Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как его способность стабильно в течение продолжительного времени быть представленным на рынке, пользоваться по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что стремление предприятия к достижению поставленных целей основывается на способности получать и удерживать конкурентные преимущества, то есть способности быть предпочтенным из множества аналогичных предприятий. При этом указанные конкурентные преимущества основываются, в конечном итоге, на более высоком, по сравнению с аналогичными предприятиями, уровне эффективности (технологической и (или) рыночной) функционирования, характеризующей степень достижения целей различных уровней социума. Поэтому каждое предприятие стремится непосредственно влиять на свою конкурентоспособность.
Предметом работы является конкурентоспособность предприятий.
Целью работы выступает комплексный анализ понятия конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ, влияющих на результативность деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать характеристику понятия «конкурентоспособность»,
выявить основные факторы конкурентоспособности предприятия,
изучить степень конкурентоспособности предприятия ООО «Астрон»,
дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные компании «Астрон», аналитические порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности предприятия
1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности
Конкурентоспособность - это комплексная характеристика, учитывающая большое количество взаимосвязанных факторов. Оценка конкурентоспособности должна включать в себя потребительскую привлекательность и интересы производителей в производстве и реализации этой продукции . Экономические факторы определяют конкурентоспособность товаров, отражая интересы потребителей и производителей. Причем конкурентные факторы отражают не только параметры аналогичных товаров, но и характеризуют потребности потенциальных покупателей.
Исследование экономической сущности конкурентоспособности предприятия требует определения причин ее возникновения, что в свою очередь, обусловливает необходимость ответов на следующие важные вопросы о деятельности предприятия :
что такое предприятие как носитель конкурентоспособности?
какие качественные черты предприятия обусловливают наличие у него способности эффективно функционирование во внешней среде?
что обусловливает возникновение конкуренции между предприятиями?
Организация производственных, энергетических и информационных систем на предприятии является фактором определения степени его конкурентоспособности . Необходимо учитывать, что обособление предприятия от внешней среды представляет собой прерывания всех отношений между элементами предприятия и внешней средой.
Обязательное участие всех элементов предприятия в создании конечной продукции позволяет разграничить понятия предприятия и экономическую сущность конкурентоспособности:
Оценка уровня конкурентоспособности предприятий основана на результатах сравнительного мониторинга продукции конкурентов, анализе продукции предприятия и конкурентов . Такой подход направлен на достижение высокого уровня конкурентных преимуществ в определенном сегменте потребительского рынка. Это позволяет достичь высокого уровня эффективности маркетинговой деятельности в условиях конкретной рыночной ситуации.
Компания требует постоянного повышения конкурентоспособности продукции, увеличения объемов продаж в сегменте рынка за счет улучшения качества существующих или выпуска новых продуктов, которые отвечают требованиям потребителей на более высоком конкурентном уровне .
В современной экономике оценка конкурентоспособности является областью анализа. Результаты такого анализа могут быть применены в следующих областях :
- как информационная основа для принятия маркетинговых решений при планировании инновационной, технической и маркетинговой политики предприятия;
- в определении резервов для освоения новых рынков сбыта;
- в формировании механизма регулирования конкурентоспособности продукции для повышения конкурентоспособности продукции на определенном сегменте рынка.
Однако только системный подход к определению конкурентоспособности компании может дать шанс достичь высоких показателей эффективности .
В целом факторы конкурентоспособности предприятий можно разделить на две группы в зависимости от факторов, на которые мы можем влиять, и от тех факторов, которые не подлежат контролю со стороны предприятия.
Факторы, контролируемые компанией, включают в себя следующие пункты :
- характерные особенности изделия (уровень его качества, в том числе соответствие международным и национальным стандартам, эстетический и экологический уровень, статус безопасности, патентоспособность изделия и др.);
- уровень качества предпродажного и послепродажного обслуживания;
- условия, обеспечивающие наличие запасных частей и необходимой технической документации в период гарантийного и послегарантийного обслуживания, гарантийный срок, наличие сервисных центров, качество и полноту сервисного обслуживания;
- условия оплаты продукции (возможность получения кредита, отсрочки платежей, предоставление привлекательных скидок для посредников) ;
- высокая квалификация персонала компании, рациональность организационных и производственных структур;
- научный уровень системы управления;
- имидж компании;
- участие в ярмарках и выставках.
Таким образом, в целом можно определить, что конкурентоспособность – это способность предприятия стабильно в течение продолжительного времени реализовываться на рынке, пользоваться по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях .
Высокий уровень конкурентоспособности предприятий должен быть увязан с общей системой мер, направленных на укрепление экономической устойчивости национальной экономики. Это эффективная государственная политика, а именно: принятие эффективных законодательных актов и их фактическое внедрение в практику управления, а также анализ влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность продукции и изучение основных групп показателей конкурентоспособности продукции .
Уровень конкурентоспособности предприятий во многом зависит от внутренней среды, поэтому оценка внутренних возможностей предприятия, наряду с анализом внешней среды, имеет более высокую степень значимости. Факторы внешней среды могут быть приняты во внимание для принятия решений, которые являются более эффективными, когда мы выбираем конкурентную стратегию для повышения конкурентоспособности продукции и получения выигрыша за долю рынка. В конкретных рыночных условиях первым уровнем конкурентоспособности может быть качество продукции, цена, стоимость потребления, качество обслуживания и маркетинговая деятельность по продвижению продукции на рынок.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 256 c.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 162 с.
4. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2018. – 626 с.
5. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 386 с.
6. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
7. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
8. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2017. – 274 с.
9. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 266 с.
10. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
11. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 419 с.
12. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2018. - 320 c.
13. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2016. – 502 с.
14. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 425 c.
15. институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refa.de/home
16. управление предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru
17. экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/
18. журнал «Финансовый директор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fd.ru/
19. финансы и кредит [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru
20. финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finman.ru