Фрагмент для ознакомления
1
Введение….…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………….5
1.1.Сенсорное развитие как психолого- педагогическая проблема…………………………………………………………………………5
1.2. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….10
1.3. Системы сенсорного воспитания в психолого- педагогической литературе………………………………………………………………………20
Глава 2. Методические аспекты сенсорного воспитания детей дошкольного возраста………………...………………........................................26
2.1. Методика сенсорного воспитания дошкольников ……………….26
Заключение……………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………35
Фрагмент для ознакомления
2
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. [26]. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета [16].
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Цель исследования: изучить теоретические и методические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей дошкольног8о возраста.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать методику сенсорного воспитания дошкольников.
В рамках исследования применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников [11].
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.
Великий педагог Ф. Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Я. Амоса Коменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Ф. Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
- Движущие силы развития: внутренние и внешние.
- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.
В 1919 году известным философом Р. Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога М. Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые [5].
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.
В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия.
Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Э.Г.Пилюгина. Главное значение сенсорного воспитания - в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимова, С. В., Юдаева, О. В. Особенности сенсорного развития
детей раннего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016 - С. 18-20.
2. Белькович, В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования: метод. пособие / В.Ю. Белькович, Е.А. Менчинская. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2017.- 229 с.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с.
6. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
7. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
8. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
9. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. - М.: Академия педагогических наук, 2003. - 98с.
10. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
11.Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - с.76 - 78.
12.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред.
проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 416 с.
13. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста : игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 319 с.
14.Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014 - С. 136-139.
15. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
16. Морозова, О., Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 54-55.
17.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
18.Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 312 с.
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
20. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей / Под ред.Н.Н,Поддьякова,В.Н.Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 2001. - 192 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
22.Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.
23. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
24. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005. - с. 345.
25.Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
26.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
27.Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. - М. : Из-дательство ВЛАДОС, 2018. - 351 с.