Фрагмент для ознакомления
2
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять охрану труда и здоровья людей, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, в том числе в отношении такой особой категории, как беременные женщины, на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей.
Российская социальная политика каждый год направляется на одну из основных целевых групп нашей страны – семьи с детьми и дети. На поддержку данной группы – семей с детьми направлены общегуманитарные задачи. Важным для долгосрочного развития страны остаются инвестиции в человеческий капитал детей: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни.
Объявленное десятилетие детства в России, которое стартовало в 2018 году и будет длиться до 2027 года включительно, нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране, а значит и на семьи, в которых они растут и воспитываются.
Национальные цели, поставленные Президентом страны в 2018 году (двукратное снижение уровня бедности населения до 2024 года и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны, в том числе за счет увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчете на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 году) , подчеркивают актуальность данного направления. Достижение данных целей во многом возможно только при реализации эффективной социальной поддержки семей с детьми на общефедеральном уровне и на уровне отдельных регионов РФ. Всё это придает актуальность выбранной теме курсовой работы.
Проблемой исследования является постоянно меняющееся законодательство в области государственной помощи семьям, имеющим детей. За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социальной поддержки семей, имеющих детей. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также введены новые виды пособий. Для решения этой проблемы, в данной курсовой работе проанализируем виды государственной помощи семьям, имеющим детей, актуальную на 2022 г.
Объект исследования – государственная помощь как инструмент права социального обеспечения.
Предмет исследования – классификация государственной помощи семьям, имеющим детей.
Цель работы – изучить особенности государственной помощи семьям, имеющим детей в России.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– определить виды государственной помощи семьям, имеющих детей: льготы, пособия и другие выплаты;
– перечислить категории граждан имеющих право на государственную помощь семьям, имеющих детей;
– изучить классификацию государственной помощи семьям, имеющим детей.
Материал и методика исследования. Анализ регулирующих государственную помощь семьям, имеющих детей нормативно-правовых актов и научных материалов, посвященных изучаемой тематике и статистические данные.
В ходе проведения исследования использовались такие общенаучные методы диалектики и анализа, как: обобщение, наблюдение, сравнение, группировка, системный подход, классификация, научная абстракция и др.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Государственная помощь как инструмент права социального обеспечения: понятие, порядок назначения
1.1 Виды государственной помощи семьям, имеющих детей: льготы, пособия и другие выплаты
В настоящее время в обществе идут процессы, глубинно изменяющие многие социальные институты, одним из которых является семья. Семья представляет собою ценность для каждого гражданина. В связи с чем, очень важно, чтобы данный социальный институт не утратил своего предназначения, был стабилен и продолжал выполнять исторически сложившиеся социальные функции. Помочь в этом может и должно государство, взявшее на себя обязательства по поддержке семьи, её защите, сохранению традиционных семейных ценностей.
В нормах статьи 38 Конституции РФ государство объявляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 1 Семейного кодекса РФ закреплено: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Забота о семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач государства. Решая эту задачу, государство способствует: дальнейшему укреплению семьи, свободной от материальных расчётов и основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; всемерной охране интересов матери и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку .
Государственную помощь семьям, имеющих детей можно определить как меры, связанные с денежными выплатами семьям, имеющим детей (например, пособие при рождения ребенка, материнский капитал, выплаты при многоплодной беременности, в случае потери кормильца и пр.) .
В 1995 году был принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (далее – Закон 81-ФЗ). Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Также выплатам посвящен Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее – Порядок).
Статьей 3 Закон 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:
– пособие по беременности и родам;
– ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
– пособие на ребенка;
– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
– ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет .
В соответствии с пунктом 2 Порядка гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий, за исключением ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Законом 81-ФЗ. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством РФ.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в части, не определенной Законом 81-ФЗ, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Максимальное обеспечение состояния социальной защищенности и высокого уровня жизни населения, в особенности тех его слоев, которые в силу своего возраста, состояния здоровья, а также иных жизненных условий не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойную жизнь и нуждаются в государственной поддержке, что является важной задачей социального государства. Формирование законодательной основы, информационное обеспечение граждан о возможностях получения социальной помощи, укрепление финансовой системы социальной помощи выступают основными принципами социальной защиты населения .
Наряду с указанными принципами государственной социальной помощи, в условиях рынка приобретает особую значимость адресность государственной помощи. «В качестве особого вида государственного социального обеспечения адресная социальная помощь представляет огромный интерес с позиции научной и практической деятельности, особенно в контексте познания положительного опыта развитых стран. Такой интерес обусловлен, с одной стороны, масштабностью и интенсивностью произошедших за последнее время изменений в правовом регулировании социальной помощи малоимущим гражданам, с другой – острой необходимостью усиления борьбы с бедностью» .
Что касается обусловленного вида денежной помощи в рамках государственной адресной социальной помощи, она предоставляется семьям, относящимся к категории малообеспеченных, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов).
В своем Послании Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 года Президент РФ В.В. Путин отметил необходимость расширения практики социального контракта, который «призван стать своего рода индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи» .
В настоящий момент возможность предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта предусмотрено Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 8.1). В данном нормативном правовом акте определены категории граждан, которым оказывается государственная социальная помощь, перечислены обязательные для реализации мероприятия, указаны органы, содействующие реализации этих мероприятий и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. – 1996. – № 17.
3. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 03.12.2021) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. – 1997. – 20 ноября.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета. – 2001. – № 256.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Российская газета. – 1995. – № 99.
6. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – № 210.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. – 1999. – № 142.
8. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета. – 2000. – № 118.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. – 2006. – № 297.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. – 2006. – № 297.
11. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. – 2019. – № 145.
12. Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. – № 1.
13. Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. – № 117.
14. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
15. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. – 2018. – № 97с.
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. – 2020. – № 7.
17. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Российская газета. – 2022. – № 21.
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2020 № 668н (ред. от 20.12.2021) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
19. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 09.06.2021 № 322 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
20. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) (ред. от 17.10.2013). – М., Стандартинформ, 2006.
21. Решение Выборгского городского суда Ленинградской области № 2-2363/2020 2-2363/2020~М-1359/2020 М-1359/2020 от 29 июля 2020 г. по делу № 2-2363/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/.
22. Решение Подольского городского суда Московской области № 2-5290/2020 2-5290/2020~М-4605/2020 М-4605/2020 от 28 октября 2020 г. по делу № 2-5290/2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/.
23. Решение Ярцевского городского суда Смоленской области № 2-197/2021 2-197/2021~М-71/2021 М-71/2021 от 18 марта 2021 г. по делу № 2-197/2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/.
24. Елисеева, А. А. Государственная поддержка как основа трансформации института современной семьи / А. А. Елисеева // Социально-правовые аспекты трансформации института современной семьи в контексте реализации государственной семейной политики : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации, Тверь, 29 октября 2020 года / Под общей редакцией О.Ю. Ильиной. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 80-85.
25. Карпенко, О. И. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы / О. И. Карпенко, О. Ю. Павловская // Право. Журн. Высшей школы экономики. – 2018. – №1. – С. 78-91.
26. Кожахметова, А. А. Адресная социальная помощь как особый вид государственной социальной помощи / А. А. Кожахметова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2021. – № 2. – С. 153-157.
27. Кораблева, Н. Новые меры поддержки беременных женщин и детей / Н. Кораблева // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2021. – № 7.
28. Лацабидзе, Т. Д. Проблемы социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации: правовой аспект / Т. Д. Лацабидзе // Современные проблемы правотворчества и правоприменения : материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции в рамках Байкальского студенческого юридического форума-2021, Иркутск, 25 марта 2021 года. – Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. – С. 31-36.
29. Мухаметов, Д. А. Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг / Д. А. Мухаметов, В. П. Смолькин // Современные технологии управления. – 2020. – № 2(92). – С. 13.
30. Мухаметов, Д. А. Экономическая составляющая социальной поддержки семей с детьми / Д. А. Мухаметов // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2020. – № 2(22). – С. 49-53.
31. Степанова, М. П. Совершенствование механизма социальной поддержки семей с детьми в России / М. П. Степанова // Развитие современного общества: вызовы и возможности: материалы XVII международной научной конференции, в 4 т., Т. 2. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. – С. 754-759.
32. Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет, в общей численности малоимущих домашних хозяйств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13807.