 05.03.2022).
34. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринима-тельство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (Дата обращения - 05.03.2022).
35. Центр статистики МСП. Сведения ЕГРЮЛ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcsme.ru/ru/statistics (Дата обращения - 05.03.2022).