Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в наше напряженное время, когда меняется весь существующий миропорядок, важно понимать, по какому пути пойдет процесс воспитания подрастающего поколения. В том, что он претерпит существенные изменяя, сомневаться не приходится. Старая модель нуждается в серьезной корректировке. Каждая нация, каждый этнос стоит сейчас перед выбором своего дальнейшего развития в изменяющимся мире. И здесь стоит задуматься о перспективах этнически сложившихся традиций в педагогике, которые на новом пути могут оказать существенную помощь. В обществе обозначился заказ на возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Возврат к народным традиция не прихоть, а необходимость, и грех было бы не использовать этот огромнейший потенциал.
Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством обеспечения организации и субъективного формирования этнической общности, ее индивидуализации. Они включают, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, с помощью четко регламентированных норм, правил и обычаев поведения, они создают модель поведения для новых поколений, являясь одним из наиболее важных образовательных факторов.
Для успешного воспитания подрастающего поколения современным педагогам необходимо знать традиционную культуру воспитания и науку, которая их изучает - этнопедагогику. Традиционная культура - это открытая целостная система, ядром которой является идеал нравственного человека, и построение различных форм педагогики строится в соответствии с этим идеалом.
Слова «традиция», что в переводе с латинского означает - устойчивые, исторически сложившиеся закономерности и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, привычки различных этнических групп, осознано передаваемых из поколения в поколение. В доиндустриальном обществе на протяжении многих веков большинство культурных ценностей передавалось через традиции; поэтому общество называлось традиционным. С наступление новой эпохи, деятельного века, традиционные связи стали ломаться, некоторые придавались забвению, что обозначило определённый нравственный кризис, выбраться из которого невероятно сложно. И если какой-то этнос желает сохранить свою самобытность, то он должен придать самое пристальное внимание процессу этнического воспитания, делая упор на традиционные народные ценности.
Изучение различных аспектов проблем народных традиций отражено в работах А.А. Алиев, К.Ш. Ахиярова Г.И. Батурина, З.П. Васильцова, Г.Н. Волкова В.М. Григорьева А.Е., Измайлова А.П., Орлова А.П., Сейсембаева К.Б., З.Б. Цаллагова и другие. Но в то же время изучение народных традиций, как фактора воспитания устойчивого патриотизма у детей и молодежи, требует дальнейшего изучения и развития, так как мир не стоит на месте, а сегодня он и вовсе находится во вздыбленном состоянии.
Актуальность данной работы заключается в том, что определить перспективы развития народных традиций, порожденных историческими, экономическими, социальными условиями, отражающими связи, взаимоотношения людей в обществе.
Сочетание народных традиций как средств воспитания представляет собой социально-психологическую систему, способную решать важнейшие образовательные задачи. Эффективность влияния народных традиций на образовательную сферу личности подрастающего поколения зависит от методов и форм воспитательной работы в школе, лагере, во внешкольной среде.
Ориентация процесса обучения школьников на основе народных традиций является длительным процессом, который разделяется на определенные этапы. На первом правильное представление детей обогащается соответствующими представлениями о народных традициях; на втором возникают адекватные эмоциональные и эстетические чувства; на третьем - моральное убеждение; на четвертом привычные формы и нормы поведения; на пятом, исходя из морального идеала, происходит сознательный выбор поведения и действий. То есть, происходит так называемое достижение идеала.
Цели работы:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы дать характеристику понятиям «народные традиции» и «народная культура» и их перспективы в педагогическом процессе.
2. Определить воспитательный потенциал этнически сложившихся традиций.
3. Определить перспективные формы и методы использования этнических традиций в образовательном процессе.
Задачи:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы дать характеристику понятиям «народные традиции» и «народная культура» в образовании.
2. Определить воспитательный потенциал народных традиций.
3. Определить приоритетные формы и методы использования народных традиций в образовательном процессе.
Объектом исследования является анализ теоретических и научных работ перспектив использования этнически сложившихся традиций в педагогике.
Предметом исследования является перспектива использования этнически сложившихся традиций в педагогике.
Методы:
1. Анализ литературы.
2. Анализ педагогической практики
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в воспитании
Перед современной системой образования остро стоит задача познакомить новые поколения с исторической памятью народа и сохранить ее в памяти наших детей. И задача эта, учитывая огромное бесконтрольное влияние средств массовой информации, является весьма трудной, так как немногие владеют такой методикой. Знания собственного наследия крайне необходимы для каждой нации. Наше прошлое может стать прочной основой стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залогом развития в будущем. Нам следует чаще обращаться к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, кладезь педагогической мысли и морального здоровья, но и потому, что это наши корни, менталитет, то, что отличает нас от другого народа, наше происхождение и, следовательно, задача воспитания подрастающего поколения сегодня - помочь ребенку запомнить и впитать национальную и племенную память, уважать свои древние корни, чтить память предков. Этого невозможно добиться, если систематически и целенаправленно не знакомить детей с истоками народной культуры.
Здесь стоит рассмотреть схему, наглядно показывающую, что же составляет понятие традиции. Рис. 1
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально заряженного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе путем создания особой среды, позволяющей напрямую с ней соприкоснуться. Высокая духовность и мораль, заложенные в традиционной культуре, что для наших детей не является, увы, бесспорным фактом, должны послужить гарантом приверженности здорового образа жизни, духовного и физического, гармоничной организации повседневной жизни, уважения к традициям, дружеских отношений с другими, любви и уважения к природе.
Воспитательная роль народной культуры имеет огромные перспективы, прежде всего в проявлении традиционной культуры через воздействие на каждую личность, от дошкольника до старшего юношеского возраста, позволяя активно влияет на весь образ жизни человека, а, значит, и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальную гордость, без которой вообще невозможно существование государства, способствует осознанию роли своего народа в мировой истории, ее вклад в земную цивилизацию.
Все эти навыки прежде всего закладываются в семейном воспитание, буквально впитывается с молоком матери. И в традиционных обществах ничего другого делать практически уже было не нужно, необходимый результат как бы достигался сам собой. Но сейчас мы должны с сожалением и прискорбием признать, что этот процесс семейной передачи народных ценностей, серьезно ослаблен, а где-то ослаблен необратимо. И дело тут не только в деятельном веке, хотя и он свою руку приложил практически повсеместно, где развился процесс технологического преобладания, сделав как бы не нужным национальную идентичность. Во многом мы тут сами виноваты. Если на Западе процесс разрушение традиционной семьи фактически был организован на государственном уровне, то у нас ослабление этого института целиком на совести снижения должного внимания
Фрагмент для ознакомления
3
Т.И. Бакланова. Народная художественная культура. Учебник, Москва, 2002 г.
2. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Избранные педагогические сочинения, сост. Л. Н.Литвин, Н.Т.Бритаев. – М. : Педагогика, 1987.
3. Ахияров, К. Ш.Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа : БГПИ, 1996.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974
5. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Психолого-педагогические проблемы современного образования //
6. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
7. Богомолова М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. Москва: Издательство «Флинта» Издательство «Наука», 2011.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогика . Москва: Академия, 1999.
9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6-ти т. Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988.
10. Новиков В. И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе : Автореф. дис.... канд. пед. наук / В. И. Новиков. – М., 1971.
11. Белоусова Е. В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Белоусова. Чебоксары, 1998.
12. Дроздов И. Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971.
13. Тарасова С. И. Традиции как стержень содержания духовного воспитания в русской народной педагогике / С. И. Тарасова // Гаудеамус. – 2002. - № 2(2).
14. Казначеев С. В. Этнопедагогика сегодня – возможный путь развития / С. В. Казначеев, М. Н. Ципцина, Г. Г. Легирь // Научный потенциал. – 2013. - № 4 (13).
15. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989
16. Тарасова С. И. Традиции как стержень содержания духовного воспитания в русской народной педагогике / С. И. Тарасова // Гаудеамус. – 2002. - № 2(2).
17. Казначеев С. В. Этнопедагогика сегодня – возможный путь развития / С. В. Казначеев, М. Н. Ципцина, Г. Г. Легирь // Научный потенциал. – 2013. - № 4 (13).
18. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – Люистон: Изд-во Эдвин Меллен Пресс, 2002. - 386 с.
19. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009
20. Бабаков, В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов. – М.: ИФ РАН, 1996. - 70 с.
21. Баева Г.И. Народные традиции в воспитании детей. [Электрон. ресурс]. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac68a5c53a88421316d27_0.html
22. Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие / О.Н. Бударина. – М.: Детство, 2008. - 400 с.
23. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М.: Дрофа, 2005. С. 54–131
24. Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский о национальном характере воспитания / В.Ю. Бельский // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 6. - С. 203-213.